30-летие независимости КР: Как развивалась Фондовая биржа Кыргызстана

30-летие Кыргызстана 0

Читайте и смотрите нас в

С момента создания и до настоящего времени ЗАО «КФБ» прошла путь от членской организации, созданной участниками финансового рынка, до современной торговой площадки в классическом понимании, с серьезными акционерами в лице Стамбульской и Казахстанской фондовых бирж, а также правительства КР.

КФБ стала свидетелем и одновременно участником событий, происходящих в стране во времена становления рыночной экономики, один из которых процесс полномасштабной приватизации в 90-х годах. Переживала вместе со страной политические и экономические потрясения, мировые кризисы, революции. Сумела не только выстоять в конкурентной борьбе, но и наладить международные связи с организациями и партнерами, одна из которых Международная Ассоциация Бирж стран СНГ, и увеличить статистику торгов и капитализацию.

О становлении Кыргызской Фондовой биржи Кыргызстана рассказал член совета директоров КФБ, глава комитета по стратегическому развитию Нурбек Элебаев.

- Как создавалась Кыргызская Фондовая Биржа?

- Кыргызская фондовая биржа была создана в 1994 году. Официальная дата у нас считается 25 мая 1995 года. Потому что это тот день, когда стартовали торги на бирже. То есть мы создали КФБ в третьем - четвертом квартале 1994 года. Потом мы занимались тем, что отстраивали помещение, закупали программное обеспечение, нам в этом помог ЮСАИД. В соответствии с законом, в создании бирже участвовало 10 юридических лиц, которые обладали лицензией. 10 пионеров, одним из которых была моя компания. Мы тогда учредили стартовый уставной капитал, ЮСАИД заключил с нами договор и вся активная работа пошла спустя 7 - 8 месяцев, после того как мы оснастили биржу программным обеспечением и начались торги.

- Какова была цель создания КФБ?

- Вообще цель и идея создания КФБ заключалась в том, чтобы обеспечить предстоящую в стране приватизацию. Когда доходил вопрос до приватизации крупных предприятий, было решение, что это должно происходить на специальной площадке. В этом направлении и стартовало создание КФБ как один из важных институтов, который должен был обеспечить приватизацию крупных стратегических объектов. Но, к сожалению, в КР этот процесс не сработал. Если помните 1997 год, когда было положено начало приватизации стратегических объектов, и вообще-то этот процесс до сегодняшнего дня считается не завершенным, потому что у нас многие крупные стратегические компании до сегодняшнего дня имеют государственный пакет акции до 99%.

- Что в первое время продавалось на бирже и к чему пришли к настоящему времени?

- Начинались торги с приватизационных купонов. Помните, были такие инструменты, через которые население должно было допускаться к системе разгосударствления. До этого же все предприятия были государственными и для того, чтобы люди могли свободно покупать акции тех или иных компаний, был предложен такой инструмент как приватизационные купоны. Торговля приватизационными купонами происходила только на фондовой бирже. Людям они выписывались пропорционально: каждый работающий человек получал определенное количество приватизационных купонов. И начиная с 1994 года, все шло в этом направлении. У нас был создан купонный центр и люди, которые были заинтересованы, могли покупать купоны, кто не заинтересован, продавали свои купоны.

Первая компания, которая вышла на КФБ - это было АО «Эдельвейс». На тот момент крупная, серьезная компания, занимавшаяся выпуском чулочно-носочных изделий. Этот период можно так очертить - с 1995 года, когда мы начали торговать до 2000 года в основном в составе акционеров фондовой биржи были отечественные компании, юридические лица, часть из них имели лицензии на брокерскую, дилерскую деятельность. К 2000 году мы заинтересовались тем, чтобы как-то выводить фондовую биржу на орбиту международных отношений и международных стандартов биржевой деятельности. Поэтому, поскольку мы были членами Евразийской федерации фондовых бирж, и вместе с нами членами Евразийской федерации фондовых бирж была Стамбульская фондовая биржа. Она, к слову, является одним из ключевых членов федерации. Через эту федерацию мы сделали эксклюзивное предложение Стамбульской фондовой бирже о входе в состав акционеров КФБ.

В 2000 году в состав акционеров вступила Стамбульская фондовая биржа, и до сих пор является самым крупным акционером КФБ. Вместе с этим мы получили богатый опыт в биржевой деятельности не только в этой организации, но и брокерских компаний, клирингового центра, центрального депозитария и так далее. Я был председателем совета директоров с 2000 года до 2011 года. В этот период мы активно начали вливаться в международное биржевое пространство.

В 2001 году в состав акционеров мы также пригласили Казахстанскую фондовую биржу, при этом слабым местом нашей биржи было техническое оснащение и программное обеспечение. Так как биржевой институт это такая сфера, где на первом месте стоит технологическое оснащение и технологическое развитие, нам было необходимо современное оснащение. Казахстанская фондовая биржа дала согласие, и мы с продажи акций казахстанской фондовой бирже оснастились новым программным биржевым продуктом, который был универсальным, он распространяется на такие инструменты как акции, товарными сделками и сделками с государственными ценными бумагами. Все нулевые фактически прошли под знаком вливания и развития КФБ среди большого сообщества фондовых бирж.

