Бишкек, 25.01.22 /Кабар/. Минувший год показал, что экономика постепенно начинает возвращаться к допандемическим показателям и 2022 год будет важным в восстановлении процессов, как внутренних, так и внешних. Кроме того, пандемия продемонстрировала то, как важно налаживать внешние связи. Перспектив в международном сотрудничестве у республике много, но удастся ли все их реализовать? Этот вопрос решили обсудить эксперты в ходе круглого стола «Внешнеполитические перспективы и вызовы КР в 2022 году», который был организован Общественным фондом «Евразиялык муун» (Евразийское поколение).
В ходе мероприятия эксперты затронули обсуждение турецкого проекта «Туран». Политолог Игорь Шестаков отметил, что имеется важный момент – у нас внешнеполитические векторы формирует трудовая миграция. Это люди, по словам Шестакова, чьи переводы являются подушкой безопасности экономики КР. Небольшой процент трудовой миграции, как указал эксперт, находится в Турции, но там население само по себе страдает от безработицы. «Здесь, ориентируясь на участие во внешнеполитических проектах Турции, мы не должны этого делать в ущерб Евразийской интеграции», - сказал эксперт, отметив, что пока не наблюдается равное партнерство между Кыргызстаном и Турцией.
Эксперт добавил, что с культурно-гуманитарной точки зрения данный проект понятен, с экономической - не совсем.
«Мои предположения, которые я озвучивал и в прошлом году, были частично подтверждены в ходе экспертной дискуссии. За идеей великого объединения тюркских народов, которое инициирует Анкара, прежде всего стоят политические и экономические интересы руководства Турции. Потому что мы можем говорить о больших поставках турецкой продукции, в том числе и сельскохозяйственной из Турции в Кыргызстан и другие страны региона. При этом очень скромные объемы поставок из Кыргызстана в Турцию. Эти реалии, если мы посмотрим на товарооборот и долю импорта-экспорта, то мы увидим, кто будет основным получателем выгоды от всего этого. Поэтому мне кажется, что если мы говорим о тюркском объединении, то речь не идет о равном партнёрстве в торгово-экономической сфере. Поднимается вопрос – как будет реализовываться интерес Кыргызстана? Мы можем говорить только о предполагаемых дивидендах. Другой вопрос – военное сотрудничество. Турция предлагает свое вооружение, но не на безвозмездной основе. Это бизнес. Тут все экономические выгоды получает Турция. От того же ОДКБ мы получали вооружение безвозмездно. Мы должны тратить собственные средства, речь не идет о поддержке», - рассказал Шестаков.
Комментарии
Оставить комментарий