В истории человечества не было такой продолжительной осады города. В истории войн не было такого долгого сопротивления горожан. 900 дней жесточайшей блокады Ленинграда – самая яркая страница масштабного коллективного проявления мужества, стойкости и величия духа. Беспримерного подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, было понятно, что Ленинград – северная столица страны будет одной из ключевых фигур на сцене разворачивающихся военных действий. Верховная ставка организовала комиссию по эвакуации города. Необходимо было вывезти население, оборудование предприятий и военные грузы.
Для СССР город на Неве был очень важен. Здесь базировалась крупная военная группировка войск. На северную столицу приходилось 10% военно-промышленного комплекса страны. Кроме того, он был крупным промышленным центром. Часть заводов удалось эвакуировать, но многие предприятия работали, несмотря на блокаду.
К тому же мы потеряли бы Балтийский флот и выход к морю. На Ленинград народ смотрел как на вторую столицу. Значение города Ленина в глазах людей было огромным. Его потеря ослабила бы наши позиции и подставила бы под удар Москву. Подорвала бы дух советских граждан и привела бы к панике. А именно дух был ключевым фактор победы в Великой Отечественной войне.
По свидетельству людей из близкого окружения фюрера, к захвату Ленинграда у Гитлера было особое отношение. Ради справедливости необходимо отметить, что фюрер был не просто военным стратегом. Он был талантливым политиком. Знал цену идеологии и тем объектам, которые её символизируют. Гитлеру город был не нужен. По его замыслу Ленинград должен быть разрушен с воздуха орудийными снарядами. Люди – уничтожены, а город разрушен и затоплен. Чтобы никогда никто не знал, что здесь был город. Поэтому план был – взять город в плотное кольцо, блокировать и вынудить сдаться.
На Нюрнбергском процессе были озвучены его слова, которые записал личный секретарь, один из самых ближайших соратников Мартин Борман: «На ленинградскую область претендуют финны. Сравнять Ленинград с землёй с тем, чтобы затем отдать её финнам».
Уничтожение Ленинграда — северной столицы СССР должно было символизировать слом советского духа. Руководство Германии считало: подняться после такого удара будет непросто.
Чтобы окружить кольцом Ленинград, было достаточно захватить и удерживать буквально несколько стратегически важных точек. Город географически располагался на окраине страны. Прибалтийские республики немцы захватили очень быстро. Это закрыло западную сторону. С севера наступала Финляндия. А на востоке раскинулось озеро Ладога. Широкое, но, по оценке специалистов, очень капризное в плане судоходства.
Хлеб – всему голова
Обеспечение горожан продовольствием оставался самым основным вопросом на протяжении всей блокады. Безусловно, система продовольственных карточек была введена с самого начала. Но это не спасало. Запасов продовольствия в городе практически не оставалось…
В годы блокады хлеб стал главной ценностью. Люди стояли за пайком по несколько часов. Пекли хлеб не из одной муки. Ее было слишком мало. В муку добавлялся хлопковый жмых, который обнаружили в ленинградском порту. В муку примешивали также мучную пыль, которой обросли стены мельниц, и пыль, вытрясенную из мешков, где раньше была мука. Ячменные и ржаные отруби тоже шли в хлебопечение. Также использовали проросшее зерно, найденное на баржах, которые были затоплены в Ладожском озере.
В начале блокады немцам удалось авиаударами поджечь Бадаевские склады. Там сгорели запасы сахара, муки и масла. Как известно, в то время в Ленинграде проживало около трёх миллионов человек. А город всегда зависел от привозных продуктов. В нём просто не было автономных запасов. Снабжение блокадного населения ленинградцев продовольствием осуществлялось только по Дороге жизни.
Во время блокады особую роль сыграла легендарная Дорога жизни. 22 ноября 1941 года первая колонна грузовиков, состоящая из 60 автомобилей, покинула город. Пересекла Ладогу, а затем вернулась в Ленинград уже груженная хлебом.
По тридцати километровой дороге по Ладоге снабжали город. Привозили продукты, топливо, боеприпасы. Эвакуировали больных и раненых. Первыми возили детей, женщин, больных и стариков. Всего было эвакуировано более миллиона человек.
