Кыргызстан, имея уникальный водный потенциал, может и должен выступать одним из главных игроков на постсоветском пространстве в водно-энергетической отрасли.
Кыргызская Республика располагает значительными запасами водных ресурсов. Общий объем имеющихся запасов воды в Кыргызстане составляет по оценкам 2458 куб. км, включая 650 куб. км воды (26,4%), хранящейся в ледниках, 1745 куб. км в озерах (71%), а также 13 куб. км потенциальных запасов подземных вод (0,5%) и от 44,5 до 51,9 куб. км среднегодового речного стока (2%). Общий годовой объем возобновляемых водных ресурсов оценивается в 46,5 куб. км.1
Вода играет решающую роль в жизнедеятельности любого человека и обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие государств и мира в целом. Неоднократно на различных саммитах, научных конференциях отмечается огромная роль воды, которую считают стратегическим ресурсом.
Страны Центральной Азии нуждаются в воде. Ведь только Кыргызстан имеет огромные запасы данного природного ресурса. Такие же страны, как: Казахстан, Туркменистан, Узбекистан остро испытывают нехватку в воде. Но вода это и энергоресурс. Отсюда можно заключить то, что Кыргызстан способен выйти на передовые места в центрально-азиатском регионе по обеспечению электроэнергией близлежащие государства.
Как отмечает эксперт Елена Гарбузарова, проблема водных ресурсов входит в политическую повестку дня не только на международном уровне, но и рассматривается как вызов архитектуре центрально-азиатской безопасности. Объем водного потенциала Центральной Азии составляет около 170–180 км3 . Большая часть водных ресурсов региона связана с реками Сырдарья и Амударья, сток которых питает Аральское море. Неправильное использование водных ресурсов Арала, а именно чрезмерное расходование рек для полива, привело к его гибели. Вода распределяется между государствами региона неравномерно. В докладе ООН «Вода и энергия» отмечается, «что в Центральной Азии новые гидроэнергетические мощности создаются далеко не всегда с учетом других нужд, для которых требуется вода». В соответствии с Докладом ООН о состоянии водных ресурсов мира, отмечается, что развитие инфраструктуры серьезно трансформируют пресноводные экосистемы, изменяя временной режим и объем речных стоков, температуру воды, перенос питательных веществ и осадков. Под угрозой оказывается количество и качество воды. Обеспечение водно-энергетической безопасности является первостепенной задачей национальных государств Центральной Азии и требует выработки сбалансированной стратегии пользования водными ресурсами.
«Одной из наиболее ключевых отраслей региона является сельское хозяйство. Для его интенсивного развития необходима бесперебойная подача воды. Эффективная аграрная политика, как одно из стратегических направлений развития государств региона, зависит от рационального использования водных ресурсов и продуманной экологической стратегии. В Советском Союзе была разработана система поддержания водно-энергетического баланса в регионе. В этой системе Кыргызстан и Таджикистан были поставщиками воды в соседние республики в летнее время, тогда как в зимний период выступали уже получателями от них углеводородов. После распада СССР в 1992 году пять министров водного хозяйства Центральной Азии подписали Алматинское Соглашение, в соответствии с которым сохранялся советский принцип распределения воды. Данное «Соглашение о сотрудничестве в сфере совместного управления использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников» положило начало созданию Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК). 26 марта 1993 года было подтверждено «Соглашением о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона», принятое главами государств в городе Кызыл-Орда. 9 апреля 1999 года пять стран региона заключили Соглашение «О статусе Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и его организаций». Тем не менее, государства Центральной Азии все чаще забывают об этих договоренностях», - отмечает эксперт.
«Проблему усугубляют ледники, которые заметно сократили свой прежний уровень и тают рекордными темпами, в результате регион теряет столько воды, сколько потребляет страна, равная по размерам Швейцарии. Если к этому добавить еще строительство дамб, то это существенно ограничит подачу воды в страны низовья. Впрочем, для своего самообеспечения и получения выгод от продажи электроэнергии обе республики региона Кыргызстан и Таджикистан заинтересованы в реализации долгосрочных энергетических проектов», - заметила Гарбузарова.
Одним из выходов из сложившейся проблемной ситуации является активное развитие проекта CASA-1000. Кыргызская Республика и Таджикистан являются двумя странами в Центральной Азии, на которые приходятся одни из крупнейших в мире запасов экологически чистых гидроресурсов в виде воды, которая каждое лето бежит с горных хребтов и заполняет русла рек. Обе страны располагают избытком электроэнергии в летний период. Рядом, в Южной Азии, расположены Афганистан и Пакистан, которые страдают от недостатка электроэнергии, при этом пытаясь удовлетворить быстро растущий спрос. Пакистан не в состоянии удовлетворить потребности своих граждан в электроэнергии, особенно в период знойного лета, и это ведет к частым отключениям, которые наносят ущерб промышленному производству, иногда влекут закрытие малых предприятий и приводят к сокращению рабочих мест. В то же самое время, миллионы людей продолжают жить совсем без электроэнергии. Новая система линий электропередач (ЛЭП), которая соединит четыре страны и получившая название CASA-1000, позволит максимально эффективно использовать экологически чистые гидроэнергетические ресурсы в центрально-азиатских странах, давая им возможность передавать и продавать летний избыток электроэнергии энергодефицитным странам Южной Азии. Кроме того, проект CASA-1000 поддержит действия стран, направленные на улучшение доступа к электроэнергии, интеграцию и расширение рынков в интересах развития торговли, а также поможет найти устойчивые решения в области управления водными ресурсами.
Но как отмечает эксперт, «с одной стороны, CASA-1000 может принести существенные финансовые выгоды Кыргызстану и Таджикистану, а с другой, обострить противоречия между странами Центральной Азии, вместо того чтобы вывести их на новый уровень развития. В последние годы экосистема центрально-азиатского региона испытывает существенную нагрузку за счет роста населения и развития водно-энергетической инфраструктуры. Неправильный расход воды приводит к поверхностному засолению, выводу из оборота целых оросительных систем. Но вместе с тем, конечно, стоит попытаться через развитие данного амбициозного проекта вывести уровень отношений между странами Центральной Азии на новый уровень. Ведь история не стоит на месте и решительные шаги в этом направлении сделать просто необходимо».
В продолжение данной тематики стоит отметить, что в Брюсселе в рамках визита для участия в 16-м заседании Совета по сотрудничеству Кыргызстан - Европейский Союз министр иностранных дел КР Чынгыз Айдарбеков провел встречу с Генеральным секретарем Энергетической Хартии Урбаном Руснаком. В ходе встречи стороны обсудили вопросы расширения сотрудничества между КР и Энергетической Хартией. В частности, министр иностранных дел Кыргызстана выразил заинтересованность в изучении передового опыта по реформе энергосекторов, развитию рынков, внедрению энергоэффективных технологий и альтернативных источников энергии. Глава внешнеполитического ведомства КР сообщил, что развитие гидроэнергетики является одним из приоритетов устойчивого развития Республики. Кроме того, Кыргызстан придает большое значение своему участию в проекте CASA-1000.
В свою очередь, Руснак информировал о процессе модернизации Энергетической Хартии в условиях меняющихся мировых отношений в сфере энергетики. Стороны обсудили инициативу Секретариата Энергетической Хартии по расширению проекта EU4Energy с практическим применением программы в странах Центральной Азии. В качестве перспективного направления сотрудничества стороны обозначили развитие возобновляемых источников энергии в КР, повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих мероприятий. Стороны отметили важность планируемого со стороны ЕС принятия новой стратегии в отношении ЦА в 2019 году, в рамках которого также планируется рассмотрение вопросов энергетики.
Видим, что проблематика и темы развития водных и водно-энергетических ресурсов затрагивается повсеместно. Это вселяет оптимизм в то, что в ближайшие годы в данном направлении Кыргызстан, а также другие страны Центральной Азии, при совместных усилиях смогут вывести взаимоотношения и стратегию планирования распределения воды, как основного ресурса в жизни каждого из нас на принципиально высокий и качественный уровень.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий