Сегодня мир отмечает довольно символичный день. 22 сентября - это Всемирный день без автомобиля, в который автомобилистам и мотоциклистам, в том числе предлагается хотя бы на день отказаться от использования потребляющих топливо транспортных средств. Стоит сказать, что в некоторых городах в этот день проходят различные акции и тематические мероприятия.
Как рассказывает статья The Washington Post, данное мероприятие пропагандирует идею пешего и велосипедного способов передвижения, использования общественного транспорта, а также развитие сообществ с шаговой доступностью мест работы и досуга.
Подобные мероприятия несут в массы идею минимизации использования личного транспорта. Они спонтанно проводились в разных городах с начала нефтяного кризиса 1973 года, однако в октябре 1994 на конференции «International Ciudades Accesibles» Эрик Бриттон в испанском городе Толедо озвучил первый призыв к периодической реализации таких проектов.
В первые два года Дни без автомобилей были проведены в Рейкьявике (Исландия), Бате (Сомерсет, Великобритания) и Ля Рошели (Франция). В 1995 году для поддержания подобных Дней был создан неформальный Консорциум World Car Free Days.
Первая национальная кампания была проведена в 1997 году в Великобритании ассоциацией Environmental Transport Association, вторая - в 1998 году во Франции, под названием In town, а в 2000 году Европейская Комиссия распространила кампанию на всю территорию Европейского Союза. В 2000 году подобные Дни стали проводиться по всему миру в рамках программы World Carfree Day, проводимой организацией Carbusters, а ныне - World Carfree Network. В том же году Всемирные Дни стали проводиться совместно с программой «Earth Car Free Day».
Вообще надо сказать, что в день отказа от автомобиля можно воспользоваться общественным транспортом - он работать в этот день не перестаёт. Но надо признать, что в условиях современного мегаполиса путешествие в нём по городу - дело нелегкое: даже в обычные, «автомобильные» дни автобусы и троллейбусы не испытывают недостатка в пассажирах. К примеру, автор этих строк довольно часто передвигается по Бишкеку именно на троллейбусе. Надо признать, что сам по себе этот вид общественного транспорта очень удобен, но в часы пик, которые как раз выпадают на время пути на работу и обратно домой, в нём, даже в самом современном и просторном, места становится значительно мало. Приходится тесниться, удобства сокращаются в разы, а подчас так и хочется покинуть транспорт раньше и лучше выйти и дойти до места следования пешком. Эту проблему может решить только одно – количество. Чем больше, и чем чаще будут ходить автобусы и троллейбусы, тем комфортнее в них будут ездить горожане.
Конечно, если день солнечный, пункт назначения близко, а времени достаточно, можно пройтись пешком. Это даже полезно, подышать воздухом, хотя в городах с населением, к примеру, как столица Кыргызстана, которая насчитывает чуть больше миллиона жителей, где практически каждый второй имеет собственный автомобиль, говорить о чистоте окружающей среды можно с определённой натяжкой. Но тем менее, пешая прогулка полезна для активного кровообращения, организм испытывает меньше стресса (за рулём его гораздо больше), когда лёгкие работают чаще и объёмнее – всё это могут вам посоветовать врачи любой клиники. Пешая прогулка также благотворно влияет на выносливость сердца, а значит, может сократить риски заболевания сердечнососудистыми заболеваниями. Люди, которые часто ходят пешком меньше страдают от головных болей, мигреней, артериального давления.
Другой вариант - доехать: здесь подойдут, и велосипед, и самокат, и скейтборд, и даже роликовые коньки. Стоит отметить, что в Бишкеке в последнее время довольно часто можно увидеть молодых людей, которые пользуются именно велосипедным транспортом. Но существует пока трудноразрешимая проблема – в столице пока мало приспособленных для этого транспорта тротуаров, специализированных аллей. Я не говорю уже о любителях прокатится с ветерком, стоя на роликах. Идеального покрытия для роллеров в городе почти не найти, имеется ввиду, на тротуарах. Движение в городе очень интенсивное, а местами беспорядочное, катить по проезжей части весьма затруднительно и очень опасно.
Но все, же есть небольшие группы лиц, которые давно отказались от передвижения на работу и домой на машинах. Верное решение. Во-первых, это своеобразный вклад и забота об экологическом положении столицы. Во-вторых, город небольшой, его и пешком пройти можно от одной крайней точки до другой за пару-тройку часов, а на велосипеде добраться до места работы вообще минутное дело. К тому же, сотрудники муниципального предприятия «Бишкекасфальтсервис» осуществляют строительство пешеходной дороги с двух параллельных сторон Южной магистрали от улицы Садырбаева (бывшая ул. Баха) до ул. Байтика Баатыра (бывшая Советская). Это пешеходная дорожка предполагает, и наличие выделенных полос для любителей проехаться на двухколёсном транспорте. Как сообщает мэрия, общая протяженность пешеходной зоны составит 7,2 километра. Ширина пешеходной дорожки с северной стороны магистрали составит 4,5 метра, велосипедной дорожки - 1,5 метра.