К 2010-11 годам мы подошли к такому пониманию, что в нашей стране, к сожалению, государственные ценные бумаги и другие финансовые инструменты, которые должны торговаться на фондовых биржах, государство, к сожалению, не готово передавать на такие площадки как фондовые биржи. Поэтому мы предложили государству стать акционером КФБ. Для этого мы даже предложили государству блокирующий пакет акций в размере 33%. Там было много бюрократических процедур для решения этого вопроса, и практически с 2001 по 2016 год этот вопрос двигался только в плане того, чтобы решить и определиться. И только в 2016 году правительство фактически сделало решение, чтобы стать акционером КФБ - вышло постановление правительства. В течении 2-3 лет вопрос затягивался в связи с тем, чтобы выплатить долю по акциям, которые мы передали государству. К сожалению, этот вопрос не завершился до сих пор, часть имущества, которое было передано КФБ фондом госимущества, оказалось спорным и в итоге получилось так, что государство получило только 7% акций. То есть, по тому имуществу, которое оно смогло передать для оплаты капитала, хватило только на 7%, но, тем не менее, государство стало акционером КФБ. На сегодняшний день у нас три крупных акционера - это Стамбульская фондовая биржа, Казахстанская фондовая биржа и наше государство, которое на третьем месте по объему акций.

- Какие задачи стоят перед КФБ в настоящее время?

- Сегодня мы озадачены тем, чтобы до конца решить вопрос развития фондовой биржи. Во всех наших соседних странах государство очень активно содействует развитию этого института, потому что оно понимает, что через этот институт практически осуществляется активизация всего финансового рынка. Потому что деятельность бирж сегодня в мире, это не только продажа ценных бумаг корпоративами. Фактически биржа - это институт где происходят вопросы капитализации экономики страны, крупные инвестиции, все это приходит во многих странах через сделки на фондовых биржах. На многих биржах, в том числе на казахстанской фондовой бирже, обращаются такие инструменты как государственные ценные бумаги. У нас в стране государственные ценные бумаги, к сожалению, находятся только на площадке национального банка. В настоящее время мы озадачены именно этим вопросом. Для того чтобы фондовая биржа получила достойное развитие как площадка и на этой площадке был бы соответствующий доступ со стороны инвесторов.

Также для нас важным вопросом является именно товарно-сырьевой сектор. Мы в прошлом году впервые начали осуществлять сделки с товарно-сырьевыми продуктами. В декабре месяце была проведена крупная сделка на 60 млн сомов. Это второе направление, по которому мы активно двигаемся.

Повторюсь, что первое - это государственные ценные бумаги и мы заняты тем, чтобы обеспечить параллельную площадку Национальному банку для обращения ценными бумагами. На сегодня это уже происходит.

Кроме того, мы являемся одной из площадок, на которой фактически выходят государственные ценные бумаги. Через такие структуры как пенсионные фонды, инвестиционные фонды и брокерские компании приходят розничные инвесторы.

И третье, мы сейчас подготавливаем плацдарм для того, чтобы сделать развитее в сторону рынка драгоценных металлов. У нас активно работает совместная группа с Министерством экономики и финансов. Работа ведется над тем, чтобы как-то обеспечить вопрос обращения драгоценных металлов с производителями. К сожалению, такого прозрачного и рыночного механизма торговли этими инструментами, какими являются, допустим, золото, здесь фактически не сделано. Хотя работа в этом направлении уже идет.

- Какие планы на перспективу?

- Мы намерены сотрудничать посредством партнерства с крупными стратегическими биржевыми площадками в регионе ЕАЭС. К 2025-27 году намечается фактическое создание единого рынка стран ЕАЭС и в рамках этого рынка у нас будет доступ к каждой стране, к площадкам друг друга. Естественно к этому вопросу нужно готовиться и что для этого нужно? На первый план естественно выходит конкурентность в регионе. Это для нас задача номер один. Мы являемся одними из инициаторов проведения бизнес-форума на Иссык-Куле. На этот форум мы пригласили к участию наших перспективных партнеров. Это Московская биржа, в регионе ЕАЭС являющаяся самой крупной биржей, и вообще считается одной из крупных бирж европейского континента. Также пригласили Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. С этими двумя биржами мы заключаем завтра партнерские соглашения и будем работать над тем, чтобы фактически перенять с этих бирж уровень технологического развития, создания здоровой инфраструктуры, обеспечивающей обращение всех элементов биржевого рынка, и думаем, что через это мы повысим свою конкурентоспособность в регионе ЕАЭС.

- Стоит ли ждать в будущем обращение драгоценных металлов на КФБ?

- Для внутреннего обращения, для продажи вторичного золота мы будем иметь второй плацдарм уже у себя в стране. Плюс, мы хотели бы, чтобы на этой площадке драгоценных металлов имели возможность приобретать золото, например, наши ювелирные компании, которые производят изделия и имеют трудности с сырьем. Чтобы на этой площадке имели возможность продавать золото небольшие добывающие компании, которые не знают где его сбыть. Мы хотим включить эти инструменты, чтобы слитки доре обращались уже внутри страны. Плюс мы видим элементы инвестиционного золота. То есть, для всех сегодня понятно, когда очень сильно лихорадит финансовый рынок, наиболее устойчивой зоной на рынке становится золото. Поэтому многие инвесторы ищут золото. Вот в таком плане мы сейчас работаем.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий