• 86.96
  • 91.03
  • 0.84
  • 0.17

Открытие казино в КР. Глава НИСИ Асизбаев о плюсах и рисках

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Министерство экономики и коммерции КР выносит на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР по вопросам игорной деятельности».

Согласно законопроекту, настоящий проект разработан в целях создания благоприятных условий для стимулирования привлечения инвестиций и увеличения доходной части республиканского бюджета КР.

В комментарии к новости об открытии казино глава Национального института стратегических исследований (НИСИ) КР, экономист Рустам Асизбаев поделился причинами такой инициативы, эффекте от открытия для экономики страны и возможных последствиях.

Асизбаев обратил внимание на то, что прошедшие 2020-2021 годы ознаменовались беспрецедентными вызовами для всей мировой экономики, в том числе и для Кыргызстана. Пандемия COVID-19 привела к масштабным социальным и экономическим потрясениям, конфликт между Россией и Украиной привел к росту цен на продукты питания, девальвации национальной валюты, выросла теневая экономика и др.

Мир, по словам экономиста, переживает сокращение экономической активности и взаимной торговли, происходит падение доходов населения, рост неполной занятости и увеличение уровня безработицы.

Как напомнил глава НИСИ, игорный бизнес в Кыргызстане мог быть легализован еще в 2008 году, через принятие закона КР от 11 августа 2008 года № 201 «Об игорной деятельности в КР», однако по субъективным и объективным причинам в 2011 году игорный бизнес стал под запретом на всей территории КР.

Основной причиной легализации игорного бизнеса, по словам Асизбаева, является возможность пополнения государственного бюджета, так как только в 2020 году дефицит государственного бюджета составил более 19 млрд сомов или 223 млн долларов США или 3,1% к ВВП, а также внешний долг, который приблизился к 5 млрд долларов США и не надо забывать, что пик выплаты основного долга приходится уже на 2022-2023 годы. Падение ВВП, по его словам, составило в 2020 году 10%, уровень инфляции 9,9%.

«Финансовых средств для пополнения государственного бюджета не хватает, во всем мы видим внутренние причины, основной из них высокий процент теневой экономики. По некоторым данным этот показатель достигает 46%. Налоговые и таможенные службы по итогам 2021 года хоть и выполнили плановые показатели, однако этих средств не хватает для бюджетополучателей - учителей, врачей, пенсионеров и т.д.», - указывает экономист.

По этой причине Асизбаев задаётся вопросом о том, откуда взять финансовые средства для пополнения государственного бюджета?

«Легализовать выращивание марихуаны или опийного мака мы не можем, мировое сообщество не поймет. Следовательно, есть возможность легализовать игорный бизнес в стране», - говорит экономист.

Для реализации полноценного игорного бизнеса, по мнению Асизбаева необходимо - создание государственного регулятора, т.е. комиссии по контролю за игорными заведениями, выдача лицензии, происхождение денег. Лицензия должны быть дорогой очень дорогой.

Опыт зарубежных стран

Всего в ООН 193 страны. В 127 странах легально функционируют казино.

Среди стран бывшего СССР под полным запретом казино лишь в Кыргызстане, Азербайджане, Узбекистане и Таджикистане.

Асизбаев привел в пример некоторые государства в качестве сравнительного анализ, который показывает, в каких странах ЕАЭС есть игорный бизнес.

В России игорный бизнес под запретом на всей территории страны, кроме пяти зон (Краснодарский край, Приморье, Крым, Калининград, Алтай).

В Узбекистане в этом году закончат разработку законодательной основы для создания игорной зоны в Муйнаке (Аральское море), хотя с 2007 года игорный бизнес в Узбекистане под запретом.

В Беларуси игорный бизнес разрешен с 2005 года для всех, в том числе и для жителей Беларуси.

В Казахстане игорный бизнес разрешен с января 2007 года, размешены в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища и в Бурабайском районе Акмолинской области, для всех участников достигших 21 год.

В Армении казино разрешено в отдельных отведенных местах.

Асизбаев привел в пример также опыт Украины, где 14 июля 2020 года Верховная Рада легализовала игорный бизнес в этой стране.

Там, по словам экономиста, за лицензию на зал игровых автоматов платили 9 миллионов гривен, это 27 млн. сомов или 321 тыс. долларов США.

«С начала 2021 года в госбюджет Украины поступило более 201 млн гривен от продажи лицензий на проведение азартных игр и лотерей или 610 млн. сомов», - объясняет он.

В ещё одном примере Асизбаев указал, что игорный бизнес в Грузии легальный, хотя и строго регулируется. Для того, чтобы открыть в Грузии казино, инвестору придется заплатить взнос в размере 5 млн лари ($1,7 млн).

Налоговые поступления от игорного бизнеса ежегодно растут, а в 2019 году достигли $46,6 млн.

Плюсы

Во-первых, говорит глава НИСИ, улучшение инвестиционной привлекательности, и в дальнейшем, строительство новых объектов недвижимости, развитие инфраструктуры, существенное увеличение туристического потенциала. Инвестиционная лицензия, предусмотренная законом, предлагает очень выгодные условия.

«Конечно, говорить, какое количество финансовых средств поступит в бюджет КР говорить сложно, но цифра может исчисляться в несколько миллиардов сомов, кроме этого создадутся рабочие места, не менее 25 тыс.», - считает экономист.

На кого ориентирован игорный бизнес?

Объясняя о том, на кого будут ориентированы казино, Асизбаев выделил 4 категории:
- На граждан Турции, где казино запрещено, стоимость билета до Бишкека не более 300-500 долларов США в два конца;
- На граждан Китая – единственный игорный центр - Макао на полутора миллиардное население;
- На граждан Узбекистана – игорный бизнес пока не открыт;
- На граждан Казахстана – благо граница рядом.

Риски

Одним из таковых, по мнению Асизбаева станет вовлечение граждан Кыргызстана в игорный бизнес, через низкий контроль со стороны государственных и силовых органов.

Другим - коррупция при выдаче лицензии или строительстве игровых казино.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий