Правительство Кыргызстана поставило перед собой задачу увеличить в течение ближайших четырех лет доходы от сферы туризма в два раза. В этих целях было создано новое Государственное предприятие «Кыргыз Туризм», которое займется поиском путей к этой цели. При этом, аналогичную деятельность ведет еще Департамент туризма. В чем же разница между этими ведомствами? Рационально ли было создавать дублирующий орган в одной и той сфере? И в каком направлении сегодня ведет свою работу курирующие эти ведомства министерство в интервью агентству «Кабар» рассказал министр культуры, информации и туризма Азамат Жаманкулов.
- С недавнего времени при Министерстве культуры, информации и туризма была создана новая структура – Государственное предприятие «Кыргыз Туризм». В чем заключалась необходимость его создания?
- Анализируя процессы, происходящие в сфере туризма, мы пришли к выводу, что нам необходим хозяйствующий орган, который возложит на себя ряд исполнительных функций. В первую очередь, на сегодня нам необходимо привлечь инвестиции в сферу туризма. Для этого нам необходимо определиться теми землями, которые мы имеем, и теми проектами, которые мы могли бы реализовать в регионах. К примеру, в Иссык-Кульской области нужно просмотреть, где лучше построить пятизвездочные отели, какую территорию определить под гольф-клуб или под развлекательный центр. Всем этим объектам необходима детальная планировка местности, что в совокупности должно предстать комплексным мастер-планом. Госпредприятие «Кыргыз Туризм» будет как раз этим и заниматься.
- Какие еще функции возлагаются на новое ведомство?
- Мы говорили о том, что страна за рубежом все еще малоизвестна. Департамент туризма не в полной мере может реализовать нашу маркетинговую стратегию ввиду нехватки сил и потенциала. «Кыргыз Туризм», как хозяйствующий субъект, мог бы заняться этим вопросом в полной мере. Это станет ее второй функцией.
Третий блок вопросов будет касаться событийного туризма, также международных выставок, где могут быть представлены туристические возможности Кыргызстана.
- А чем раньше занимался Департамент туризма?
- Потенциал Департамента туризма очень маленький. Там работают около 10 человек, и они занимаются в основном корреспонденцией, разработкой межведомственных стратегий и программ. «Кыргыз Туризм» в отличие от Департамента будет делать упор на хозяйственные вопросы.
- То есть, на сегодня у нас два органа – Департамент туризма и Государственное предприятие «Кыргыз Туризм». Первый занимается разработкой программ, анализом рынка и предоставлением рекомендаций, а второй – практической реализацией этих разработок?
- Да. Можно сказать и так.
- Какой бюджет рассчитан на деятельность Департамента и на деятельность «Кыргыз Туризма»?
- Ранее для развития туризма Департаменту ежегодно выделялось 7,8 миллионов сомов, и он остался неизменным. Для реализации первоначальных стратегий «Кыргыз Туризма» выделяется 50 миллионов сомов, что пойдет не только на содержание ведомства, но и на воплощение программ и стратегий в сфере туризма.
- Были ли привлечены новые специалисты для работы в новой структуре?
- Госпредприятие только создано. Сейчас оно должно пройти регистрацию, после чего мы начнем набирать профессиональную команду, которая имеет определенный опыт в привлечении инвестиций, реализации разных проектов в области туризма, ну и в целом имеет видение по исполнению поставленных задач.
На первоначальном этапе Госпредприятие надо будет поддержать в финансовой части. Но в дальнейшем мы будем привлекать доноров, создавать туристические информационные центры. Мы надеемся, что дальше оно будет приносить доход и перейдет на самообеспечение.
- Можете озвучить ваши анализы относительно потенциального дохода от деятельности Госпредприятия в течение ближайших лет? И в правительстве, и в парламенте не раз заявляли о том, что государственные предприятия являются убыточными учреждениями, и их нужно сокращать. А тут создается еще одно новое аналогичное предприятие. Как вы можете адвокатировать такое действие Министерства?
- Эффективное управление госпредприятия может привести к эффективным решениям. Поэтому озвучить конкретные суммы, которые Госпредприятие может заработать, я пока не могу. Стратегия и бизнес-план самого Госпредприятия будет разрабатываться вместе с новой командой, там и будет определен план годового дохода.
Мы уже говорили, что наша основная задача до 2023 года в развитии туризма – увеличение доли туристической сферы в структуре валового внутреннего продукта до 10%. На сегодня она составляет 5%. Сейчас в этом отношении выдвигается планка минимум 7%, максимум - 10%.
- В начале беседы вы упомянули, что «Кыргыз Туризм» будет заниматься анализом рыночной конъюнктуры. Скажите, будете ли вы при этом влиять на ценовую политику? Ведь многие считают, отдых где-то за рубежом обходится даже дешевле, чем отдыха на Иссык-Куле.
- Методам кнута мы на это повлиять не можем, но можем через определенные рыночные механизмы. Основным механизмом здесь выступает конкуренция. Почему отдых в других местах обходится дешевле, чем на Иссык-Куле. Причина здесь кроется в слабой конкуренции. У нас недостаточное количество хороших отелей, которые предоставляют сервис на должном уровне. К примеру, в Анталии около 500 пятизвездочных отелей. Такая бешеная конкуренция между ними вынуждает их вести борьбу путем снижения цен и улучшения сервиса. Там необходимо создать такую же атмосферу на Иссык-Куле.
- Азамат Капарович, хотелось бы задать несколько вопросов касательно вашей должности. Вы приступили к ней в конце прошлого года, уже зная проблемные моменты в Министерстве. С решения каких вы начали свою работу?
- Честно говоря, вот эти месяцы мы анализировали работу в каждом направлении: в театральном, музейном, библиотечном, в развитии регионов, реорганизации домов культур, а также развитии медиа-индустрии и туризма. На сегодня нами созданы алгоритмы шагов по решению проблем в каждом из озвученных направлений. Работа уже потихоньку начата.
Есть довольно много нормативно-правовых актов, которые нам необходимо обновить или создать. Также мы должны не забывать, что культура – эта сфера, которая строится на творчестве талантливых личностей, и мы должны оказывать им всяческую поддержку. Для этого необходимо создавать новые площадки и принимать участие в международных турнирах, гала-концертах и т.д.
Также Министерством рассматривается большой блок вопросов, касающийся инфраструктуры, увеличения заработной платы работникам культуры, обеспечения их жильем и т.д. Все это требует средств, что с теми, которые у нас есть на руках, мы решить проблемы не можем.
- А как будут решаться эти проблемы?
- Культура всегда была дотационной сферой, но этим нельзя прикрываться. Я сейчас ставлю каждому директору учреждения определенную планку. Например, театр оперы и балеты ежегодно тратит около 83 миллионов сомов, но зарабатывает около 8 миллионов сомов – разница огромная. Хотя, используя какие-либо рыночные механизмы, механизмы маркетинга, совершенствуя качество спектаклей, можно было бы покрыть хотя бы 50% средств, выделяемых государством.
- Поводом для критики в адрес Министерства были и конкурсы красоты. В Кыргызстане их насчитывается чуть ли не десятки. Будет ли один конкурс?
- Этим вопросом мы еще не занимались вплотную. Там много недовольств по отношению к организаторам конкурса. Я считаю, что этот вопрос требует анализа, необходимо рассмотреть опыт других стран и понять, что происходит у нас.
- Довольны ли работники цирка вашим решением?
- В цирке на сегодняшний день все спокойно. Все артисты, которые выходили на митинги продолжают дальше работать. У нас большие планы по реформированию цирка: нам необходимо полностью обновить здание, репертуар артистов.
- Что на счет исторического музея? Известно ли, когда он откроется?
- Пока ведутся переговоры с той компанией, которая предоставляла оборудование музею. В скором времени начнем готовиться к открытию.
Беседовала Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий