Ташкент. 07.05.21 /Толонбай Курбанов – Кабар/. Настало время создать новую систему обучения иностранным языкам, которая станет прочным фундаментом будущего. Об этом заявил президент Шавкат Мирзиёев накануне на видеоселекторном совещании по мерам совершенствования системы обучения иностранным языкам, сообщило УзА.
По его словам, политика открытости Узбекистана, активный выход на мировой рынок, расширение международного сотрудничества во всех сферах повышают потребность в знании иностранных языков. «Раз мы ставим перед собой цель построения конкурентоспособного государства, то отныне выпускники школ, лицеев, колледжей и вузов должны свободно владеть как минимум двумя иностранными языками. Это строгое требование должно стать главным критерием работы руководителя каждого учебного заведения», - отметил Мирзиёев.
Было отмечено, что сегодня обучение на иностранных языках ведется в 25 вузах страны. В 2016 году было лишь 7 таких вузов. За последние 3 года в десять раз увеличилось число абитуриентов, получивших языковой сертификат международного уровня. В этом году гранты на обучение в престижных зарубежных вузах по линии фонда «Эл-юрт умиди» получили 350 студентов, что в пять раз больше, чем в предыдущие годы.
Однако положение системы обучения иностранным языкам на местах не позволяет эффективно решать поставленные в этой сфере масштабные задачи. Так, в системе образования имеется более 2 тысяч вакансий учителя иностранного языка. Качество обучения языкам в 1,4 тысячи школах оценено как крайне низкое. Только 4 процента учителей школ имеют национальные и международные языковые сертификаты.
Отмечалось, что при Кабинете Министров будет создано Агентство популяризации изучения иностранных языков. Основным направлением деятельности Агентства будут разработка и внедрение методик, рекомендаций и учебников для всех категорий населения по цепочке «детский сад - школа - высшее образование - предприятие».
Глава государства подчеркнул необходимость создания достойных условий для учителей и стимулирования их исходя из квалификации. Поставлена задача ввести надбавки к заработной плате учителей, получивших международный сертификат с начальным и средним уровнем, - в размере 40 процентов, а тем, кто добился высокого уровня, - в размере 50 процентов.
Кроме того, учителям с высокими баллами будет возмещена стоимость прохождения теста для получения международного сертификата. Будет установлено требование, в соответствии с которым со следующего года на работу могут наниматься только учители иностранных языков, имеющие национальный или международный сертификат.
Отмечалось, что в течение следующих трех лет все 53 тысячи учителей иностранных языков в школах должны получить международный сертификат. Поставлена задача заполнить вакантные места в школах квалифицированными специалистами.
Отобрано 207 школ в районах и городах, которые будут специализированы на углубленное обучение иностранным языкам. Этим школам будет предоставлена свобода выбора книг иностранного производства, передовых учебных программ и методик, обучение будет вестись на иностранном языке.
Хокимиятам областей дано указание выделить каждому району и городу по 1 миллиарду сумов средств местного бюджета на повышение качества преподавания иностранных языков в школах.
Подчеркнута важность привлечения иностранных учителей - носителей языка в специализированные школы и профильные вузы, организации стажировки учителей иностранных языков за рубежом.
Глава государства предложил учредить президентскую премию для определения лучших школ, преподающих иностранные языки.
Конкурс будет проводиться на районном, городском, областном и республиканском уровнях. Школы, занявшие первое место на районном и городском уровнях, в качестве приза получат 100 миллионов сумов, победители областного этапа - 250 миллионов сумов, а лучшая школа страны - 500 миллионов сумов. Соответственно будут премированы и обладатели второго и третьего места по республике. Директора и учителя этих школ будут представлены к государственным наградам.
Качество обучения зависит также от учебников и методических пособий, которые должны соответствовать международным стандартам. Поэтому поставлена задача использовать со следующего года в школах учебники английского языка от издательства Кембриджского университета, с учетом итогов их апробации, которая пройдет в 200 школах. Аналогичная работа будет проведена в отношении учебников русского, немецкого, корейского, китайского и французского языков.
Каждому учителю иностранного языка будет выделено по 1 миллиону сумов из бюджета для приобретения ими новой литературы и пособий, которые позволят быть в курсе последних изменений в своей сфере.
Министерству дошкольного образования поручено разработать совместно с ЮНИСЕФ и внедрить руководство по обучению иностранным языкам детей в возрасте до 7 лет.
Особое внимание на совещании встрече было уделено подготовке специалистов для системы высшего образования.
Указано, что уровень владения иностранным языком у 78 процентов преподавателей вузов - неудовлетворительный.
Отмечалось, что с нового учебного года количество квот приема по изучению и преподаванию иностранных языков будет увеличено вдвое - до 16 тысяч, а государственный грант увеличится втрое.
Вместе с тем со следующего года для поступающих в магистратуру и докторантуру будет введено требование о наличии международного сертификата. В высших учебных заведениях поэтапно будет введено преподавание профильных предметов на иностранном языке. Будет внедрено свободное использование зарубежных учебников и пособий по естественным и техническим предметам.
В целях повышения научно-педагогического потенциала в этой сфере ежегодно 20 специалистов будут направляться за рубеж для обучения в докторантуре по линии фонда «Эл-юрт умиди».
Подчеркнута важность дальнейшего укрепления сотрудничества с такими зарубежными организациями, как Британский Совет, Гёте-Институт, Французский Альянс, KOIKA, JICA, Институт Конфуция, расширения сети негосударственных учебных центров.
Указано на необходимо стимулирования изучения языков в каждом министерстве, ведомстве, государственной компании и на крупных частных предприятиях, внедрить в них специальный день изучения иностранных языков и создать необходимые для этого условия.
Также даны поручения по созданию видеоуроков, обучающих фильмов и передач, а также разработке электронных программ.
Ответственные руководители и преподаватели высказали свои мнения и предложения по рассмотренным на видеоселекторном совещании вопросам.
Комментарии
Оставить комментарий