Не успело общество забыть об упраздненной аббревиатуре ГУПМ, как чуть больше чем через год ее решают вернуть с корректировкой в пару букв – УПМС. Такие шаги Министерства внутренних дел вызывают один большой вопрос: «Зачем?» Ведь было заявлено, что данная служба не смогла себя оправдать, за что была расформирована, а вместо нее создана новая с более длинным названием – ГУОБДД. Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к аргументам реформаторов, которые были озвучены сегодня на специальной пресс-конференции.
Из истории …
Главное управление патрульной милиции в Кыргызстане начало работать с 1 апреля 2016 года, но идея внедрения дневного и ночного патрулей продвигалась с 2012 года. С того момента для обеспечения безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка в Бишкеке, как было заявлено, было задействовано около 800 сотрудников милиции, в Чуйской области — более 400 и в Иссык-Кульской — более 160. Позднее, с 1 июля того же года, патрульная служба начала появляться и в других регионах республики.
Новому подразделению МВД были переданы все функции ДПС (Дорожно-патрульная служба) и ППС (Патрульно-постовая служба) — от охраны общественного порядка и безопасности до регулировки дорожного движения.
Но к ноябрю 2017 года кабмином было принято решение об упразднении ГУПМ, и создании вместо него ГУОБДД – Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения. Соответствующие два постановления были подписаны 9 ноября.
Почему ГУПМ не оправдало ожидания?
Заведующий сектором анализа и прогнозирования аппарата правительства Егор Скобеев пояснил, что с созданием патрульной милиции предполагался запуск «Безопасного города».
«Соответственно, та нагрузка, которая выполнялась по безопасности дорожного движения, она должна была быть покрыта за счет технических средств. К сожалению, по ряду причин на тот момент «Безопасный город» не состоялся. В результате у нас пошло улучшение реагирования на сообщения граждан о происшествиях: было очень большое количество положительных моментов, связанных с раскрытием преступлений по горячим следам. Вместе с тем, очень серьезно пострадала дорожная безопасность», - указал он.
Напомним, что по официальным данным, с января по ноябрь 2017 года на дорогах Кыргызстана погибли 695 человек. Всего в указанном периоде произошло 5 тыс. 197 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 7 тыс. 839 человек.
Статистика того времени показала, что 33,8% аварий случилось из-за превышения скорости. Из-за выезда на встречную полосу и нарушения правил обгона — 14,4% ДТП. 20% от общего количества смертельных случаев приходилось на нарушение правил маневрирования, 8,6% — из-за управления транспортом в нетрезвом состоянии.
«Если мы возьмем статистику по дорожной безопасности, то 40% ДТП совершается на территории Бишкека и Чуйской области. В результате у нас прошел рост ДТП, что удалось сбить только после возращения ГУОБДД и их функционирования исключительно в сфере дорожной безопасности», - продолжил Скобеев.
В настоящее время работа сотрудников дорожного порядка с запуском «Безопасного города» частично ушла на программный комплекс, а функционирование техники позволило снизить в местах своего действия статистику ДТП на 20%.
Таким образом, со временем сотрудникам дорожного порядка не будет надобности стоять на каждом опасном участке дорог, что может оставить ряд сотрудников без работы.
Чего ждут от УПСМ?
В МВД заверяют, что ожидания, возложенные на ГУПМ, не были оправданы по двум основным причинам: из-за отсутствия финансирования и проблемы с кадрами.
«Тогда мы обошлись с минимальными финансами. Насколько я помню, постановлением правительства 2016 года было предусмотрено выделение 523 млн. сомов – ни одной копейки не было выделено, честно говоря», - проинформировал заместитель министра внутренних дел Алмазбек Орозалиев.
Во-вторых, по его словам, реформа не предусматривала обучение личного состава, и отбор сотрудников проходил не открытым конкурсом.
На сей раз, по словам реформаторов, эти пробелы были учтены, и на новую службу милиции возлагаются две важные цели:
- создание милиции, которой граждане доверяют и видят в ней надежного защитника и партнера;
- кардинальное снижение коррупционных проявлений среди сотрудников ГУОБДД и ППС.
Как планируют достичь первой цели?
«Нищий милиционер – это потенциальный преступник», - озвучил руководитель экспертной рабочей группы по реформированию подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих дорожную безопасность Тамерлан Ибраимов.
Он отметил, человек, у которого маленькая зарплата, но есть в руках власть, то он всегда может ею воспользоваться.
«Поэтому мы первым вопросом поставили вопрос о повышении заработной платы. Это не какая-та заоблачная сумма, но для молодого человека, который приходит служить в милицию, на первом этапе неплохая зарплата», - аргументировал Ибраимов.
Так, ежемесячная заработная плата сотрудника УПСМ составит от 20 тыс. сомов. Для них также будет предусмотрено создание условий для несения службы на своих участках, для чего планируется закупить около 120 машин на сумму 197 млн. сомов.
Эти средства будут выделены в течение года в срочном порядке, а дополнительные средства на ГСМ и повышение заработной платы сотрудникам новой службы милиции будут еще решаться.
Как планируют достичь второй цели?
Чистка рядов правоохранительных органов от нечистых на руки сотрудников будет проходить, как рассказали члены рабочей группы, с этапа отбора на новую службу.
С 6 мая был объявлен открытый конкурс для всех желающих граждан – как из рядов правоохранительных органов, так и из числа гражданских лиц. При этом, на все должности, в том числе и на руководящие, отбор будет проходить на равных основаниях в четыре этапа: тест на общую грамотность, военно-врачебная комиссия, сдача физических нормативов и собеседование.
«Не верьте никому, что кто-то вам поможет, и кто-то там «разведет». Самый простой способ – это подготовиться. Тест на общую грамотность (чтение и понимание текста, есть на сайте testing.kg) и физическая подготовка – все что нужно, чтобы пройти отбор конкурсную комиссию. Все договоренности, обещания – это чистой воды мошенничество», - руководитель экспертной рабочей группы по реформированию подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих дорожную безопасность Тамерлан Ибраимов.
Он подчеркнул, что на сегодня Антикоррупционной службе (АКС ГКНБ) дано очень жесткое указание, чтобы процесс отбора сотрудников находился под их контролем, и лица, нарушившие или пытавшие нарушить порядок отбора кандидатов, понесут наказание по всей строгости закона.
Сотрудники АКС ГКНБ и ГСБЭП, как предупреждают реформаторы, будут вести еще работу по провокации взятки, особенно с первых дней работы новой службы.
«В любом стаде без паршивой овцы. С такими сотрудниками будут беспощадно расставаться, и привлекать их к ответственности», - подчеркнул Ибраимов.
В заключении он добавил, что полностью убрать коррупцию в структурах МВД представляется идеалом, и цель эта кажется недостижимой. Поэтому тут важно снизить ее уровень, чтобы люди начали верить милиционерам.
Что будет с сотрудниками невостребованных служб милиции?
С переходом на цифровизацию без работы остается и ряд сотрудников старых структур МВД. Они могут также подать документы на службу в УПСМ, но в случае если они не смогут пройти этапы отбора, то они не смогут занимать никакую должность в этой структуре. Но, по данным МВД, для них будут предусмотрены другие специальности в рядах правоохранительных органов.
Отметим, что УПСМ в пилотном режиме сначала будет создано только в Бишкеке. Прием документов от желающих пополнить ряды патрульной милиции в столице завершится 6 июня 2019 года.
КНИА «Кабар»
Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий