В Кыргызстане предложили решение проблемы текучести кадров на госслужбе – потребуется 355 млн сомов

Кабмин 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 10.03.22. /Индира Камчыбекова-Кабар/. На общественное обсуждение с 10 марта 2022 года выносится проект закона «О внесении изменений в Закон КР «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»

Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша Аманкан Кенжебаев, Мирлан Самыйкожо.

Согласно законопроекту, государственная служба в КР финансируется из государственного бюджета, таким образом, госслужба всегда существует в условиях ограниченных ресурсов. Как результат, материальное вознаграждение государственных служащих всегда существенно ниже, чем вознаграждение специалистов такого же статуса в других сферах деятельности.

В этой связи, как правило, свободные вакансии в государственных органах исполнительной власти замещаются выпускниками вузов, не имеющими стажа работы, которые, поработав два-три года и набравшись опыта, с легкостью уходят на другую работу.

Действующее законодательство во многих государственных структурах не предусматривает существенную разницу в заработной плате по одной должности между работником, проработавшим пять лет, и только что поступившим. Поэтому примерно к третьему-пятому году работы на одном месте госслужащий начинает сравнивать свой профессиональный уровень с размером получаемой заработной платы и решается на смену работы в случаях поступления более выгодного карьерного или финансового предложения.

Высокий уровень текучести кадров негативно влияет на сознание госслужащих, формирует ощущение нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне. К тому же человек, собирающийся уволиться, как правило, обсуждает это с коллегами, подчеркивая недостатки работы, что способствует появлению и у других желания сменить работу.

У лиц, решивших уволиться, снижается интерес к труду. До увольнения они не исполняют или не в полной мере исполняют свои должностные обязанности. С этого периода вплоть до принятия нового сотрудника, его обучения и адаптации увеличивается нагрузка на остающихся работников.

Кроме того, при высокой сменяемости кадров реализация проводимой в стране административной реформы и программ повышения уровня квалификации госслужащих становится бесперспективной. Так как обучившиеся за счет средств государства квалифицированные сотрудники уходят работать в коммерческие структуры.

От уровня текучести кадров напрямую зависит качество работы госоргана. Чем уровень текучести больше, тем ниже качество "производства" и предоставления государственных услуг органами исполнительной власти гражданам и юридическим лицам.

При большой текучести кадров существенно увеличиваются издержки (затраты) на содержание государственного органа:
- издержки (затраты) на оформление увольнения и затраты на выплату выходных пособий;
- издержки (затраты), связанные с процедурой поиска нового работника, проведением конкурса, отбором кандидатов;
- издержки (затраты) на оформление принятия нового работника и затраты на его обучение;
- издержки (затраты), связанные с адаптацией новых работников.

Государственная гражданская служба является специфической формой трудовой, а точнее служебной деятельности, что определяется ее ключевой ролью в процессах управления обществом и государством. Но при этом и сама служба нуждается в эффективном управлении и стабильности, направленными на повышение качества работы государственных гражданских служащих, что, в свою очередь, зависит от применяемых методов стимулирования труда.

Стимулирование является инструментом управления мотивацией человека посредством внешнего побуждения к активности через различные блага (стимулы), способные удовлетворить потребности человека. Стимулирование трудовой деятельности в организациях осуществляется с помощью системы материального и морального воздействия.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Закона Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» Система оплаты труда основывается на иерархии должностей и является материальной мотивацией служащих. Заработная плата включает в себя должностной оклад, надбавки за выслугу лет и ненормированный рабочий день и компенсационные суммы за транспортные расходы, а также расходы на питание.

Однако в реальности заработная плата государственного гражданского служащего с учетом того, что очень малая часть государственных служащих получают вышеуказанные надбавки и компенсационные суммы является достаточно слабым стимулом к труду и повышению его качества. Это значит, что существуют или, по крайней мере должны существовать другие методы стимулирования труда государственного гражданского служащего.

Инициированным законопроектом предлагается как одним из методов стимулирования за имеющийся классный чин и стаж работы на государственной и муниципальной службе 5 и более лет, установить надбавку к заработной плате государственного и муниципального служащего за классный чин, а также предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск, где длительность последнего будет зависеть от выслуги лет государственного и муниципального служащего.

При этом на выплату надбавок за классные чины государственных и муниципальных служащих из государственного бюджета потребуются финансовые средства в сумме 256 млн сомов. Дополнительная потребность в финансовых средствах при увеличении продолжительности оплачиваемого отпуска государственных и муниципальных служащих согласно расчетам, произведенным на основе усредненных данных, составит 99,7 млн сомов.

Комментарии

Оставить комментарий