• 88.66
  • 94.91
  • 0.96
  • 0.2

Повышение потенциала для адаптационного планирования в секторе сохранения биоразнообразия в условиях изменения климата КР

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 06.09.23. /Кабар/. Несмотря на то, что наша страна является небольшой с точки зрения занимаемой территории (0,13% от мировой суши), она входит в число 200 приоритетных экологических регионов планеты.

При этом в Кыргызстане сконцентрировано большое количество видового разнообразия - около 2% видов мировой флоры и 3% видов мировой фауны находятся именно в нашей республике. Мы живем в уникальном месте. Особенностью наших горных экосистем является высокое биологическое разнообразие за счет вертикальной поясности, различий экологических условий на склонах разных экспозиций и их крутизны, пестроты геологических пород.

В разнообразных экосистемах республики зарегистрировано около 26 500 видов вирусов, бактерий, грибов, растений и животных, многие из которых эндемики, то есть встречаются только в Кыргызстане.

Но уникальность нашей страны налагает на нас и огромную ответственность. Мало просто жить рядом с красотами или заниматься туризмом, наша глобальная ответственность – сохранить это биоразнообразие. Проблема усугубляется тем, что сегодня идет изменение климата. Причем не только в Кыргызстане, но и в целом на планете.

Эксперт сектора биоразнообразия Венера Сураппаева разъяснила, как изменения климата могут отразиться на Кыргызстане.

«Температура повышается, осадки уменьшаются, и это влияет на состояние биоразнообразия: на генетическое, видовое и экосистемное разнообразие.

Изменение климата приводит к деградации и сокращению экосистем, смещению границ и ареалов обитания объектов животного и растительного мира, а также к увеличению вспышек массового размножения вредителей.

Примером могут служить лесные экосистемы Кыргызстана и их уязвимость к изменению климата, потому что увеличение температуры влияет на смещение нижней границы произрастания. К примеру, уже отмечается смещение нижней границы елового леса за счет движения температурного оптимума ели тянь-шанской (Picea schrenkiana subsp. tianschanica) по вертикали вверх.

Прогноз показывает, что температура воздуха в Кыргызстане будет расти, а значит смещение нижней границы лесов тоже продолжится. Это может привести к потере площади лесов, т.к. на высоте 4000 м над уровнем моря начинаются скалы и ледники, где произрастание лесов невозможно.

Конечно, это случится не за один день, и даже не за 10 лет, но такая перспектива уже прорисовывается.

Изменения климата также повлияет на сокращение местообитаний таких животных, как снежный барс, архар, что скажется на их численности. Может измениться биология животных, вегетационный период растений, что приведет к их сокращению.

Поэтому уже сейчас мы должны думать, что нужно сделать, чтобы адаптироваться к последствиям изменения климата в сфере биоразнообразия и пройти с малыми потерями.

Для этого нам необходим Национальный адаптационный план, в котором поэтапно, пошагово государство намерено реализовывать различные меры, в том числе касающиеся биоразнообразия.

Правительство Кыргызской Республики уже определило сектора для адаптационного планирования. Всего определены четыре приоритетных сектора для адаптации к изменению климата, с ответственными ведомствами:

  • Управление бедствиями и чрезвычайными ситуациями - Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики,
  • Здравоохранение - Министерство здравоохранения Кыргызской Республики,
  • Сохранение биоразнообразия - Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики,
  • Сельское хозяйство и ирригация - Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики.

В рамках проекта "Продвижение процесса разработки Национального адаптационного плана (НАП) для среднесрочного и долгосрочного планирования и реализации адаптационных мер к изменению климата в Кыргызской Республике", реализуемого ПРООН, и финансируемый ЗКФ была проведена оценка институционального потенциала сектора биоразнообразия в контексте адаптационного планирования.

Цель оценки потенциала состояла в том, чтобы лучше понять потребности в обучении сотрудников ведомств, наиболее вовлеченных в планирование адаптации. Потенциал оценивался по следующим категориям: (i) долгосрочное видение и мандат; (ii) институциональная и правовая база; (iii) планирование и реализация; (iv) координация и партнерство; (v) мониторинг и оценка; и (vi) климатическая информация и оценка рисков.

В секторе «Сохранение биоразнообразия» наибольший потенциал достигнут в категории «Координация и партнерство» (49%). При этом эксперты рекомендуют усилить взаимодействие Министерства природных ресурсов, экологии и технического надзора с негосударственными заинтересованными сторонами по вопросам адаптации к изменению климата, в частности повысив эффективность существующих институциональных механизмов, пересмотрев отраслевой план.

