Предприниматель Назар Муратов, занимающийся строительством малых ГЭС, рассказал в интервью агентству «Кабар» об опыте работы в данной сфере, реализованных и реализуемых проектах и многом другом.
- Вы имеете многолетний опыт в строительстве малых ГЭС. Расскажите, пожалуйста, о проекте, который был запущен недавно.
- Мы построили и ввели в эксплуатацию малую ГЭС мощностью 1000 кВт/ч на реке Ак-Буура в селе Озгур города Ош. В настоящее время она производит запланированный объем электроэнергии.
- Расскажите о своем опыте в этой сфере.
- Мой брат Дуйшонбек Муратов - энергетик. Мы работаем в этой отрасли уже более 10 лет.
Сначала мы построили мини ГЭС мощностью 10 кВт/ч. У нас не хватило опыта, чтобы завершить этот проект. После долгих поисков, мы построили гидроэлектростанцию мощностью 50 кВт/ч электроэнергии. Постепенно, мы набрались опыта и ввели в эксплуатацию малую ГЭС, которая вырабатывает 250 кВт/ч. Как говориться, «терпенье и труд всё перетрут»! А недавно мы ввели в эксплуатацию ГЭС в селе Озгур, о которой я рассказывал в начале нашей беседы.
Кроме того, полным ходом идет строительство 2 малых ГЭС на реке Исфайра в Кадамжайском районе Баткенской области. Их суммарная мощность составляет 16 мВт.
Самый крупный наш проект – это малая ГЭС «Зардалы». Производительность - 29 мВт. Этот объем электроэнергии позволит полностью обеспечить светом Баткенский район. В настоящее время завершается работа над документацией.
- Какие гидроэлектростанции вы строите?
- Мы строим деривационные малые гидроэлектростанции. Обычно такие ГЭС не задерживают поток воды, а просто перенаправляют его к агрегатам по специально прорытым каналам. А после, вода возвращается в реку.
В настоящее время большинство мировых компаний переходят на деривационное производство. Преимущество этого метода: во-первых, нет риска затопления; во-вторых, строительство не требует больших средств; в-третьих, не наносит вред окружающей среде.
- Можно ли выйти из энергетического кризиса за счет строительства малых ГЭС?
- Если мы сможем полностью использовать возможности, то будут созданы условия для выхода из кризиса. Для этого необходимо поднять тарифы на электроэнергию. У нас есть привычка паниковать при повышении тарифа. При этом, за другие услуги мы продолжаем платить, сколько бы ни было, например, за интернет. В месяц за интернет мы отдаем сумму в 2-3 раза больше, чем за электричество, если считать стоимость подключения к дому и оплату мобильного интернета каждого члена семьи. Поэтому, я считаю, что пересмотр тарифов на электроэнергию даст импульс развитию этой отрасли.
- Каков потенциал Кыргызстана в области энергетики для внутреннего и регионального рынка?
- Гидроэнергетический потенциал Кыргызстана составляет 142,5 миллиарда киловатт-часов. Мы не освоили и четверти. Для реализации этого потенциала необходимо привлечение инвестиций. Как я уже говорил выше, инвесторы начнут вкладываться в эту отрасль только после пересмотра тарифов.
Строительство больших и малых ГЭС решит проблему нехватки электроэнергии внутри страны и позволит экспортировать в соседние страны. Например, электроэнергию, произведенную Кыргызстаном в рамках проекта CASA-1000, можно продать в энергодефицитные Афганистан и Пакистан по высокой цене. Однако, если Кыргызстан не сможет выйти из энергетического кризиса даже после завершения строительства транзитных линий, вопрос экспорта может стать проблемой.
Как известно, Центральная Азия – это регион, в котором численность населения растет быстро. Наряду с этим развивается и промышленное производство. Поэтому регион нуждается в дополнительных энергетических мощностях. Гидропотенциал Кыргызстана должен быть использован и на этом рынке.
Комментарии
Оставить комментарий