В конце июня 2019 года 103 депутата Жогорку Кенеша проголосовали за лишение Алмазбека Атамбаева статуса экс-президента. Это автоматически лишило его неприкосновенности. Лишение проходило в рамках процедур парламента, для чего было необходимо набрать две трети «за» от общего количества депутатов, то есть 80 голосов в поддержку. Из присутствовавших 110 депутатов на заседании в поддержку снятия неприкосновенности проголосовало 103, остальные либо воздержались, либо проголосовали «против». Снятию неприкосновенности Атамбаева предшествовала работа специальной депутатской комиссии, сформированной 13 июня и в обязанности которой входило выдвижение обвинений против бывшего президента республики. После, Генпрокурор КР Октурбек Жамшитов сообщил в парламенте о возможной причастности Атамбаева к пяти преступлениям из шести указанных депутатской комиссией.
Атамбаев получил от следственной службы МВД три повестки на допрос, но он так и не явился в МВД. В защиту Атамбаева адвокат Сергей Слесарев заявил, что его подзащитный обладает неприкосновенностью и имеет иммунитет от каких-либо допросов по уголовным делам в соответствии с Законом КР «О гарантиях деятельности президента КР» от 2003 года в связи с чем его явка на допрос не обязательна к исполнению. Прибывшего замминистра МВД Мирлана Каниметова по месту проживания бывшего президента для выяснения причин неявки Атамбаева к следователю, не пустили в дом.
Позже, представитель СДПК распространила сообщение, в котором привела слова Слесарева, заявившего: «Встреча представителя с должностными лицами следственной службы МВД КР состоялась 30 июля 2019 года, на которой было озвучено, что экс-президент даст ответы на поставленные вопросы и, с учетом следственной тайны, передаст ответы непосредственно в МВД Кыргызской Республики, без их публичной огласки. 31 июля 2019 года руководитель следственной группы МВД КР ответил отказом на вышеизложенное предложение».
Общественность с самого начала отказа бывшего президента явиться в МВД задается вопросом о том, почему Атамбаев нарушает законы страны, хотя сам ранее заявлял, что перед законом все должны быть равны?
В свою очередь юристы и политики в стране считают, что история с игнорированием бывшим президентом республики законов Кыргызстана уже затянулась.
Так, по словам политолога Эдиля Осмонбетова, в мировой практике неприкасаемых нет и все должно подчиняться закону, а чтобы построить правовое государство, нужно чтобы и бывшие главы государств, и простые граждане соблюдали законы, которые есть.
По его мнению, когда человек не приходит под разными предлогами на заседания Жогорку Кенеша и не является на допрос в МВД, находя при этом разные поводы и причины, все это сильно подрывает основы Кыргызской государственности и разрушает правосознание граждан Кыргызстана и их гражданственность. Причина этого, как объяснил политолог в том, что бывшие президенты должны быть примером во всем. «Особенно в соблюдении законов они должны быть первыми, начиная от соблюдения правил ДТП и остального. И только тогда мы увидим впоследствии хороший пример для всех граждан страны, особенно для молодого поколения», - подчеркнул собеседник.
Осмонбетов добавил, что если бывшие президенты не будут соблюдать законы, будучи главой государства и гарантом Конституции, соответственно это не будет хорошо.
«Вообще это плохой пример для молодежи в этом отношении. Если обратить внимание на США, а также другие страны Запада и мира, то видно, что бывшие президенты соблюдают законы. И самое главное – это то, что они никогда не подвергают сомнению даже те законы, которые были приняты в предыдущие годы в истории их стран, не комментируют их. И поэтому я думаю, что очень важным в данном случае является личный пример», - заключил Эдил Осмонбетов.
Руководитель правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова считает, что вся проблема заключается в самом законе, который был принят о статусе экс-президента, так как этот закон противоречит логике и нормам права, точно так же как положение Конституции об абсолютной неприкосновенности экс-президента.
«Принципом права является неотвратимость наказания, равенство всех перед законом. Поэтому изначально, когда вот такие нормы принимаются безумно в угоду кому-то, потом начинаются правовые последствия. Бардак в правовой системе потому, что изначально эти нормы законодательства, которые вводят абсолютную неприкосновенность экс-президента, они противоречат теории права и логике. Не может человек обладать абсолютной неприкосновенностью», - говорит добавив, что Алмазбек Атамбаев сам не раз нарушал законы, даже будучи президентом.
«Алмаз Шаршенович сам неоднократно нарушал законы. Поэтому я не удивлена тому, что он не подчиняется сейчас закону. Вся же проблема заключается в том, что противоречивое законодательство на практике ведет к таким нехорошим, негативным политическим последствиям», - говорит она.
По мнению руководителя правовой клиники «Адилет», выход из сложившейся ситуации может быть простым - одна из сторон должна набраться мужества и сделать шаг вперед. В противном случае нынешняя ситуация может продолжаться еще очень долго.
«Не важно, какая сторона. Будет ли это Атамбаев, который, наконец, наберется мужества и подчинится требованиям законодательства и не побоится пойти в правоохранительные органы. Он же создавал всю эту систему сам и все время на все реплики отвечал, что мы правовое государство. На самом деле вот эту правовую ситуацию создал он. Он говорил, что судебную реформу замечательно проводил, что он очистил судебную систему от коррупционеров и воров. Он же об этом декларировал, пускай теперь идет и подчиняется, чего он боится? Его же пока в качестве свидетеля вызывают. Он же декларировал это или он должен набраться мужества и сказать: «Я породил уродца (правоохранительную и судебную систему), поэтому я этого уродца боюсь. Потому что я ее в свое время подминал под себя, и знаю, как она на самом деле работает. Либо другая сторона должна, наконец, набраться мужества и пойти дальше», - добавила Джакупова.
Наряду с этим из местного СМИ стало известно, что гражданские активисты обратились к Главе государства с просьбой создать государственную комиссию по даче политической оценки деятельности Алмазбека Атамбаева на посту главы государства. И призвавшие создать госкомиссию также считают, что причиной затянувшегося политического кризиса в стране является отсутствие объективной правовой оценки деятельности Алмазбека Атамбаева на посту президента.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий