ИАЦ «Кабар». Как улучшить качество воздуха в Бишкеке? Поиски выхода из экологического тупика

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В последние годы Бишкек оказывается в фокусе внимания из-за антирекордов по качеству воздуха. На протяжении нескольких отопительных сезонов город возглавлял список самых загрязненных мест на планете, опережая даже промышленные мегаполисы. Эта проблема не только вызывает обеспокоенность среди граждан, но и требует внимания со стороны экспертов и чиновников для поиска конкретных решений. С этой целью Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» был организован форум «Задыхающаяся столица: как выйти из экологического тупика», в котором приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, муниципальные чиновники и эксперты.

По словам экспертов, на качество воздуха в столице влияют такие системные факторы, как многократное увеличение автотранспорта, использование некачественного угля столичной теплоцентралью и котельными, сжигание синтетического мусора для отопления домов в частном секторе и нарушение городской «розы ветров», вызванное хаотичной застройкой.

Один из ключевых путей решения проблемы загрязнения воздуха — переход на более чистые и эффективные источники энергии. Поддержка и субсидирование использования экологически чистых видов топлива в частном секторе поможет уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу. Также стоит рассмотреть внедрение новых технологий в отопительные системы и выработки электроэнергии, способствующих сокращению вредных выбросов.

По словам политолога Игоря Шестакова, на данный момент мнения относительно эффективности тех или иных технологий, предлагаемых специалистами для решения проблем с загрязнением воздуха в Бишкеке, заметно разнятся. Одни видят выход в широкой газификации столицы и регионов, другие — в строительстве АЭС, а третьи ратуют за применение зеленых технологий, которые сейчас находят активно поддержку по всему миру. В их числе тепловые насосы, ветряные генераторы, солнечные панели и т.д.

«Зарубежные специалисты, отмечающие определенную эффективность использования зеленых технологий, указывают и на ряд потенциальных экологических проблем, не говоря уже про их высокую себестоимость. Риски для экологии связаны, прежде всего, с трудностями в утилизации отработавших свой ресурс деталей и механизмов, которые используются для выработки энергии из возобновляемых источников. Соответственно, странам, сделавшим ставку на ВИЭ, в скором нужно быть готовыми к цунами «зеленого мусора». Даже сторонники данных технологий прогнозируют, что к 2050 году количество выброшенных солнечных панелей может составить 78 млн тонн, а ветряных турбин, которые окажутся на свалках к 2040 году только в США, – более 720 тонн. Если Кыргызстан поставит приоритет в пользу зеленой энергетики, то республике понадобится построить специальный полигон для складирования или захоронения не разлагаемых отходов зеленой энергетики. Сомневаюсь, что Евросоюз и другие западные доноры будут выделять нашей республике гранты или инвестиции для решения данных проблем.

Сейчас на рассмотрении в Жогорку Кенеше находится законопроект по использованию кредита Всемирного банка в размере 50 млн долларов США, нацеленного на улучшение воздуха в Бишкеке и других городах республики. На мой взгляд, давая данный кредит, западные доноры еще ближе подталкивают нашу республику к использованию зеленых технологий, которые, в свою очередь, являясь коммерческим проектом, нуждаются в рынках сбыта», — говорит политолог.

Одним из важных шагов является эффективное управление автотранспортом. Принятие мер по снижению количества устаревших транспортных средств, поощрение использования электромобилей и развитие общественного транспорта с низким уровнем выбросов помогут снизить загрязнение воздуха от транспортных средств. В частности, о мерах, предпринимаемых в данном направлении, рассказал вице-мэр Бишкека Жыргалбек Шамыралиев.

По его словам, на сегодняшний день городом проводится ряд масштабных мероприятий, в том числе под контролем администрации президента и кабинета министров ведется совместная работа с Минэнерго и Минприроды. В частности, за прошедший год проведены мероприятия по снижению количества печного отопления и улучшения автотранспорта. В конце прошлого года прибыло 744 автобуса на газе, в этом году ожидается прибытие еще порядка 700 автобусов.

«В рамках поставленной задачи и в соответствии с подписанным между мэрией Бишкека и «Газпромом» соглашением мы закончили газификацию девяти жилмассивов. Сегодня ведется активное подключение абонентов к данным газовым сетям. Более того, в прошлом году кабмин одобрил документ на выделение специальной субсидии 1 млрд сомов для льготного кредитования и стимулирования подключения населения к газу. В 2024 году данная инициатива будет продолжена: льготное кредитование под 8% на подключение газа домов до 150 квадратов, и свыше 150 кв. м – 12%. По данному направлению работают банки «РСК» и «Айыл банк». В прошлом году к газу подключились 10 тыс. новых абонентов. Это говорит о том, что благодаря принятым мерам сокращается потребление угля, которое в отопительный сезон в нашей столице в среднем составляло порядка 140 тыс. тонн. На данный момент по предварительным оценкам мы можем говорить о сокращении на 12 тысяч тонн.

Кроме того, ведется перевод на газ подвижного состава столицы. Благодаря чему, по предварительным данным, примерно на 100 тонн в сутки сократилось потребление дизельного топлива общественным транспортом. Также в рамках проекта «Акселератор» в городе введены в эксплуатацию 42 станции зарядки электромобилей, что стимулирует повышение спроса на электромобили. На данный момент в Бишкеке их уже около 2 тысяч», - проинформировал вице-мэр.

В свою очередь замминистра природных ресурсов, экологии и технического надзора КР Асель Раимкулова подчеркнула, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Кыргызстане является деятельность человека, то есть носит антропогенный характер.

«Распоряжением председателя кабинета министров Акылбека Жапарова была образована межведомственная комиссия по вопросам улучшения качества воздуха. В рамках ее работы налажено взаимодействие между различными ведомствами с привлечением научного сообщества, разработаны и определены первоочередные меры по улучшению качества воздуха, направленные на решение разносторонних проблем, способствующих снижению загрязнения уровня загрязнения воздуха», — сообщила Раимкулова.

В качестве действенных мер чиновник назвала газификацию, улучшение муниципальных автопарков и сокращение выбросов.

По словам депутата Жогорку Кенеша Марлена Маматалиева, депутатский корпус поддерживает действия кабинета министров направленные на улучшение качества воздуха в Кыргызстане и, в свою очередь, принимает нужные законы.

«Мы будем рассматривать законопроект по качеству угля. Если уголь не соответствует стандартам, он не должны попадать на рынок, более того, предлагается отзывать лицензии у тех компаний, которые ведут разработку месторождений с запасами, несоответствующего стандартам. Кроме того, мы готовили законопроект по автотранспорту. Когда он был вынесен на общественное обсуждение, правительство опередило нас и вынесло постановление о запрете продажи автомобильных катализаторов.

Также сейчас нами разрабатывается законопроект по зеленым номерам, т.е. будут предусмотрены различные преференции для владельцев экологичного автотранспорта. Такие меры приняты уже во многих странах мира, и мы хотим не отставать от них», — сообщил Маматалиев.

Все же необходимо понимать, что борьба с загрязнением воздуха в Бишкеке — это задача не только государства, но и бизнеса и гражданского сообщества. Только общими усилиями и ответственным подходом можно эффективно бороться с проблемами экологии и энергетики.

ИАЦ «Кабар»
Мирлан Киизбаев

Комментарии

Оставить комментарий