В настоящее время мировое сообщество сталкивается не только с последствиями ковида, а также с серьезными проблемами глобальной экономики, но и с чрезвычайными факторами, связанными с современными вызовами и рисками. Вот в таких непростых условиях Правительство Кыргызской Республики осуществляет свои полномочия. Задача стоит непростая, и общество интересует один вопрос, сможет ли наше государство достойно и с минимальными потерями выйти из сложившейся ситуации?
Может быть поэтому председатель кабинета министров Акылбек Жапаров делает упор на результативность в деятельности госорганов и решительно берется за устранение имеющихся в данном направлении барьеров и препятствий.
Как известно, во второй половине 2020 года эксперты на разных уровнях в один голос твердили, что мир в 2021-2022 гг. столкнется с серьезными геополитическими, энергетическими, экологическими и экономическими проблемами. Еще раньше, в январе 2017 года, в своем докладе по вопросам международной политики, Всемирный банк призвал развивающиеся страны и агентства международного развития радикально изменить укоренившиеся подходы к государственному управлению, поскольку существующие негативные процессы в мире уже не позволяли принципиально решить ряд проблем, угрожающих международной безопасности, экономическому росту и социальной справедливости.
К сожалению, во многих странах тогда к этому не прислушались, в том числе и в Кыргызстане. Предыдущие власти не сделали соответствующих выводов, что и привело в октябре 2020 года к очередной народной революции.
К сожалению, за 30 лет государственной независимости Кыргызстан не смог выстроить эффективную модель государственного управления, мы оказались неспособными обуздать коррупцию, преодолеть бедность, построить демократическое государство, создать современную национальную экономику, что стало основным препятствием устойчивого развития нашего общества.
Более того, за эти годы основы государственного управления оказались расшатанными, вертикаль исполнительной власти разрушенной, а демократические ценности окончательно девальвированными, оказываемые государственные услуги как на республиканском, так и муниципальном уровнях, меры налогово-бюджетной и законодательной политики не привели к повышению благосостояния наших граждан. Более того, из-за повсеместной бедности самая работоспособная часть населения поддались в трудовую миграцию в зарубежные страны, что также не способствовало стабильному социально-экономическому развитию нашего общества. Эти факторы вызвали опасную асимметрию власти в Кыргызстане и погружению страны в болото всеобщей коррупции и нищеты.
Сейчас бесполезно кого-то винить в произошедшем, мы сами виноваты, история когда-нибудь все расставит на свои места, а сейчас, засучив рукава, надо принимать срочные меры по исправлению ситуации. В этой связи усилия Президента Садыра Жапарова и Кабинета министров по реформированию страны являются своевременными и правильными. Именно конституционное восстановление вертикали власти и предоставление чрезвычайных полномочий Кабинету министров могут стать эффективными для выхода из нынешнего сложного кризиса, при условии, что во главу угла для решения стоящих задач будут поставлены не ресурсные, а управленческие решения.
Однако лишь управленческие, политические и технические решения не дадут желаемых результатов без широкой общественной поддержки. Народ и общество обладают огромными ресурсами, которые все еще остаются не задействованными. Даже принятые правильные и своевременные решения исполнительной власти, но не поддержанные или не понятые широкой общественностью, могут не только не дать положительного эффекта, но и усилить напряженность в обществе. Примеров на этот счет много- ситуация с внедрением ККМ, введением электронных накладных и др. В первую очередь, ведь все эти реформы делаются для того, чтобы улучшить жизнь простых людей, которые зарабатывают на жизнь своим потом и честным трудом.
Также следует иметь в виду, что эффективное управление государством - это прежде всего взаимовыгодное партнерство государства и общества, правительства и бизнеса. По мере того как это партнерство будет усиливаться, будет улучшаться эффективность государственного управления, качество оказания услуг населению, развиваться инфраструктура, расти транспарентность в обществе, укрепляться справедливые институты.
Именно поэтому, наше правительство нуждается в поддержке со стороны простых граждан, особенно лидеров гражданского общества в реализации реформ в нашей стране и в борьбе с коррупцией. Без этого мы не сможем, даже при правильной стратегии главы государства и энергичных действиях Кабинета министров, обеспечить эффективное государственное управление, решить стоящие серьезные социальные проблемы, которые десятилетиями не решались, в том числе искоренить бедность и стать процветающей страной.
Все эти задачи невозможно решить без общенационального единства, огромных ресурсов и общенародной поддержки.
Сейчас в мире накоплено достаточного много опыта, существует множество фундаментально обоснованных теорий на этот счет. Однако, без их внимательного изучения и адаптации к местным условиям, они не только бесполезны, но и вредны. Как ни крути, каждый идет своим путем, исходя из собственных ресурсов и представлений о благополучии. Очень важно для достижения успеха в любом деле, а в государственных делах особенно, правильно оценивать ситуацию и исходя из этого ставить правильные задачи.
И в этом деле любое некомпетентное вмешательство угрожает отвлечению немалых ресурсов на исполнение ложных задач. Таким образом, результат всегда зависит от компетентного решения, которое в свою очередь непосредственно зависит от профессионализма исполнителей, их креативности и ответственности.
И здесь многие руководители допускают серьезную ошибку, привлекая к исполнению задач, не тех, которые имеют достаточный опыт и компетентность, а тех, которые более духовно близки, преданны или являются родственниками, земляками, сопартийцами. В такой ситуации даже изначально правильно поставленные задачи, уже на стадии исполнения, расшатываются, сильно деформируются и в итоге приобретают уродливый характер, который неизбежно ведет к нулевому результату.
Эффективный результат можно получить лишь стимулируя взаимное сотрудничество: власти с народом, государства с обществом, правительства с бизнесом, начальника с подчиненными, налоговика с налогоплательщиком, соседа с соседом и так далее. Мне, кажется, этого искренне хочет и глава государства Садыр Жапаров, который, на удивление всем, недавно, на нейтральной территории, собрал всех бывших президентов, которые, как известно, имеют различный социальный и правовой статус, и призвал к единению во благо народа Кыргызстана. Это было беспрецедентно. Кыргызы вновь удивили мир своим великодушием.
И в заключении, ни одно решение не будет достойно исполнено без должного контроля. К сожалению, контроль, особенно в системе государственной службы, в большинстве случаев ошибочно воспринимается буквально, как проверка исполнения. Между тем латинское слово "control" в английском языке, а потом уже в американском менеджменте приобрело совершенно иное значение, означающее "управление", в котором активную роль должен играть каждый участник этого процесса.
Именно гармоничное сочетание квартета "оценка-решение-исполнение-контроль" может дать эффективный и перспективный результат. С древнейших времен выстраивание эффективного и умного управления как на государственном, так и на общественном уровнях- это искусство, наука, которые оказались очень востребованными в нынешних условиях, ибо управленческое решение задачи более перспективно, нежели чем ее ресурсное решение.
В этом контексте пересмотр нынешним Кабинетом министров тысяч и тысяч нормативно-правовых актов говорит о том, что власть взяла твердый курс на повышение эффективности государственного управления в Кыргызстане, что в конечном итоге даст свои плоды, которые будут принадлежать нашим потомкам.
Директор Департамента экономической дипломатии МИД КР
Атаханов Авазбек Койлубаевич
Комментарии
Оставить комментарий