Кыргызстан и Казахстан намерены укреплять и расширять союзнические отношения на высшем политическом уровне. Как стало известно СМИ, соответствующий договор готовится к подписанию на ближайшей встрече лидеров двух стран Садыра Жапарова и Касым-Жомарта Токаева. В ожидании важного события ИА «Кабар» обратилось к депутату Легендарного парламента, академику Национальной академии наук Кыргызской Республики Жамину Акималиеву с просьбой оценить текущее состояние отношений между двумя странами и перспективы союзнических связей, опираясь на культурно-историческую общность народов и многовековые традиции добрососедства.
— Кыргызстан и Казахстан — ближайшие соседи, нас объединяет общее прошлое, культурные традиции, народы, родственные ментально. Много веков мы жили в пространстве, которое не было разделено границами, они были лишь номинальными. Но вот уже более 30 лет мы строим независимые государства, стараемся развиваться экономически, добились в этом определенных успехов.
Сейчас предпринимаются попытки выстроить новые отношения в ЕАЭС, но эти инициативы, казалось бы, закрепленные на высшем уровне, тоже сталкиваются с проблемами, вызванными конфликтом интересов. Основываясь на чем, мы как ближайшие соседи можем преодолевать такого рода разногласия?
— По существу, кыргызы и казахи — это один народ. Совпадают наши языки, традиции, культуры, нравы, менталитет. Поэтому неслучайно, до ХХ века кыргызов и казахов не разделяли, а называли кыргызами. После Октябрьской революции 1917 года казахи, официально именовавшиеся «киргизами», пережили «Алашскую автономию». Затем декретом Совнаркома РСФСР в 1919 году был создан Киргизский край, а в 1920 году была образована Киргизская Автономная Республика, которая включала в себя территорию современного Казахстана. В июне 1925 года Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР со столицей Кызыл-Орда. С апреля 1927 года административным центром Киргизской АССР стал Алма-Ата. 5 декабря 1936 года Казахская АССР была отделена от РСФСР и преобразована в Казахскую ССР.
В 1936 году была образована и наша Киргизская ССР, и в годы Советской власти мы жили как родственные народы в духе свободы, дружбы и полного взаимопонимания. У нас были общие номинальные границы. Там никто никого не задерживал и было свободное передвижение всего. В рамках Великой державы мы гордились тем, что, будучи кыргызами и казахами, мы все являемся советским народом. Это открывало огромные возможности для социально-экономического развития и сплочения наших народов. Мы постоянно взаимодействовали и помогали друг другу. Не было никаких пограничных постов и таможенных служб. Люди этому радовались и жили с уверенностью в завтрашнем дне.
Первыми ласточками настоящей дружбы стали два акына: кыргызский - Токтогул и казахский - Жамбул. Они воспевали свои республики и были в родственных отношениях в полном смысле этих слов. В этой связи вспоминаются 30-е годы. Казахстан - это страна бескрайних степей, имеющая миллионы гектаров пахотных земель, но в основном засушливых. Из-за отсутствия осадков в 1931-1932 годах резко уменьшилась урожайность основной продовольственной культуры - пшеницы. Одновременно с этим увеличилось изъятие зерна государству. Эти обстоятельства и послужили причиной массового голода. 1 миллион казахов были вынуждены откочевать в соседние республики, в том числе и в Кыргызстан. И каждая кыргызская семья безо всякого «руководящего указания» сверху открывала двери своих домов для братьев-казахов. Приютили их и делились последним куском хлеба. Создавали условия для выживания пострадавших от большой беды. Это был самый настоящий подвиг кыргызского народа и показателем его благородства и великодушия к казахскому народу, как к своему родному брату. Данный исторический факт еще раз свидетельствует о том, что мы, кыргызы и казахи, являемся родственными и очень близкими народами на генетическом уровне. И нам приятно отметить, что общественность Казахстана до сих пор помнит этот поступок и всегда выражает благодарность кыргызскому народу.
Народная мудрость гласит «жакшылык жерде калбайт», то есть добро всегда возвращается добром. Вот один пример на этот счет. Ровно через 20 лет после того страшного голода в Казахстане, в 1952 году, во Фрунзе состоялась Всесоюзная научная конференция, посвященная только одному, но грандиозному вопросу - защите и сохранению кыргызского эпоса «Манас» как великого творения человечества. Конференция была организована по инициативе выдающегося сына кыргызского народа, первого секретаря ЦК Компартии Кыргызстана Исхака Раззакова с участием ученых Академии наук СССР.
Дело в том, что в Центре, да и на местах нашлись идеологические «мудрецы», которые начали обвинять эпос «Манас» в реакционности и буржуазном национализме, назвав его чуть ли не антинародным произведением. В этой связи Научный форум июня 1952 года является поистине историческим и судьбоносным в сохранении национальной идентичности кыргызов и отстаивании народности эпоса «Манас». Об этом событии я говорю трепетно, потому что 16-летним студентом Кыргызского сельскохозяйственного института был неприглашенным участником этой конференции. В далеком Ак-Талинском районе Нарынской области в средних школах, где обучение проводилось на кыргызском языке, серьезное внимание уделялось изучению эпоса «Манас». Были необходимые учебные материалы и прекрасные преподаватели. Они детально разъясняли нам все, что связано с Великодушным Манасом. В результате мы поняли, что «Манас» - это глубоко национальное и патриотическое произведение, имеющее сакральное значение для кыргызов. Вот почему я был небезразличен к научной конференции, посвященной Манасу.
Конференция проходила в открытой форме в здании Кыргызского филиала Академии наук СССР на Дзержнике. Людей было столько, что яблоку некуда упасть. В работе конференции приняли участие крупнейшие ученые Москвы, Ленинграда, Алма-Аты и других городов. Выступали такие профессионалы по народным эпосам, как Бернштам, Богданова, Токомбаев, Сыдыкбеков, Юнусалиев, Жакишев, Керимжанова и другие. Но мне запомнилась большущая голова человека азиатской национальности, грамотно говорящего по-русски. Это был выдающийся казахский писатель Мухтар Ауэзов. Именно он поставил жирную точку над горячими спорами, что и послужило принятию единственно верного решения: эпос «Манас» является великим творением кыргызского народа и его неоценимым вкладом в общечеловеческую цивилизацию.
К чему все это говорю? Да к тому, что кыргызы и казахи — это единый народ. И если в 1932 году кыргызы защитили своих братьев казахов от массового голода, то в 1952 году гениальный казахский писатель-фольклорист Мухтар Ауэзов защитил и отстоял кыргызский эпос «Манас». Это яркий пример того, как много можно сделать, когда наши народы объединяют свои усилия.
Тот же Мухтар Ауэзов, одним из первых заметил незаурядный талант молодого кыргызского писателя Чынгыза Айтматова. Так, в 1958 году в «Литературной газете» выходит отрывок его повести «Джамиля» с напутствием Мухтара Ауэзова. А позже «Джамиля» в полном объеме была опубликована в московском журнале «Новый мир», где главным редактором работал крупнейший советский поэт Александр Твардовский. Благодаря этому знаменитая повесть Айтматова стала широко известна не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Следует подчеркнуть, что в 1963 году 35-летнему Чынгызу присуждается самая высшая награда страны Советов - Ленинская премия за «Повести степей и гор» («Верблюжий глаз», «Первый учитель» и «Джамиля»).
Чем дальше, тем интереснее. Начинающий казахский поэт Олжас Сулейменов стал известным после выхода в свет в 1961 году поэмы «Земля, поклонись человеку», посвященная Гагарину. Позже, в 1975 году О. Сулейменов издает новую книгу «Аз и Я», которая вызвала большой резонанс. Однако она была отвергнута партократами того времени. Обвинили писателя в национализме и пантюркизме. По прямому указанию «серого кардинала», секретаря ЦК КПСС по идеологии Михаила Суслова книга О. Сулейменова была осуждена специальным постановлением ЦК Компартии Казахстана, изъята с продажи и уничтожена. Опального поэта поддержал его кыргызский брат Чынгыз Айтматов. И благодаря его мировому авторитету Олжас Сулейменов был реабилитирован и возвращен на литературную арену. В настоящее время О. Сулейменов является народным писателем и Героем Труда Казахстана, видным общественным деятелем. Чынгыз Айтматов поддерживал и других казахских писателей и активно с ними сотрудничал. Так, в 1973 году вышла совместная работа Айтматова с казахским драматургом Калтаем Мухамеджановым - пьеса «Восхождение на Фудзияму», а в 1995 году увидела свет книга Мухтара Шаханова в соавторстве с Чынгызом Айтматовым - «Плач охотника над пропастью».
После распада СССР и Кыргызстан, и Казахстан стали независимыми суверенными государствами, членами ООН. В начале казалось, что в данной ситуации будут усиливаться связи двух братских народов, и этому никто не и ничто не помешает.
— За счет чего Кыргызстан и Казахстан смогут раздвинуть границы, которые безусловно тормозят не только экономическое взаимодействие, но и в определенной степени ограничивают человеческое общение, культурное взаимодействие? Кажется мы совсем рядом, но с другой стороны это ведь не сосем так.
Уже в новейшей истории между элитами и лидерами наших стран отношения складывались по-разному, что сказывалось, в том числе на прохождении товаров, развитии экономических связей. Да и сейчас периодически обостряется борьба за транзитные потоки и рынки сбыта. Все ведь прекрасно знают о тех проблемах, которые периодически возникают на границах. В этой бесконечной погоней за выгодой, не упускаем ли мы что-то более важное?
— Когда президентом Кыргызской Республики стал Садыр Жапаров, это нужно отметить, ему в кратчайшие сроки удалось установить дружественные связи с соседними государствами, что положительно отразилось на стабильности нашего региона. Заметно улучшились отношения между Кыргызстаном и Казахстаном. Наш президент открыт для коренного улучшения наших братских связей и в этом он находит поддержку народа Кыргызстана. Касым-Жомарта Токаева мы знаем как умелого руководителя и опытного дипломата, в 2011-2013 годах он занимал должность заместителя генерального секретаря ООН. Оба Президента полны решимости установить подлинно братские отношения между нашими странами. Это нас радует.
Однако нынешний уровень социально-экономических связей очень далек от наших возможностей. Об этом свидетельствует следующий факт. Если в 2023 году общий внешнеторговый оборот Кыргызстана составил 15,6 миллиардов долларов, то торговля Кыргызстана с Казахстаном - только 1,3 миллиарда долларов, или 8,3 процента. При этом общий оборот торговли стран ЕАЭС, куда входят Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения, ожидается в 2023 году в объеме более 100 миллиардов долларов. На мой взгляд, мы имеем все возможности, чтобы в недалекой перспективе добиться увеличения объема торговли между Кыргызстаном и Казахстаном до 5 миллиардов долларов. У нас есть чем торговать — это продукции сельскохозяйственного, промышленного и строительного производств, концентраты драгоценных металлов и многое другое. Для достижения этих амбициозных целей мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы границы наших двух братских стран были всегда открытыми и прозрачными. Это крайне необходимо для обеспечения свободного передвижения людских и финансовых ресурсов, товаров и услуг. Ведь нередко из-за необоснованных проверок и бюрократических преград на границе образовывается многокилометровая очередь большегрузных машин с товарами, порой со скоропортящейся сельскохозяйственной продукцией. Просто сердце обливается кровью. Ведь от такой неразберихи страдают только наши народы, так как наносится серьезный ущерб взаимной торговле.
В этой связи нас обрадовали вести из средств массовой информации о том, что в скором времени Казахстан и Кыргызстан подпишут договор об углублении и расширении союзнических отношений, где оговаривается проведение согласованной пограничной политики в целях эффективного противодействия трансграничным вызовам, угрозам и рискам, а также укрепление сотрудничества в области охраны казахско-кыргызской границы. Кроме того, ни одна из республик не допускает, чтобы ее территория и ресурсы были использованы в целях подготовки или осуществления агрессии или иных враждебных действий против другой стороны, а также в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности последней.
Я бы пошел дальше, заключив Договор о создании даже Союзного государства. При этом Кыргызская Республика и Республика Казахстан будут являться полноправными государствами-участниками этого договора, целью которого является создание единого экономического пространства. При этом партнерство Кыргызстана и Казахстана выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств. Именно такой договор отвечал бы коренным интересам наших братских народов.
Беседовал Кирилл Степанюк, ИАЦ «Кабар»
Фото Sputnik
Комментарии
Оставить комментарий