• 89.02
  • 94.77
  • 0.95
  • 0.2

Акылбек Жапаров: Кыргызстан предлагает изучить вопрос создания Евразийского антикризисного фонда

ЕАЭС 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 25.02.22. /Кабар/. Кыргызская Республика предлагает изучить вопрос создания под эгидой Евразийского экономического союза Евразийского антикризисного фонда, нацеленного на достижение целей развития с гибкими и льготными инструментами финансирования. С таким предложением выступил председатель кабинета министров КР Акылбек Жапаров во время своего выступления на очередном заседании Евразийского межправительственного совета в широком формате, которое проходит в городе Нур-Султан (Республика Казахстан).

Как сообщает пресс-служба кабмина, в выступлении Акылбека Жапарова говорится:

«Уважаемые главы правительств,

Прошлый год задал тренд на восстановление экономической активности и наши экономики начали оправляться от пандемийного кризиса.

Несмотря на сохраняющуюся пандемию, рост торгового протекционизма и сложную социально-экономическую ситуацию в мире, Евразийский экономический союз под председательством Республики Казахстан весьма плодотворно завершил 2021 год. Общесоюзный рост ВВП по итогам прошлого января-ноября сложился на уровне 4,4 %, что выше среднемировых показателей. За этот же период промышленное производство в ЕАЭС выросло на 5,1 %.

Объем внешней торговли с третьими странами вырос на 34,3 %, в том числе экспорт товаров на 42,5 %. Объем взаимной торговли вырос на треть, а рост объемов экспорта отмечается во всех государствах - членах ЕАЭС.

Восстановление экономической активности - результат наших совместных действий по противодействию пандемии, обеспечению свободного перемещения товаров и созданию условий для бизнеса в кризисной ситуации.

В рамках председательства Кыргызской Республики в Евразийском экономическом союзе в обращении к главам государств интеграционного объединения, Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров отдельно выделил направление, связанное с поддержкой национальных экономик государств-членов и созданием инструментов для обеспечения такой поддержки с целью инклюзивного развития и сближения темпов экономического роста наших стран.

Уважаемые коллеги,

Мы рассмотрели доклад «О макроэкономической ситуации в государствах-членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития», представленный Сергеем Глазьевым.

Из доклада очевидно, что нарастает серьезное расхождение в развитии государств-членов ЕАЭС. Такое положение дел будет приводить к увеличению разрыва в уровне развития и доходах населения государств-членов организации.

Нам под силу остановить эту тенденцию путем создания предпосылок для конвергенции экономик государств-членов по уровню развития и доходам населения.

В этой связи предлагаю исходя из доклада Комиссии в соответствии с пунктом 6.1.6 Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года разработать действенные меры и конкретные механизмы, направленные на реализацию предложений по созданию предпосылок для конвергенции государств-членов по уровню экономического развития и доходов населения и представить нам на рассмотрение в текущем году.

Одним из важнейших направлений деятельности ЕАЭС должно быть создание условий для повышения внутренней устойчивости экономик государств-членов, включая обеспечение макроэкономической стабильности, а также устойчивости к внешнему воздействию. Однако данное направление сведено исключительно к мониторингу соблюдения государствами-членами макроэкономических показателей, заложенных в Договоре и вынесению рекомендаций.

Уважаемые участники заседания,

На сегодняшний день внешние шоки и макроэкономическое волнение испытывают практически все государства. Алгоритмов по сдерживанию этого давления в системе нашей организации нет. Мы уже имеем опыт, когда внешнее давление на одно из государств ЕАЭС, приводит к каскадному воздействию на весь Союз.

Вместе с этим геополитическая турбулентность ведет к нарастанию напряженности и давлению на экономики всех государств-членов организации. В этих условиях имея тесные экономические взаимосвязи мы должны сплотиться и совместными усилиями противостоять этим вызовам.

В целях сдерживания негативного внешнего воздействия необходимо предпринять совместные меры по нивелированию внешнеэкономического давления на ЕАЭС.

При этом необходимо разработать программы целевой поддержки экономического развития организации в целях обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивости к внешним шокам.

Такие программы должны стать логическим продолжением работы по достижению основных целей Договора о Евразийском экономическом союзе. Кроме того, нам необходимо немедленно приступить к разработке и реализации совместных проектов в промышленной и агропромышленной сфере, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и импортозамещения, в том числе в высокотехнологичной сфере, а также призываю ускорить работу по переходу на взаиморасчеты в национальных валютах.

Еще одним ключевым направлением устойчивого развития является целевая поддержка малых экономик.

У нас нет институтов и фондов развития в классическом понимании. Евразийский банк развития работает в рамках бизнес-ориентированных подходов с процентными ставками коммерческих банков и направленностью на извлечение прибыли.

Необходимо разработать основы для функционирования полноценного института развития, который будет заниматься не только льготным и долгосрочным финансированием многоцелевых программ, но и научно-исследовательской работой и разработкой проектов с мультипликативным синергетическим эффектом.

Нам необходимо подумать над созданием под эгидой Союза Евразийского антикризисного фонда, нацеленного на достижение целей развития с гибкими и льготными инструментами финансирования вышеотмеченных программ развития.

Для начала предлагаю посмотреть опыт Российской Федерации по функционированию Агентства стратегических инициатив в целях поддержки системных проектов и направлений сотрудничества.

Уважаемые коллеги,

Сегодня нами были рассмотрены и другие важные вопросы, которые позволят решить ряд насущных проблем и задач. Так, успешная реализация Соглашения о применении навигационных пломб и Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза позволит решить определенные проблемы с перемещением товаров внутри интеграционного объединения и их беспрепятственным транзитом.

Ускоренное развитие электронной коммерции и отсутствие единых механизмов регулирования требует выработки и сближение подходов между нашими странами как во взаимной, так и во внешней торговле товарами на электронных площадках.

В этом направлении в Кыргызской Республике с введением нового Налогового кодекса появилась нормативная база для регулирования электронной торговли. Рассматриваемый сегодня вопрос о внесении изменений в Союзный Договор в части определения взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме является весьма своевременным. Но это только начало нашей работы. Комиссии необходимо определить дальнейшие совместные шаги по сотрудничеству в развитии и регулирования электронной торговли.

Важным аспектом наращивания объемов взаимной и международной торговли является повышение транзитного потенциала, так как транспортные системы государств-членов позволяют обеспечить оптимальную транспортную связанность в направлении «Восток-Запад» и «Север-Юг».

Одной из причин, препятствующих раскрытию потенциала транспортных коридоров, является отсутствие необходимых звеньев железнодорожной инфраструктуры на территории отдельных государств-членов ЕАЭС.

Создание и дальнейшее развитие железнодорожной транспортной инфраструктуры на территории государств-членов будет содействовать как экономическому продвижению наших государств-членов, так и развитию мировой торговли.

Наряду с этим, Кыргызская Республика выступает за необходимость создания и развития соответствующей товаропроводящей системы и логистической инфраструктуры по маршруту следования межгосударственных коридоров с возможностью оказания полного перечня сопутствующих транспортно-логистических услуг по принципу «одного окна».

В данном контексте перспективным является проект «Евразийский агроэкспресс», который направлен на построение скоординированной логистической цепочки с диверсификацией транспортных коридоров.

Поддержка совместного проекта по осуществлению ускоренных железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции «Евразийский агроэкспресс» придаст новый импульс двустороннему сотрудничеству и расширит возможности экспорта товаров.

Еще одним важным вопросом требующего оперативного решения является признание документов по вакцинации, в том числе вакцин против COVID-19, которые применяются на территории Евразийского экономического пространства.

На сегодняшний день уже есть практика взаимного признания сертификатов о вакцинации против COVID-19 в государствах - членах ЕАЭС, Российская Федерация и Республика Казахстан договорились о признании сертификатов против COVID-19 на двусторонней основе.

Мы считаем, что этот опыт можно было бы расширить для использования на все пять стран для эффективного формирования системы целевого содействия восстановлению экономик в постковидный период и дальнейшего экономического развития государств-членов.

Убежден, что проводимая нами работа и своевременно принятые решения будут способствовать дальнейшему развитию евразийской интеграции и повышению благосостоянию наших граждан».

Комментарии

Оставить комментарий