• 86.5
  • 91.18
  • 0.86
  • 0.17

30 лет независимости КР: Развитие государственно-частного партнерства в республике

30-летие Кыргызстана 0

Читайте и смотрите нас в

В этом году Кыргызстан отмечает 30-летие независимости. За период становления независимости и перехода к рыночной экономики Кыргызстан пережил много событий в экономике. Одним из таких событий стало создание и развитие государственно-частного партнерства как инструмент развития реального сектора экономики и эффективного управления предприятиями.

Вопросы государственно-частного партнерства возникли с самого начала обретения независимости. Так как в самом начале Кыргызстан, имеющий на тот момент плановую экономику, связанную со экономиками стран СССР, был вынужден переформатировать экономику на рыночную и закрепиться в темпах развития. Конечно, хоть в самом начале у государства имелось очень много различных предприятий, они начали терять свою актуальность в связи с утратой связей с другими предприятиями и рынками сбыта в союзных республиках, так встал вопрос о приватизации части госпредприятий.

О том, как развивалось ГЧП в Кыргызстане и какие актуальные проблемы стоят на пути развития, рассказал эксперт по экономике, бизнес-консультант, экс-советник Министра экономики Улукман Маымтов.

«Встал вопрос: Как правильно управлять предприятиями. Потому что в тот период очень большое количество предприятий было приватизировано. А те, которые остались, ими как-то надо было управлять, и управлять не с точки зрения чиновничества, а требовался современный экономический подход, как это делалось в развитых странах. Соответственно в этот период начала развиваться тематика ГЧП и за 30 лет начала эволюционировать», - рассказывает собеседник.

Он обратил внимание на то, что в 2012 году был принят закон о ГЧП, в 2019 году был принят закон ГЧП с какими-то изменениями, весной этого года еще вносили изменения в этот закон.

«В целом можно сказать, что больших успехов пока нет, но уже есть несколько проектов, которые уже успешно работают. В основном люди думают, что ГЧП хорошо работает в инфраструктурном секторе, скажем - транспортном, энергетике, добыче полезных ископаемых, дорожно-транспортном. В этих секторах, государство в лице министерств или госагентств также участвует, так как как они сами эффективно не могут управлять. Причина в том, что подход чиновника-бюрократа это один подход, он очень сильно отличается от подхода управленца. Особенно хочется отметить опыт зарубежных стран, таких как Китай, Япония, Тайвань, в которых тоже было много государственных предприятий, нуждавшихся в частном участии. Там государственные предприятия постепенно начали передавать не чиновникам, а именно управленцам, которые начали управлять предприятиями более эффективно, как хозяйственники», - говорит Мамытов.

По его словам, вопрос ГЧП актуален, так как стоит очень важный вопрос: Как управлять инфраструктурными отраслями в государственном инфраструктурном секторе? В качестве примера Мамытов приводит столичную мэрию, куда со своими проектами и предложениями могут приходить частники.

«Допустим, какая-то частная компания имеет возможность участвовать с какими-то своими программными решениями, предоставить какое-то оборудование. То есть это, то где частник может предоставить свои финансовые, технические, интеллектуальные или организационные компетенции. Я бы хотел особо отметить, что в настоящий момент на базе Министерства экономики и финансов рассматривается отдельное второе направление, это можно сказать особое направление ГЧП, которое очень связано с традиционным инфраструктурным направлением. Это может быть создание достаточно крупного инвестиционного государственного фонда, который сможет объединить все, либо часть государственных предприятий, которыми сейчас управляет Фонд госимущества», - говорит он.

Мамытов пояснил, что планируется отобрать десяток таких наиболее интересных предприятий и начать ими управлять с восточноазиатским бизнес-подходом.

По словам эксперта в вопросах экономики, сейчас уже готовится такой проект к 30-летию независимости Кыргызстана. Он обратил внимание на то, что эти отобранные компании, которыми могут управлять инвестиционные компании, будут использовать двухконтурную модель экономики. «Это сейчас очень тщательно прорабатывается и это очень интересная вещь. Некое сочетание совбоднорыночного подхода, который в настоящее время преобладает во всем мире и в тоже время подхода государственного управления. То есть, это получается двухконтурная модель экономики: на нижнем этаже свободно-рыночная модель, а на верхнем этаже государственная экономика, которой управляют государственники. Соответственно здесь многое зависит от правильной организации, бизнес модели, финансирования и самое главное от управленцев. То есть того, кто будет ими управлять. Их нужно постепенно взращивать, подготавливать специальную прослойку управленцев государственников, которые будут иметь знания и опыт современного управления бизнесом. И в тоже время, которые внутри остаются госудраственниками и болеют за государственные интересы», - говорит Мамытов.

Он также добавил, что подобное уже реализуется в том же Сингапуре, у которого можно многому поучиться. «Что интересно, там ГЧП предприятиями управляют государственники, которые тем не менее по своим компетенциям не хуже управленцев большого бизнеса», - поделился Мамытов.

Эксперт подчеркивает, что для эффективного развития предприятий, они должны управляться не чиновниками, а специальными менеджерами, так как ГЧП нуждается в активной форме управления с современным бизнес подходом.

«Говоря про двухконтурную экономику, хочется отметить, что у нас тоже прорабатывается уникальная модель, создания второго контура финансирования. То есть инвестиционного ресурса, который будет вторым сомом. Инвестиционный, цифровой сом. Мы его так и называем – «цифровой сом» или «санарип сом». Сейчас кстати эта тема во всем мире активно проходит проработку, во всех государствах это прорабатывается, и у нас в стране тоже прорабатывается своя модель цифрового сома, которая может быть протестирована на этом верхнем этаже двухконтурной экономики», - делится эксперт.

Говоря непосредственно о ГЧП Мамытов подчеркивает, что фонд, о котором он говорил выше, он строится не ради ГЧП. «Это не самоцель. Там ставятся конкретные задачи по развитию реального сектора экономики. То есть взрастить несколько производственных компаний, желательно даже технологических. Вот недавно у нас обсуждалось создание нового предприятия, которое будет производить беспилотники. То есть сейчас нам нужны проекты развития. Именно в эту сторону все и заточено. И, конечно же, если часть из них будет полностью частными, это тоже хорошо, а те что будут с государственным участием там будет рассматриваться активное привлечение частников со своими финансовыми ресурсами или прочими компетенциями», - пояснил Мамытов.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий