• 79.5
  • 84.83
  • 1.4
  • 0.19

В Госантимонополии КР обсудили ситуацию на рынке молока

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 13.01.22. /Кабар/. Рынок молока, а также продуктовые сегменты этого рынка в нашей республике относятся к конкурентным рынкам. Потребность в молоке и молочных продуктах на нашем рынке обеспечивается, в основном, за счет собственного производства и импортными поставками из стран ЕАЭС.

Исключением является закупка и переработка молока в отдельных областях, где осуществляют свою деятельность субъекты-доминанты.

Так в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Кыргызской Республики, по закупке молока включены:
- в июне 2018г. по Чуйской области - ОсОО «Умут и Ко» на основании статьи 4 Закона КР «О конкуренции»;
- в августе 2019 г. по Таласской области - 4 хозяйствующих субъекта – ЗАО «Талас Сут», ОАО «Арашан», ИП Тууганбаев Б., ОсОО «Эмилия» на основании пунктов 1, 4, 5 части 1 статьи 4 Закона Кыргызской Республики «О конкуренции».

За деятельностью вышеперечисленных субъектов пока ведется только экономико-статистическое наблюдение в рамках закона КР «О конкуренции» без прямого государственного регулирования. Однако сейчас на стадии принятия находится проект Закона КР «О ценообразовании», которым будут пересмотрены требования к субъектам-доминантам. В частности – это декларирование цен и обоснованность их повышения (указание причин).

Также молоко жирностью 2,5-3,2% включено в Перечень социально значимых товаров, на которые может быть введено временное государственное регулирование цен на внутреннем рынке Кыргызской Республики (Постановлением Правительства КР «О государственном регулировании цен на отдельные виды социально значимых товаров» от 22 апреля 2009 года № 242).

В связи с чем, в целях применения мер антимонопольного реагирования в случае выявления необоснованного роста цен, Госагентством на постоянной основе проводится мониторинг цен, в том числе, и на молоко.

Результаты мониторинга рыночных розничных цен на молоко пастеризованное 2,5-3,2% жирности показывают следующую динамику:
(сом/литр)

КР

г.Бишкек

г.Токмок

г.Нарын

г.Каракол

г.Талас

г.Ош

г.Джалал-Абад

Январь 2020г.

60,2

48,0

47,0

60,0

71,3

72,5

62,5

60,0

Февраль 2020г.

60,1

48,0

46,3

61,1

70,0

72,5

62,5

60,0

Март 2020г.

60,3

47,7

47,2

61,5

70,0

72,5

63,3

60,0

Апрель 2020г.

54,6

47,5

48,0

43,5

48,5

56,5

74,2

64,0

Май 2020г.

53,0

43,4

47,0

42,8

46,5

52,8

74,4

64,0

Июнь 2020г.

47,8

41,5

44,4

42,5

44,5

41,5

56,4

64,0

Июль 2020г.

47,0

41,5

44,5

42,5

44,5

41,5

50,5

64,0

КР

г.Бишкек

г.Токмок

г.Нарын

г.Каракол

г.Талас

г.Ош

г.Джалал-Абад

Август 2020г.

47,0

41,5

44,5

42,5

44,5

41,5

50,5

64,0

Сентябрь 2020г.

47,0

41,5

44,5

42,5

44,5

41,5

50,5

64,0

Октябрь 2020г.

47,0

41,5

44,5

42,5

44,5

41,5

50,5

64,0

Ноябрь 2020г.

47,3

41,5

44,5

42,5

45,8

42,3

50,5

64,0

Декабрь 2020г.

47,8

42,0

44,5

42,5

45,5

45,3

50,5

64,0

Январь 2021г.

48,8

42,0

44,5

46,0

45,3

46,0

53,9

64,0

Февраль 2021г.

48,8

42,0

44,5

43,8

46,5

46,0

55,0

64,0

Март 2021г.

49,5

42,0

44,5

45,0

46,5

49,4

55,0

64,0

Апрель 2021г.

49,8

42,0

44,5

45,9

46,5

50,5

55,0

64,0

Май 2021г.

49,8

42,0

44,5

47,5

46,5

49,4

55,0

64,0

Июнь 2021г.

48,7

42,0

44,5

47,5

46,5

50,5

52,0

58,1

Июль 2021г.

47,8

42,0

44,5

47,4

46,5

51,8

50,0

52,3

Август 2021г.

47,4

42,0

44,5

47,0

46,5

50,0

50,0

52,0

Сентябрь 2021г.

46,9

43,1

43,5

47,0

46,4

45,2

51,0

52,0

Октябрь 2021г.

48,2

47,5

42,0

47,0

46,0

47,8

55,0

52,0

Ноябрь 2021г.

48,4

47,5

42,0

47,0

47,1

48,4

55,0

52,0

Декабрь 2021г.

51,6

50,5

46,8

47,0

52,4

56,7

55,0

52,9

В Баткене отсутствует пастеризованное молоко, в продаже только сырое и ультрапастеризованное.

Более наглядно динамику средних по республике рыночных розничных цен на молоко показывает приведенная ниже диаграмма:

Как видно, из приведенной диаграммы, тенденции прошедших двух лет повторяют очертания друг друга, т.е. сказывается влияние сезонного фактора, т.е. зимнее снижение надоев и сокращение предложения сырья – сырого молока.

Отметим, что цены на молоко также сильно зависят от цен на корма, которые в себестоимости молока занимают около 50%, а цены на них имеют тенденцию роста.

В связи с чем, цены на молоко в летний период традиционно снижаются, а в зимний период – повышаются. Повышается зимой и жирность молока.

Ежегодно в весенний период с появлением зеленых кормов и увеличением надоев, т.е. с увеличением предложения сырья, молокоперерабатывающие заводы снижают закупочные цены, а с наступлением зимнего периода – повышают.

И ежегодно весной ситуация повторяется из-за падения закупочных цен возникают недовольства фермеров. В зимнее время, при высоких закупочных ценах возникает недовольство населения, потребителей.

Объяснимо, что это колебание цен происходит по рыночным законам, однако необходимо учитывать социальную значимость этого продукта – молока.

Тем более, что в этом году закупочные цены на сырое молоко возросли и, как следствие, пастеризованное молоко для потребителя адекватно выросло в цене.

По данным территориальных подразделений Госагентства, сейчас в закупочные цены на сырое молоко достигают 35-45 сом за 1 л, тогда как в предыдущие годы – не превышали 25 сом за 1 л.

Поэтому Госагентством 12 января 2022 года было организовано рабочее совещание с участием молокоперерабатывающих заводов и Ассоциации «Улуттук кыргыз сут» для выяснения причин такого роста закупочных цен и выяснения проблем переработчиков сырого молока.

Единогласно участники молочного рынка основной причиной роста назвали удорожание сырья за последние месяцы на 40-50% из-за возросших цен на корма.

В связи с чем, чтобы стимулировать производство сырого молока населением, заводами были повышены закупочные цены, исходя из разумной экономической выгоды крестьян-производителей сырья.

Оптово-отпускные цены заводов на молоко пастеризованное и молочную продукцию зависят от того, производится натуральная продукция либо с добавлением растительных жиров или восстановленное молоко. Цены на последние, соответственно, ниже.

По итогам совещания Госагентством субъектам молочного рынка вынесены следующие рекомендации:
- молокоперерабатывающим заводам строго соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, норм закона КР «О конкуренции»;
- не допускать действий, которые могут привести к нарушению норм антимонопольного законодательства КР;
- придерживаться социально-ориентированной ценовой политики и не допустить необоснованного повышения цен.

Также Госагентство уведомило участников совещания об изменении антимонопольного законодательства в части усиления ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (часть из которых уже имеет силу – это оборотные и увеличенные штрафы).

В свою очередь, со стороны Госагентства будут сформированы предложения по решению проблем на рынке молока и направлены в Министерство экономики и коммерции КР.

Комментарии

Оставить комментарий