Равный потенциал по 31% был продемонстрирован в категориях «Институциональные и правовые рамки», «Мониторинг и оценка» и «Климатическая информация и оценка рисков». Обновления в части включения уязвимости и климатических рисков требует Среднесрочный план сохранения биоразнообразия на 2014-2020 годы. Внести адаптацию к изменению климата необходимо и в большинство законодательных документов, направленных на сохранение биоразнообразия. В целом, необходимо разработать правовую базу для эффективной оценки климатических рисков, планирования адаптации, определения приоритетов и реализации.

В этом направлении эксперты предлагают разработать Закон об изменении климата. Аналогичные законы существуют в других странах, например, в Японии, Финляндии, США и т.д. Закон может касаться как смягчения последствий (например, путем установления национального целевого показателя выбросов парниковых газов), так и адаптации к изменению климата. С точки зрения адаптации Закон об изменении климата может включать обязательные стратегии адаптации к изменению климата для всех государственных учреждений, включая Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора, с мерами по адаптации и целевыми показателями для всех секторов, включая сохранение биоразнообразия. Каждое государственное учреждение должно готовить ежегодные и пятилетние отчеты о реализации отраслевых стратегий адаптации.

В категории «Мониторинг и оценка» было отмечено отсутствие четко определенных показателей адаптации к изменению климата и процедурам отчетности, а также отсутствие институциональных механизмов для отчетности о результатах адаптации на отраслевом и национальном уровнях.

Такая ситуация во многом сложилась потому, что ведомство не имеет мандата на управление и предоставление информации об уязвимости климата, опасностях и воздействиях, также конкретных механизмов для адаптации информации и обмена знаниями. Эксперты рекомендовали создать условия для повышения осведомленности сотрудников министерства о проблемах изменения климата и принятии решений, основанных на климатических рисках. Поскольку в настоящее время они не обладают возможностями для анализа климатических сценариев, оценки уязвимости климата, предоставления информации об опасностях и воздействиях для поддержки принятия решений по адаптации.

Значительной работы требует и категория «Планирование и реализация», по которой потенциал сектора «Сохранение биоразнообразия» оценивается на уровне 23%. Эксперты выявили отсутствие скрининга, оценки и отбора проектов с учетом климатических условий. Министерству рекомендовано включить соответствующие приоритеты по адаптации к изменению климата в секторальное планирование.

Большая работа должна быть проделана на уровне стратегического планирования, необходимо разработать Национальную стратегию и План действий по сохранению снежного барса в Кыргызской Республике до 2040 или даже 2045 года, программу адаптации к изменению климата и План действий для лесного сектора и сектора биоразнообразия обновить приоритеты по сохранению водно-болотных угодий.

На основе результатов оценки была разработана Программа развития потенциала с указанием действий на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Также были разработаны обучающие модули и проведены тренинги для сотрудников ведомства, предназначенные для дальнейшего повышения их компетенций в области адаптации к изменению климата.

«Если раньше мы просто говорили, да, изменение климата идет, то с момента подписания Парижского соглашения встал вопрос о том, что нужно адаптироваться к последствиям изменения климата. Безусловно, в предыдущие годы мы также работали над сохранением национального биоразнообразия, но делали это традиционно, без учета изменения климата» - отметила В.Сураппаева.

При этом нужно отметить, что адаптация к изменению климата - новое направление не только для Кыргызстана, но и для других стран. Если более 190 стран впервые объединили свои усилия по борьбе с изменениями климата 8 лет назад, то вопросы адаптации к нему активно начали рассматривать после Парижского соглашения, которое Кыргызстан ратифицировал в 2019 г.

Перед проведением оценки потенциала был изучен имеющийся международный опыт, и нужно сказать, не существует единой терминологии в вопросе адаптации. Но сегодня мы уже видим, что необходимо включить вопросы адаптации на законодательном уровне. “Необходимо включить вопросы изменения климата в функциональные обязанности сотрудников министерства, что приведет к увеличению объема работы”, - отметила эксперт сектора биоразнообразия.

Вопросы изменения климата и адаптации к этим изменениям имеют межсекторальный характер, поэтому не должны быть функцией только одного министерства, все релевантные министерства и ведомства должны включить адаптационные приоритеты в свои положения. Кыргызстан уже взял на себя международные обязательства, присоединившись к Рамочной конвенции по изменению климата, которая призывает все страны принимать меры по адаптации к изменению климата.

Конечная цель Конвенции – стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере «на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного (то есть обусловленного деятельностью человека) воздействия на климатическую систему». В документе указано, что «такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе».

Вторым основополагающим обязательством стала ратификация Парижского соглашения, в котором четко написано, что каждая страна-участница должна принимать все меры, чтобы температура воздуха не увеличилась более, чем на 1,5 градуса по Цельсию. А также необходимо адаптировать всю страновую деятельность к изменениям климата.

И эти обязательства должны стать приоритетными при разработке национальных стратегий развития, чтобы сохранить уникальность нашей страны и выполнять свои международные обязательства.

Комментарии

Оставить комментарий