Эту ледовую дорогу жизни называли еще Дорогой смерти. Здесь порою машины проваливались под лед. Возможно поэтому точное количество погибших на «Дороге жизни» до сих пор не известно…
Во время блокады Ленинград постоянно подвергался артобстрелам. Авиация совершала по несколько налетов в день. Всего за время блокады было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Снарядами было разрушено 3 тысячи зданий, повреждено больше 7 тысяч. Около тысячи предприятий были выведены из строя. Для защиты от артобстрелов ленинградцы возводили оборонительные сооружения. Построили больше 4 тысяч дотов и дзотов, оборудовали в зданиях 22 тысяч огневых точек, возвели на улицах 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.
В начале 1943 года для борьбы с крысами, грозившим уничтожить и без того скромные запасы продовольствия, из Ярославля в Ленинград привезли четыре вагона дымчатых кошек. Почему-то именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. За привезенными кошками сразу же выстроилась длинная очередь. Так город избавился от крыс. Ленинградцы до сих пор с благодарностью вспоминают кошек, спасших город от крыс. Не случайно, теперь на улицах и площадях Санкт-Петербурга можно встретить памятники коту Елисею и кошке Василисе. Во время блокады многие ленинградцы находили утешение в вере. Несмотря на постоянные артобстрелы, ленинградцы старались посещать храмы. Весной 1942-го люди в храмах устроили празднование Пасхи. Внезапно немцы приступили к бомбардировке. Однако службы не остановились. Люди сумели перебороть и страх, и панику. К удивление верующих от бомбежек храмы не пострадали…
Несмотря на страшный голод, постоянные обстрелы и бомбежки, лютые морозы, ленинградцы выстояли и победили. Победили, прежде всего, потому, что народ был единым. Их объединяла любовь к своему городу. Любовь к своей Родине, священной земле. А противопоставить этому великому чувству враг не мог ничего…
Великий русский композитор Дмитрий Шостакович представил всю силу духа народа в своей седьмой симфонии, которую назвали «Ленинградской». 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, музыка Шостаковича зазвучала по всему городу. В каждом доме, на каждой улице через громкоговорители. Немцы были в недоумении – это был настоящий подвиг, показывающий силу духа Советского народа.
Освобождение города на Неве являлось одной из главных стратегических задач советского командования. Для ее выполнения делалось всё, что было в его силах. Попытки прорыва блокады предпринимались несколько раз. Начиная с сентября 1941 года, вплоть до полного прорыва блокады Ленинграда в 1944 году.
Не случайно блокада длилась так долго. Гитлер бросил на Ленинград огромные силы – 725 тысяч солдат и офицеров, более 13 тысяч орудий и миномётов, не менее 1500 танков. Им помогала финская армия численностью более 325 тысяч человек. С воздуха их поддерживали более 547 самолетов. И не только. Во время блокады советские солдаты брали в плен испанцев, итальянцев, латышей, датчан, эстонцев, бельгийцев, румын, венгр, норвежцев. Однажды попал даже марроканец.
Блокада принесла сотни тысяч смертей среди мирного населения. Не от обстрелов, не от взрывов, а от голода. Даже на фоне всех ужасов, происходивших в годы Великой Отечественной войны, эта страница истории продолжает потрясать воображение. Невероятно большая цена заплачена блокадниками за защиту Ленинграда во время блокады.
По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев.
За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны. Военные потери составили около полмиллиона человек. Гражданские потери – 16 747 убито при артобстрелах и бомбардировках, 632 253 погибли от голода. Как отмечал американский политический философ Майкл Уолцер, «в осаде Ленинграда погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки вместе взятых».
Весьма показательна история Всесоюзного института растениеводства. Известно, что Академик Николай Вавилов в своё время собрал богатую коллекцию растений – культурных и дикорастущих. Для её сбора было совершено более ста специальных экспедиций. Экземпляры растений собирали буквально по всему миру. В селекционном фонде института было несколько тонн семян и клубней из 250 тысяч образцов. Эта коллекция и на сегодняшний день признана самой богатой на планете. В дни блокады сотрудники института, как и многие сотрудники учреждений, приходили на работу. Сотрудники топили помещения, чтобы спасти от сорокаградусного мороза бесценные экземпляры. В первую блокадную зиму от голода умерли 28 сотрудников института. Хотя они имели под руками картофель, рис и другие зерновые культуры. Они их не тронули…
К обороне города привлекались даже школьники. Их вклад нельзя переоценить. Дети ходили по домам и собирали металлолом, который шёл на изготовление боеприпасов. Они вязали тёплые свитеры и носки, отправляли бойцам на фронт. В госпиталях дежурили наравне со взрослыми. Убирали в палатах и мыли полы. Маленькие ребята дежурили на холодных крышах и чердаках. Детей тогда называли «Часовые ленинградских крыш». Они помогали погасить падающие зажигательные бомбы и уже начавшиеся из-за них пожары.
Северная столица страны стала для всего человечества примером мужества. Стойкости и самопожертвования. Ничто не может заслонить этот великий подвиг. Именно Ленинград был назван первым городом-героем. Тогда, в 1945 году такое высокое признание получили всего четыре города в Советском Союзе. Нет в России большей святыни, чем Пискарёвское мемориальное кладбище – это самое большое в мире захоронение жертв Второй мировой войны. Там покоятся 490 тысяч мирных жителей и воинов Ленинградского фронта, в том числе и брат президента России Владимира Путина.
Мы испытываем невероятную гордость за наших отцов, матерей, бабушек и дедов, живых и ушедших из жизни. Склоняем голову перед памятью всех, кто защитил Ленинград от врага. Кто отдал самое дорогое – свою жизнь, чтобы отстоять свободу и независимость Родины. Склоняя головы, отдаем дань памяти их великому подвигу.
Блокада Ленинграда – самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. 900 дней осады города на Неве останутся высочайшим образцом человеческой стойкости, непревзойденного мужества и подлинного героизма.
Истязаемый врагами с воздуха и земли, голодающий город продолжал воевать, обороняться и трудиться. Осажденный, смертельно раненый, обреченный на смерть Ленинград не только выстоял, но и выжил, победил! Показал всему миру беспримерный подвиг человеческого духа. Несгибаемую волю к жизни.
Тысячи кыргызстанцев сражались у стен героического города на Неве. Более 4,5 тысяч кыргызстанцев пали в бою под Ленинградом. Защищая Ленинград, они отстаивали и свободу родного Кыргызстана. У нас была одна земля, одна страна и одна на всех – Великая Победа.
В знак благодарности за героический подвиг кыргызстанцев на Аллее Славы мемориала «Синявинские высоты» в Ленинградской области установлена памятная плита, посвященная воинам-кыргызстанцам, павшим в боях за Ленинград
История помнит. В первые годы войны в советский Кыргызстан было эвакуировано почти 140 тысяч человек. Более 16 тысяч человек были эвакуированы из блокадного Ленинграда, среди них было 3,5 тысячи детей.
Мать 150 эвакуированных детей
Вот история из той далекой военной жизни Кыргызстана. Или как 16-летняя девушка из далекого Иссык-Куля стала матерью эвакуированных детей из блокадного Ленинграда…
В июне 2015 года жители села Курменты Тюпского района Иссык-Кульской области простились с женщиной-легендой. В военные годы она взяла под свою опеку 150 детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Ни один ребенок, кто добрался тогда до далекого горного села, уже не умер.
Очень трогательна история Токтогон Алтыбасаровой – простой сельской женщины из глубинки Кыргызстана. Ее жизнь – яркий пример существования в этом мире наивысшей доброты и высокой человечности.
Когда началась война, всех мужчин села отправили на фронт. Председателем сельского совета назначили Токтогон Алтыбасарову. К тому времени активистке-комсоргу было всего 16 лет. Несмотря на свой возраст, она повзрослела быстро. Жизнь заставила – с детства присматривала за младшими братом и сестрой. Ее мама сильно болела и ребятишки рано осиротели. Хотя в то время в их селе никто не говорил по-русски, любознательная девушка самостоятельно выучила язык.
И теперь в свои 16 лет Токтогон уже отвечала за судьбу сельчан. За выполнение плана сдачи фронту хлеба, овощей, мяса. За боевой дух односельчан. Одним словом за жизнь одного села.
