ИАЦ «Кабар» Повышение тарифов за канализацию и воду «необходимость» или все же необходимость

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Не так давно столичный горкенеш вынес на общественное обсуждение проект постановления «О местном самоуправлении», в котором предлагается повышение тарифов на водоснабжение и водоотведение (канализация), в целях обеспечения функционирования городской системы водоснабжения и водоотведения (канализации), модернизации насосно-энергетического оборудования, реконструкции водопроводно-канализационных сетей, бесперебойной поставки потребителям города Бишкек качественной питьевой воды, приема стоков и приведения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения (канализации) в соответствие с затратами.

Если сейчас тариф на канализацию в столице для населения составляет 1сом 20 тыйын за куб, постановлением предлагается увеличить стоимость до 2.30 сомов за куб.

Столичные очистные сооружения являются стратегическим объектом. Работа станции аэрации напрямую влияет на жизнедеятельность и санитарное состояние города. При этом стоит отметить, что бюджетные средства предприятию не выделяются. А тех денег, что оно зарабатывает, не хватает на ремонт, замену оборудования и повышение заработной платы работникам предприятия.

Сами очистные сооружения, обслуживающие город Бишкек, расположены за чертой города. Предприятие было введено в эксплуатацию еще в 70-е годы прошлого столетия. Площадь станции аэрации составляет - 51 га. На ее территории расположены технические сооружения, в которых проходит очистка канализации. Проектная мощность предприятия 380 тыс. кубометров сточных вод в сутки, в настоящее время нагрузка составляет 220 тыс. куб. То есть очистные сооружения загружены всего на 55-65%. Всего на очистных сооружениях работает 150 человек в 4 смены. Работа не останавливается ни на минуту, без выходных, зимой и летом. В среднем зарплата рабочих составляет 10-11 тыс. сомов в месяц.

К предприятию относятся канализационные сети, транспортировка (насосные станции) и очистка сточных вод. К слову, сточные воды проходят три этапа очистки, механическая, биологическая очистка с помощью активного ила и обеззараживание жидким хлором.

Как сообщил начальник предприятия «Городская канализация» Кемелбек Алтымышев, оборудование предприятия морально и физически устарело и требует модернизации.

«Станция аэрация давно нуждается в реконструкции и модернизации, но из-за нехватки средств работникам предприятия остается заниматься лишь латанием дыр. Сейчас для населения тариф составляет 1 сом 20 тыйнов за куб. Это мизер. Все оборудование, насосы, работают на электричестве, это большие затраты. Необходимо поднять тариф хотя бы в два раза, это минимум. Сейчас предприятие убыточное», - сообщил Алтымышев.

По его словам до настоящего времени предприятие работает за счет заложенных при строительстве резервов, но и они в последнее время уже иссякают.

«Предприятие было построено с большим запасом. Только отстойников у нас 8 штук, 4 в работе 4 в резерве. За счет этого мы и выходим из положения. Но сейчас уже и этот резерв заканчивается. Если мы не примем меры сейчас, через 5 лет все выйдет из строя и очистных сооружений не будет», - информировал Алтымышев.

К слову, тарифы в Бишкеке за сточные воды самые низкие по Кыргызстану. К примеру, если в Бишкеке население платит за канализацию 1.20 сомов за кубометр стоков, в Канте жители платят 4.95, в Токмоке 5 сомов ровно, а в Джалал-Абаде 5.25 сомов за кубометр стоков.

По данным Горводоканала, официально в столице числится 245 тыс. 229 абонентов, это включая население, социальные и коммерческие предприятия.

А если посмотреть на расходы, к примеру, только в июне месяце на обслуживание сетей, ремонт оборудования и химреактивы предприятие потратило 5 млн. 239 тыс. 901 сом.

Депутат ЖК КР Айнуру Алтыбаева высказалась против непопулярных мер увеличения прибыли предприятий, если это достаточно не обосновано. В первую очередь, по ее словам, необходимо сделать анализ и оптимизировать расходную и доходную часть предприятия.

«Это не первая попытка повысить тарифы. Ранее тоже были попытки, говорилось о намерениях правительства повысить тарифы на воду. Но, я категорически против этого. Я понимаю, что требуется обновление оборудования, модернизация. Но мне кажется, сейчас эта непопулярная мера может вызвать у людей социальное недовольство», - говорит Алтыбаева.

По ее словам, прежде чем повышать тарифы необходимо сделать подробный анализ доходной и расходной части, повысить сбор средств и улучшить администрирование.

«Мы сейчас пользуемся той технической базой, которая осталась еще с союза, ресурс исчерпывается, а обновления нет. Но, я бы обратила внимание на собираемость. По-моему они не собирают те средства, которые необходимо собирать, это физические, юридические лица. В первую очередь необходимо обратить внимание на сбор и распределение средств. То есть на администрирование. Сколько мы собираем и как собираем, все ли платят, какая теневая сторона. Кто платит, кто не платит. Какой сектор может повышенные тарифы платить, а какой сектор чувствителен к повышению. Сначала нужно провести хороший мониторинг доходной части, оценить сделать анализ. У нас официально в Кыргызстане 30% экономики находится в тени, возможно, если это будет поступать в полном объеме, этих средств может хватить на модернизацию. Например, вода. У нас счетчики только в городах и то не везде, а почему бы не установить счетчики и в сельской местности, почему бы, прежде чем повышать, не провести администрирование? Я тоже поддерживаю повышение тарифов, если это обосновано и не вызовет негативной реакции населения. Поэтому для начала надо сделать хороший анализ и посмотреть источники администрирования и сбора всех средств», - аргументировала депутат.

К слову о модернизации, по данным Всемирного доклада ООН, количество производимых сточных вод и их общее загрязнение непрерывно растёт во всем мире, за исключением высокоразвитых стран. Так как в развитых странах очистные сооружения постоянно модернизируются в пользу качества, экологии и экономичности.

В тоже время, чтобы население было согласно платить больше, возможно, следует сделать открытым бюджет муниципальных компаний, и вести более информативную политику по части дохода, расхода и развития.

Мирлан Киизбаев,
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий