• 86.5
  • 91.38
  • 0.86
  • 0.17

В Кыргызстане только 50% работодателей заключают трудовые договора с работниками

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Вопрос создания достойных условий труда является актуальным для всех стран региона, находящихся на пути трансформаций своих экономик и активного развития предпринимательства. Достойный труд предполагает не только хорошо обустроенное рабочее место, это, прежде всего, деятельность государства по обеспечению и защите трудового права, реализации всех норм законодательства работодателем и работником. О ситуации в Кыргызской Республике в интервью рассказал заведующий отделом охраны труда и трудовых отношений Госэкотехинспеции при Правительстве КР Бакыт Джолчиев.

- Бакыт Казакович, что такое нарушение трудового соглашения в Кыргызстане?

- В Трудовом кодексе прописано, что необходимо составлять трудовой договор. Другими словами, при найме на работу работодатель обязан составить трудовой договор со своим работником и соблюдать его условия. В нем оговариваются основные пункты, которые составляют предмет сотрудничества.

К сожалению, на сегодняшний день лишь 50% субъектов предпринимательства заключают трудовые договора со своими работниками. Почему такой низкий показатель? Дело в том, что данный документ - трудовой договор, определяет все права и обязанности сторон:

- обязанности работника и работодателя
- режим работы
- условия труда, оплаты труда и так далее.

Некоторые работодатели, пользуясь тем обстоятельством, что достойной работы мало, а рабочих рук много, не торопятся заключать трудовые договора и выполнять свои минимальные и прописанные обязательства перед работником. Если работник будет настойчиво требовать заключения договора, то его возможно просто не возьмут на работу, а возьмут другого, который будет работать без трудового соглашения и на тех условиях, которые работодатель решит озвучить. Сейчас именно такая ситуация.

Мы, как уполномоченный государственный орган в области надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, осуществляем государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права посредством проверок, обследований. К примеру, берем под контроль такие случаи, как не заключение трудового договора, не выплата заработной платы и др.

За привлечение к работе без оформления трудового договора влечет наложение административного штрафа на уполномоченное должностное лицо работодателя от 2 тысячи до 4 тысячи сомов. На мой взгляд это мизерная сумма и она не повышает ответственность работодателя. При выявлении случая не заключения трудового договора работодателем с работником мы в течении одной сутки с момента выявления составляем протокол об административном правонарушении и направляем в судебные органы для привлечения к административной ответственности недобросовестных работодателей. Кроме этого выписываем предписание об устранении, нарушений которое обязательно к исполнению. В таких случаях многие работодатели ограничиваются составлением трудовых договоров с работающими в организации работниками. А после ухода инспектора, с вновь принимаемыми работниками не заключают трудовые договора.

- Имеется ли у Госэкотехинспеции достаточная ресурсная база для контроля производства, предприятий?

- Нашей ресурсной базы недостаточно. В целях оптимизации государственных структур в 2012 году была ликвидирована Государственная инспекция труда, функции которого были переданы в Госэкотехинспекцию.

До проводимых реформ государственного управления численность Государственной инспекции труда составляло 62 единиц. С Государственной инспекции труда в ведение Госэкотехинспекции были переданы только 23 штатные единицы. В настоящее время количество инспекторов труда составляет 30 человек.

В соответствии с Положением о Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 февраля 2012 года №136, инспекция осуществляет в установленном порядке надзор за соблюдением трудового законодательства Кыргызской Республики. Согласно ст. 12 Конвенции 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (59), инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, должны иметь право: - на беспрепятственный доступ без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; - входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; - в случае инспекционного посещения уведомлять о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. В соответствии с международным стандартом, в ст. 404 Трудового кодекса Кыргызской Республики также указано, что «при инспекционной проверке государственный инспектор труда обязан уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только он не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля». Инспекторы труда, которые контролируют ситуацию с охраной труда и соблюдением прав работников в частных предприятиях, в том числе на производствах, в настоящее время осуществляют свою деятельность в составе Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики. Однако деятельность инспекторов труда ограничена Законом Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» от 25 мая 2007 года № 72 которым инспекторам запрещается проводить проверки субъектов предпринимательства: - без предварительного получения согласия Министерства экономики КР; - без уведомления за 10 дней вперед предпринимателя о проводимой проверке. От такой проверки эффекта мало, она только отнимает время, так как предприниматель готовится к нашему визиту заранее и может скрыть все недочеты.

Исполнение возложенных на Госэкотехинспекцию задач сопряжено с большим объемом выполняемых мероприятий, а также учитывая разъездной характер работы, требующий значительного количества времени, что с учетом имеющихся в наличии количества инспекторского состава и ограниченными сроками исполнения, негативным образом влияют на своевременность и эффективность выполняемых работ. Численность инспекторов труда в Кыргызской Республике недостаточна, но все равно постоянно сокращается по различным причинам. Постоянное сокращение численности государственных инспекторов труда привело к уменьшению количества проверок при увеличении нагрузки на оставшихся инспекторов.

В целях профилактики нарушений трудовых прав работников мы проводим недельные курсы среди работников предприятий, руководителей производств и сотрудников отдела кадров. Порядка 400 человек в год обучаются трудовому законодательству, чтобы уменьшить количество нарушений, это является значительным резервом. Плюс есть профсоюзы, которые работают уже много лет, имеют опыт, знают свое дело. Однако они могут рассматривать заявления сотрудников лишь тех организаций, которые являются членами профсоюза. Мы ведем совместную работу с профсоюзами.

- Между рабочими и работодателями возникает немало споров. Какова роль Инспекции в таких случаях?

- Ежегодно к нам поступают порядка 1,5 тыс. заявлений. Инспектора труда изучают поступившие заявления, выезжают на место и решают проблему. Каждый год предоставляем около 2,5 тыс. консультаций по телефону. И это все бесплатно. На основе такой деятельности стараемся снизить количество трудовых споров. Согласно полугодичному отчету за текущий год мы рассмотрели 961 заявление от граждан и оказали им помощь. Большинство заявлений связаны с невыплатами зарплаты на общую сумму почти 3 млн. сомов. На основании этих заявлений наши сотрудники выезжают на место, проверяют, дают соответствующие указания и деньги выплачиваются. Вместе с этим поступают заявления по производственным травмам, по результатам рассмотрения таких заявлений с начала 2018 года выплачено 7 млн. сомов. Между сторонами возникает большое количество споров, и чтобы уменьшить такие явления в обществе, мы проводим работы по информированию общества через СМИ, стараемся освещать подобные случаи. Особенно люди, живущие в регионах, должны знать свои права, стараемся повышать их уровень информированности через СМИ. Нам будет легче, если каждый гражданин будет знать свои права при взаимодействии с работодателями. Каждый, кто сталкивается с производственными травмами, должен знать, как себя вести и куда обращаться, чтобы в дальнейшем ему было выплачено пособие. Многие из них не знают и жалуются по истечении двух - трех лет, а порой и через пять лет. Но, спустя столько лет, сложно рассматривать подобные заявления. Однако у таких случаев нет срока давности, и все равно, сколько бы времени не прошло, мы рассматриваем все заявления, создаем комиссию, изучаем и принуждаем работодателя выплачивать пособие. Сложность заключается в том, что со временем бывает сложно определить травмы, поэтому через СМИ стараемся дать информацию о правах, кому и куда обращаться в таких случаях.

- На каких предприятиях больше всего нарушений? В какой сфере? Причины?

- По результатам анализа каждый квартал проводится коллегия, подводятся итоги работы, на основании всего этого определяется где, в какой сфере происходит наибольшее количество нарушений. В целом нарушения происходят там, где есть много работы. Это - строительство в Бишкеке и Оше, предприятия легкой и швейной промышленности, неформальный сектор, где открываются новые цеха, но не регистрируются, не платят налоги, работают нелегально. Туда мы попасть не можем, и соответственно, не можем проверить. Именно там, в неформальном секторе возникает множество споров. Согласно порядку определенного Законом и Положением о порядке проведения проверок субъектов предпринимательства до проведения проверки инспектора обязаны внести в базу данных юридический адрес, официальное наименование, ИНН проверяемого объекта и согласовать с уполномоченным органом. Бывают случаи, когда инспекторы не могут определить эти данные, что усложняет рассмотрение и решение заявлений.

Поэтому даже при поступившем заявлении необходима документация, с которой мы идем в Министерство экономики, и только потом с разрешения ведомства совершаем проверку. В горнорудной промышленности тоже нарушений много, сектор развивается. В целом, там, где ведутся работы, там много споров.

Нелегальное производство не отслеживается, работает, к примеру, предприятие и через 2-3 месяца переезжает в другое место, мы не можем их отследить, не хватает ресурсов. Поэтому необходимо выводить из тени неформальное производство. Это самая большая проблема.

- Расскажите о роли Международной организации труда (МОТ) в сотрудничестве с Госэкотехинспекцией?

- С МОТ мы сотрудничаем по разным вопросам, касающимся охраны труда и трудовых отношений. Важными направлениями сотрудничества в настоящее время – являются разработка и продвижение Программы по охране труда и внедрение международных трудовых стандартов в нашу деятельность по защите трудовых прав работников. За последнее время появилось так много новых явлений: принудительный труд, торговля людьми, современные формы рабства. И в ходе прошедших недавно рабочих консультациях с МОТ, мы обсуждали роль и стратегии инспекторов труда в решении этих проблем.

Кыргызстан является участником конвенций Международной организации труда, предписывающих соблюдать и обеспечивать достойные условия труда и принимать меры по искоренению принудительного труда. Помимо этого, обязательства, взятые в рамках выполнения Целей устойчивого развития до 2030 года, призывают правительство КР страны реализовать ряд задач, в числе которых защита трудовых прав, содействие обеспечению надежных и безопасных условий работы и принятие мер запрета и ликвидации наихудших форм детского труда.

Одной из предложенных мер - ратификация Кыргызстаном Протокола МОТ 2014г к Конвенции № 29 о принудительном труде, который требует от правительств принятия новых мер по борьбе с принудительным трудом во всех его формах.

Страны, ратифицировавшие протокол, должны будут принимать действенные меры по предотвращению и прекращению использования принудительного труда, предоставлению его жертвам защиты и доступа к надлежащим и эффективным средствам правовой защиты, таким как возмещение ущерба и санкции в отношении правонарушителей, прибегающих к принудительному или обязательному труду. Правительствам необходимо будет усилить инспекции труда и другие службы, которые защищают работников от эксплуатации.

Комментарии

Оставить комментарий