Летом сорок второго года из райкома партии пришло сообщение: приготовить для эвакуированных из Ленинграда ребятишек помещение в барачном доме. Токтогон подсуетилась: подготовила барачный дом, приготовила матрасы – набила мешки сухим сеном.
– Встречать детей мы поехали на 10 бричках. На детишек было страшно смотреть – опухшие от голода, с тоненькими шеями и глазами, полными страха. Некоторым было по два, по три с половиной года. Многие были настолько слабы, что не могли ходить,– вспоминала Токтогон.
Она рассказала сельчанам о несчастных детишках, о том, что довелось им пережить. Односельчане стали приносить детям картошку, молоко, кумыс, курут, овощи. Как говорится, помогали – кто, чем мог. Порою, они приносили последнее, что было в доме. Истощенным от голода малышам нельзя было сразу давать много есть. Токтогон собственноручно отпаивала детишек молоком по 2-3 чайные ложки в час. Так и выходили детей всем селом.
Некоторые маленькие дети не знали, как их зовут. Токтогон приходилось придумывать им имена и фамилии. Благо, неподалеку от села располагался рабочий поселок. К председателю сельсовета часто приходили за справками русские специалисты. Она запоминала их фамилии, имена, а затем вписывала в метрики своих приемных детей.
Ближе к осени, когда начало холодать, женщины сшили эвакуированным детишкам из войлока телогрейки, связали теплые носки. Токтогон каждый свой рабочий день начинала с детского дома. И после работы все время проводила здесь. Занималась уборкой, стиркой, готовила еду для детишек. Дети быстро привыкли к ней. Девочки чуть постарше звали ее Тоня-эже. А малыши – мамой.
Позже на берегу Иссык-Куля был открыт детдом. Дети-блокадники здесь прожили вместе более десяти лет – до 1952 года. Потом, когда подросли одни остались в Кыргызстане, другие разъехались. Кто-то уехал в Ленинград, а кто-то в другие города СССР. Но связь с приёмной мамой не потеряли. В 1978 году она снова встретилась со многими своими воспитанниками. Они приезжали к «матери» на Иссык-Куль. Она ездила на встречу с ними в Ленинград.
Всю жизнь Токтогон получала письма от своих воспитанников. Иногда получала посылки и всегда их ждала. Односельчане говорят, что Токтогон апа бережно хранила их письма. Помнила каждого по имени…
Личная судьба Токтогон апа сложилась очень удивительной. В годы войны все сельчане вязали для бойцов красной армии варежки и отправляли на фронт. Токтогон апа тоже была в их рядах. Одна пара из её варежек попала к бойцу из Кыргызстана, который жил в соседнем селе. Это был ее будущий муж, с которым она прожила всю свою жизнь...
…Вместе с мужем фронтовиком они воспитали 8 родных детей. У нее остались 27 внуков и 15 правнуков.
Всю свою долгую жизнь Токтогон апа проработала в родном селе. Когда в саду созревали яблоки, она часто отправляла их своим приёмным детям.
…В столице Кыргызстана в парке Победы имени Даира Асанова установлен памятник, посвященный блокадным детям и приютившим их кыргызстанцам. Здесь скульптор увековечил лицо Токтогон апа в мраморе – светлый лик женщины, прижимающей к груди ребенка. Это символ материнской любви, победившей смерть. Матери с огромным сердцем, которая усыновила 150 детей из далекого города на Неве в годы блокады.
Блокада Ленинграда – самая суровая историческая правда о крепких и глубоких корнях дружбы между нашими народами. Она показала, что в самые трудные времена наши народы всегда приходили на помощь друг другу. Объединялись в единый кулак и вместе преодолевали трудности.
«Не было бы защиты Ленинграда, сапог немецких солдат до сих пор бы топтал бы Францию»,- отмечал Президент Франции Франсуа Миттеран в Нормандии на торжествах, посвящённых 50-летию открытия второго фронта.
Блокада Ленинграда – трагическая страница истории Великой Отечественной войны. Мужество и стойкость ленинградцев должна остаться в памяти у многих, многих поколений. Она имеет значение не только для нас, но и для всего мира. Пока мы об этом помним, мы не допустим повторения столь ужасного и трагического события.
Болотбек Жумабаев
Комментарии
Оставить комментарий