По всей протяженности пешеходной зоны будет установлено освещение, 200 скамеек и 400 урн. Также запланировано строительство двух мостов с южной и северной стороны над каналом Ала-Арча.
Работы планируется завершить к началу ноября текущего года.
Горожанам уже известна одна велодорожка, которая открылась также в южной части города. Велодорожка длиной полтора километра и шириной 3 метра появилась в районе, ограниченном улицами Жукеева-Пудовкина – Токомбаева - Байтик Баатыра.
Как вы понимаете, стала отчётливо появляться альтернатива автомобильному транспорту. А экологической инфраструктуре в Бишкеке стали уделять больше внимания. Только подобных треков, аллей и тротуаров нет и, похоже, не предвидится в ближайшее время в центре Бишкека, а, как известно львиная доля рабочих мест расположена именно здесь.
Но как быть, если все эти варианты не устраивают? Очевидной альтернативой оказывается электромобиль: функции и возможности практически те же, что и у привычного автомобиля, а вреда, как считается, меньше. Так ли это на самом деле?
Электрокары или автомобили, оснащённые гибридными установками сейчас в моде у простых автолюбителей, на них обратили внимание и политики: правительства разных стран разрабатывают законодательную базу для повсеместного внедрения электрокаров проекты заправочных станций и парковочных зон.
Но само собой приобрести велосипед, или роликовые коньки куда дешевле, чем сесть за руль электрокара.
Вопрос лежит в другой плоскости, настолько ли оправданно будет приобрести электромобиль, с точки зрения экологии? Если интересно насколько электрокары являются оправданной и реальной альтернативной привычным автомобилям, можно обратиться к Мэтту Стэку, основателю исследовательского центра Devonshire Research Group, который подготовил доклад о компании Tesla - одном из самых популярных производителей электрокаров.
По его словам, литий и литиевые батареи, на которых работает большинство современных электрокаров, производятся с использованием старых технологий, а значит, не таким уж зеленым методом: добыча и переработка наносят вред окружающей среде. Стэк говорит, что если учитывать все этапы, от создания до утилизации электромобиля в совокупности, то он едва ли окажется «зеленее» обыкновенной машины. Мэтт Стэк предположил, что будущее в целом за электромобилями, но уже более совершенными.
«Это должно произойти не во всех странах и точно не в ближайшие 50 лет. Такие перемены не случаются одним днем», - отмечает Стэк.
Обратимся к некоторым данным, которые говорят сами за себя. По данным Госэкотехинспекции, почти 65-70% доли загрязнения приходится на выбросы от автомобилей. В связи с этим депутатами Жогорку Кенеша все чаще стал подниматься вопрос об использовании в Кыргызстане электромобилей.
Со стороны Госагентства охраны окружающей среды и вовсе прозвучало предложение закупить для города электромобильные автобусы. Немногим ранее Государственная регистрационная служба включила электромобили в тарифную сетку для регистрации и перерегистрации транспортных средств. Причём ставка на регистрацию ровняется нулю.
По данным начальника отдела регистрации транспортных средств Государственной регистрационной службы Александра Березюка, всего в Кыргызстане зарегистрировано 4 электромобиля, из них три автомобиля марки Nissan Leaf и один автомобиль марки Tesla Model. Эти электромобили проходили регистрацию в период с 2014 по 2017 годы.
Видимо ещё не скоро основную долю машин на автодорогах городов Кыргызстана будут составлять электромобили. Поэтому не стоит так далеко заглядывать в футуристические перспективы. И если вы хотите стать невольным участником Всемирного дня без автомобиля просто походите пешком по своим делам, прокатитесь на велосипеде, хотя бы сегодня. Впоследствии вам может понравиться эта привычка, и вы сможете отказываться от автомобиля сначала на целый уик-энд, а там глядишь и больше. Тем паче рост автомобильного транспорта в Бишкеке настолько интенсивный, что вскоре проще, да и дешевле будет действительно ежедневно проводить день свободный от автомобиля. Всё чаще в столице Кыргызстана говорят о транспортном коллапсе. Зачастую возлагают вину на чрезмерное количество маршрутных такси, которые являются основными виновниками автомобильных заторов. И пока власти города не предложат альтернативу, или элементарно не приведут автомобильные дороги Бишкека в надлежащий, цивилизованный вид, нужно чаще вспоминать о таком дня, как сегодняшний.
ИАЦ «Кабар» поздравляет всех с праздником – с Всемирным днём без автомобиля.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий