Изменение по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева приоритетов во внешней политике нашей страны, ориентир, в первую очередь, на укрепление добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества со странами Центральноазиатского региона вызвали большой интерес и одобрение мирового сообщества, особенно в соседних государствах. Национальным информационным агентством Узбекистана - УзА в рамках сотрудничества с информационными агентствами соседних государств подготовлены материалы в целях информирования широкой общественности с мнением во этому вопросу видных государственных и общественных деятелей, простых граждан стран региона. Ниже публикуется материал, специально подготовленный КНИА «Кабар» для УзА.
В последний год в Центральной Азии наблюдается улучшение двусторонних отношений между странами. Во многом это происходит благодаря Узбекистану, глава которого с вступлением на пост Президента страны заявил о том, что улучшение отношений с соседними государствами будет приоритетом для страны. Президент Шавкат Мирзиёев за короткое время посетил большую часть стран региона и уже лично на деле доказал, что желание Узбекистана искренне. На этом фоне улучшение отношений с Кыргызстаном можно считать показательным, поскольку уже были проведены многочисленные официальные встречи с участием представителей бизнеса и властей, а также подписано большое количество договоров и соглашений, которые позволили решить многие вопросы, не решавшиеся на протяжении 26 лет.
Одним из приоритетов Узбекистана является выстраивание многопланового, многоуровневого, взаимовыгодного и конструктивного диалога с Кыргызстаном. И налаживание отношений между двумя странами, которое началось с регулярных встреч правительственных делегаций двух стран в октябре 2016 года и продолжилось до конца года, является прямым доказательством этому. Необходимо выделить такой факт: в августе 2017 года возобновила работу межправительственная комиссия Узбекистана и Кыргызстана. Ее возглавляют премьер-министры двух стран. При этом у Узбекистана такой высокий уровень руководства комиссией имеется только с Россией и Китаем.
И договор о границе, подписание которого состоялось в ходе государственного визита Президента Шавката Мирзиёева в Кыргызскую Республику в сентябре 2017 года, позволило согласовать 85 процентов линии государственной границы. Тогда же лидеры Узбекистана и Кыргызстана выразили намерение «превратить кыргызско-узбекскую границу в границу дружбы». Есть все предпосылки ожидать согласование всех оставшихся участков, хотя трудностей в этом вопросе еще немало.
В соответствии с договором была возобновлена работа КПП «Дустлик» (Андижанская область), «Касансай» и «Баймак» (Наманганская область). С 1 октября для граждан Кыргызстана упрощен переход границы через КПП «Кадамжай» и «Вуадиль» (Ферганская область). При этом граждане двух стран пересекают границу в упрощенном порядке, без приглашений и телеграмм.
Недавний двухдневный визит Президента Кыргызстана Сооранбая Жээнбекова в Узбекистан, который состоялся в начале декабря, еще раз доказал приверженность обоих государств к углублению двусторонних отношений. Самое главное, что оба государства пришли к единому пониманию в таких вопросах, как водопользование, экономика и политика. На международном уровне Кыргызская Республика и Республика Узбекистан создали геополитический тандем в Центральной Азии, который резко снизил конфликтный потенциал в регионе.
Одним из важных показателей улучшения отношений можно считать двустороннюю торговлю, которая в январе-сентябре 2017 года составила 231,1 миллиона долларов США. Она в сравнении с аналогичным периодом 2016 года выросла на 60 процентов. Если брать в отдельности по странам, то Кыргызстан экспортировал товаров в Узбекистан на 109 миллионов долларов, или на 17 процентов больше прошлогоднего показателя, а объем импорта из Узбекистана составил 122,1 миллиона долларов, или уже в 2,6 раза выше прошлогоднего показателя. Ожидается, что по итогам года товарооборот достигнет 280 миллионов долларов, а в краткосрочной перспективе планируется поднять торговлю между двумя странами до уровня в 500 миллионов долларов.
Президент Национального делового клуба Кыргызстана, президент Ассоциации рынков Кыргызской Республики Сергей Пономарев указывает на то, что в настоящее время достаточно активно идет развитие кыргызско-узбекского экономического, политического и культурного диалога.
По его словам, во время недавнего визита Президента Кыргызстана Сооранбая Жээнбекова в Узбекистан в составе делегации были и бизнесмены из Кыргызстана. В Ташкенте кыргызские и узбекские бизнесмены приняли участие во встречах формата «G to B», когда правительство встречалось с представителями бизнеса, и формате «B to B», когда бизнес встречался с бизнесом.
С.Пономарев уверен в том, что в Узбекистане «есть достаточно большая продовольственная, продуктовая и промышленная линейка, которая может быть интересна на экономических рынках Кыргызстана. В стране проживает 32 миллиона населения, и поэтому наши товары могут быть достаточно конкурентоспособными на рынках Узбекистана».
Для примера президент Ассоциации рынков Кыргызской Республики привел тот факт, что в Узбекистане кыргызстанские бизнесмены ознакомились с тем, как грамотно развивается легкая промышленность. И экономист не скрывает, что сейчас есть чему поучиться друг у друга.
«Я говорю это в хорошем смысле слова потому, что у соседей есть чем поделиться с нами, и нам с ними тем, в чем мы преуспели. Есть также возможность развивать торгово-экономические отношения не только в рамках ЕАЭС, но и с Узбекистаном, и Китаем. И сейчас делаются попытки найти точки соприкосновения», - отмечает С.Пономарев.
Первой ласточкой углубления двустороннего сотрудничества можно считать презентацию совместного кыргызско-узбекского предприятия, которая состоялась в декабре в Бишкеке. Планируется, что в этом году совместное предприятие уже начнет сборку автомобилей в трех городах Кыргызстана – Бишкеке, Оше и Кара-Балте в Чуйской области.
По этому поводу представитель АО «GM Узбекистан» Жахонгир Тиллаев во время пресс-конференции сообщил, что приток иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику составит 5 миллионов 180 тысяч долларов. «На первоначальном этапе мы хотим создать 50 рабочих мест. Также к работе планируется привлечь студентов и выпускников технологических вузов», добавил он.
Продолжая разговор об улучшении кыргызско-узбекских отношений, С.Понамарев выразил надежду на то, что эти все проекты будут работать в Кыргызстане. По его словам, в Узбекистане производится очень много товаров, которые «мы в настоящее время закупаем в России, Казахстане и Китае. Поэтому открывается партнерство между Узбекистаном и Кыргызстаном. Мы видим, что есть исторические встречи на уровне глав государств, и количество встреч весьма динамично», отмечает экономист. Он также добавил, что с Узбекистаном обсуждался вопрос создания совместных предприятий и в легкой промышленности.
«Так что с Узбекистаном очень радужные прогнозы, и я думаю, что мы будем развивать не только добрососедские отношения, но выйдем и на торгово-экономическое сотрудничество», - сказал президент Национального делового клуба Кыргызстана, президент Ассоциации рынков Сергей Пономарев.
По словам эксперта по международным делам Эдиля Осмонбетова, 2017 год действительно стал историческим этапом в отношениях между Кыргызстаном и Узбекистаном. «За год мы прошли то, чего не проходили за 26 лет, с космической скоростью с точки зрения двусторонних отношений, и смогли улучшить отношения между двумя странами», говорит он.
По мнению политолога, отношения Кыргызстана и Узбекистана могут стать модельными для остальных стран региона и СНГ.
«Если мы с учетом национальных интересов решим все экономические, приграничные вопросы, а также вопросы диверсификации транзита с Узбекистаном, и отношения с соседней страной будут равноправными, то другие страны региона возьмут их во внимание и за основу, и в Центральной Азии будет совершенно другая повестка дня в 2018-2019 годах», подчеркивает политолог.
Визит Президента Сооранбая Жээнбекова в Узбекистан, который стал первым официальным визитом с момента его избрания на пост Президента Кыргызской Республики, по мнению политолога, говорит о том, что руководство страны действительно придает большое значение двусторонним отношениям с Узбекистаном.
А произнесенные в Ташкенте Президентом Шавкатом Мирзиёевым слова о том, что «в отношениях с Кыргызстаном у Узбекистана не должно быть границ», по мнению политолога, не означают, что границ не должно быть в буквальном смысле, а именно границ по всем направлениям в отношениях и что во всех сферах общественной жизни и экономики двум странам необходимо взаимодействовать друг с другом.
Это также свидетельствует о том, что двусторонние отношения кардинально изменились и поднялись на высший уровень развития отношений между странами.
«И здесь очень большую роль играют доверие и искренность между руководителями и правительствами стран и самое главное - самими гражданами государств», подчеркивает политолог.
Э.Осмонбетов также указывает на то, что данные об увеличении товарооборота между двумя странами до 250 миллионов долларов, чего не было за всю историю двусторонних отношений, также являются показателем улучшения сотрудничества между государствами.
«А слова Шавката Мирзиеева о том, что Кыргызстан для Узбекистана самый близкий сосед, говорят о том, что мы выходим на стратегическое партнерство в регионе», добавил эксперт по международным делам.
Советник премьер-министра Кыргызстана, глава Ассамблеи народа Кыргызстана Токон Мамытов считает, что в настоящий момент кыргызско-узбекские отношения переживают в своей истории четвертый этап развития. Как он отметил, этот этап начался со встречи экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева с Президентом Шавкатом Мирзиёевым. «И этот четвертый этап, к счастью для Кыргызстана и Узбекистана, оказался наиболее качественным», говорит он.
Советник премьер-министра КР обратил внимание на то, что четвертый этап начался в сентябре 2017 года. И две встречи, которые состоялись тогда, а потом в октябре, стали толчком в улучшении двусторонних отношений. По мнению Т.Мамытова, благодаря этому, во-первых, открылись границы, во-вторых, они начали нормально функционировать. «Пусть не все, но процесс начался», подчеркивает советник премьер-министра Кыргызстана.
Третье, по словам Т.Мамытова, это то, что стали возможными взаимные поездки граждан двух стран. «Ни для кого не секрет, что по обе стороны границы есть много граждан, женившиеся и вышедшие замуж за граждан одной из наших стран, и у них была прервана связь», указывает он.
По мнению главы Ассамблеи народа Кыргызстана, наиболее важным стало и то, что был дан толчок в решении вопроса границ. «Ни первый, ни второй Президент, ни глава временного правительства Кыргызской Республики не брали на себя ответственности в решении этого вопроса. И вот здесь Президентами А.Атамбаевым и Ш.Мирзиёевым было принято политическое решение», говорит Т.Мамытов. После чего, отмечает он, правительственным комиссиям двух стран была дана команда работать, и они сразу же оформили все необходимые документы и решили пограничные вопросы.
Стоит отметить, что на сегодняшний день подписан договор по 85 процентам границы.
Глава Ассамблеи народа Кыргызстана добавил, что после этого между двумя странами автоматически начались гуманитарные контакты, экономическое и транспортно-коммуникационное сотрудничество. «И вот мы стоим на пороге большого инвестиционного партнерства», заметил он.
Это все, поясняет советник премьер-министра КР, и есть отличие от тех трех этапов сотрудничества. «Поэтому я думаю, что четвертый этап качественно отличается от первых трех этапов, и надеюсь, что это будет выгодным как для Кыргызстана, так и для Узбекистана», сказал с удовлетворением Токон Мамытов.
В продолжение улучшения сотрудничества между Кыргызстаном и Узбекистаном Т.Мамытов указал на еще одну особенность, которую следует помнить. «Это то, что Кыргызстан и Узбекистан являются двумя ключевыми фигурами в Ферганской долине. Даже, скажем, в Центральной Азии», подчеркнул он.
Поэтому, говорит Т.Мамытов, весь мир в настоящее время обращает внимание на это. «Они видят, что культурно-гуманитарные вопросы между двумя странами развиваются, как и решаются пограничные вопросы и обсуждаются вопросы инвестиционного характера», говорит глава Ассамблеи народа Кыргызстана. Но они, говорит в заключение Токон Мамытов, смотрят на то, как решится вопрос в военно-политическом плане, и договорятся ли Узбекистан и Кыргызстан прилагать совместные усилия для того, чтобы бороться против международных террористов и экстремистов.
КНИА «Кабар»,
специально для УзА.
Комментарии
Оставить комментарий