В Кыргызстане в академической среде, и не только, имя Кулубека Боконбаева известно уже давно как человека не равнодушного как к науке, так и к развитию общественного сознания в стране. Он известен еще и тем, что давно и настойчиво добивается воссоздания аналога Республиканского общества «Знание», которое в свое время имело огромное значение в становлении и развитии молодого поколения, к его интересу к науке и образованию, а также в развитии общественного самосознания. В начале марта 2020 года из печати вышло учебное пособие К.Боконбаева в соавторстве с А.Боконбаевой, его дочери, тоже увлекающейся наукой, под названием «От хаоса к порядку (как строилось мироздание)».
Эта пособие отличается тем, что представляет собой труд, который, несомненно, представляет интерес как научному сообществу, переживающего ныне не самые лучшие времена, так и широкой общественности, которая заметно отвыкла от подобных изданий.
Ниже публикуются отрывки из отзыва на учебное пособие, написанное заслуженным деятелем культуры КР, стипендиатом престижной Программы Фулбрайта по науке и образованию (США), к.ф-м.н. Кубанычбеком Таабалдиевым.
ОТЗЫВ
На учебное пособие «От хаоса к порядку (Как строилось мироздание)»
Авторы Боконбаев К.Дж. и Боконбаева А.К.
Педагогическую общественность, студентов и учеников старших классов школ можно поздравить с выходом в свет учебного пособия «От хаоса к порядку», подготовленного известным ученым К.Дж. Боконбаевым и аспирантом А.К. Боконбаевой.
Предлагаемое пособие представляет собой уникальный научно-энциклопедический труд, в котором представлены хорошо всем известные фундаментальные научные сведения с неординарным изложением, и неожиданные выводы, которые граничат с парадоксальными вещами. Авторы сами утверждают некоторые явления таковыми и на практических научных примерах доказывают их объяснимость. В работе на сравнительных научных фактах анализируется и проводится параллель явлений как в неживой природе, так и в живой природе, и даже в социальной среде, включая человечество. Труд представляет собой ценный источник знаний для образованного человека, интересующегося глубинными знаниями, причинно-следственными связями явлений в микро и в макромире, включая саму Вселенную.
В первой главе авторы дают определение очень важному научному понятию как система. Это понятие охватывает не только научную составляющую, но и все другие виды понимания, включая общественно-политическую составляющую. Авторы дают очень доступные и краткие определения используемых в обществе понятий как системы и на конкретных примерах доступно объясняют их. Обращает внимание то, что одновременно с научной трактовкой понятий, авторы доводят до читателей общечеловеческое восприятие и раскладывают свои взгляды по полочкам так, что грамотному читателю любого возраста объяснение понятно, при этом вызывая интерес к теме и порождая дополнительные стимулы к изучению и более глубокому пониманию темы.
Особо отмечается важность такого понятия как цель – в любой системе она имеется. И там же авторы вынуждают читателя задуматься – а какова цель окружающей нас природы, в котором мы живем? Природа сама при этом рассматривается как открытая для воздействия система, оставаясь частью мегагалактического мироздания.
Во второй главе пособия излагаются важные, базисные для современной науки открытия, которые влияют на умозаключения не только передовых ученых, но и практически всех мыслящих людей. Отличие подхода к предмету изучения у авторов состоит в том, что они логическим изложением вводят читателей в курс того, что взаимодействие частей системы может привести к таким результатам, которые в итоге будут иметь свойства, совершенно отличные от свойств ее составляющих – тем самым дается разъяснение малоизвестного многим понятия как эмерджентность.
Среди множества давно известных, но не всем понятных терминов, есть понятие энтропия. Авторы дают не только развернутое объяснение этого понятия, но и на примерах показывают ее важность в природе и суть. При этом излагая наличие открытых систем, познавательно и интересно описывают стройную систему хаотичности Вселенной и одновременно связывают понятие системности с наивысшим созданием Природы – человеком, состоящего из имеющихся «упорядоченное и закономерное поведение» материй. И это вынуждает любого человека задуматься – как это?
В третьей главе авторы дают разъяснение новой научной мировоззренческой парадигме - синергетике – относительно недавно введенный научный термин, и связывают его с термодинамикой открытых систем.
В четвертой главе Пособия излагаются и даются пояснения такому процессу самоорганизации как переход от хаоса к порядку и в природе. Подчеркивается, что самоорганизация возможна не только в живой и социальной среде, но и в неживой природе, и доказывается это на примере такого явления как «химические часы». Особо выделяется термин «параметр порядка» и авторы привязывают его проявление с воздействием на систему внешнего фактора.
Один из парадоксальных выводов синергетики - неожиданных выводов авторов пособия - гласит, что «будущее генерирует настоящее» и тем самым вынуждает читателей расширять свое понимание явления, которое выглядит на первый взгляд «парадоксальным».
В пятой главе Пособия авторы дают развернутые описания таких понятий как экология, экосистема и биосфера, даются точные определения терминов, важность сохранение окружающей среды как части природы и всей многогранной системы. При этом сделанные выводы крепко связаны с проявляемыми в Природе явлениями как социум, и его связанность с биосферой и условиями существования.
В шестой главе рассмотрена научное понятие энергия и ее проявления в экосистемах в условиях жизни человечества на Земле.
В целом Пособие, без сомнения, заслуживает высшей оценки и представляет очень важный вклад в понимание окружающего человечество мира и происходящих в нем процессов. Книга вызовет большой интерес как у представителей научного мира, так и у представителей молодого поколения, интересующихся самообразованием и наукой.
Пособие заслуживает отдельного выпуска в печатном виде для использования в качестве учебника в системе образования Кыргызской Республики.
К.А.Таабалдиев,
кандидат физико-математических наук,
Заслуженный деятель культуры КР,
участник Программы Фулбрайта (США)
Комментарии
Оставить комментарий