Фильм «Первый учитель» по одноименной повести народного писателя Чингиза Айтматова стал ключевым моментом в жизни его творцов. Первая полнометражная картина режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского, которой он защитил свой диплом во ВГИК, была удостоена одной из высших наград на Венецианском кинофестивале 1966 года за «Лучшую женскую роль».
После выхода фильма режиссер и главная героиня связали свои судьбы. Сам же Чингиз Айтматов выступил сценаристом легендарной картины, и с того момента между Аринбасаровой и создателем ее героинь Алтынай, а позже и Джамили, закрепились теплые дружеские отношения, о которых она по сей день вспоминает с душевной улыбкой. Ими она и поделилась в небольшом интервью.
- Наталья Утевлевна, рады видеть Вас вновь в Кыргызстане! Когда в последний раз приезжали к нам в гости?
- В последний раз в Кыргызстане я была в позапрошлом году. Меня сюда пригласили, чтобы вручить потрясающий приз «Ак илбирс» - очень красивая награда с удивительной формулировкой «За вклад в мировой кинематограф». Мне было очень приятно тогда приехать и сейчас тоже. Мы поедем на Иссык-Куль. На Иссык-Куле я бывала множество раз, множество картин там снималось, потому что все хотели снимать именно там. С 1964 года я все время туда ездила, обожаю это озеро уникальное, как море. Я счастлива, что увижу его еще раз.
- Вы прекрасно выглядите, так и хочется это отметить. Как Вам это удается? В чем Ваш секрет?
- Не могу сказать, что тщательно за собой ухаживаю: у меня нет времени для этого, да и скучно этим заниматься. Ну, может быть, это генетика. Мама у меня была изящной и подвижной в старости. Главное, я думаю, не терять интерес к жизни: ездить, куда приглашают; путешествовать, общаться с людьми – это самое главное в жизни, а остальное все второстепенное.
- Какую роль за всю кинемотографическую деятельность Вы считаете самой главной?
- Самая главная и самая любимая роль у меня – «Песнь о Маншук». Это фильм о Героине Советского союза, пулеметчице Маншук Маметовой. Любимая, потому что эта роль меня формировала, как человека. Она очень многое дала мне в личном плане осмысления жизни, осмысления своего гражданского предназначения. Так как снимал замечательный режиссер Мажит Бегалин, сам фронтовик, потерявший руку на войне, то все сцены и действия были максимально приближены к настоящим военным условиям. Поэтому, сыграв эту роль, мне кажется, что я войну прожила.
- Ваш дебют в кино начался с роли Алтынай в фильме «Первый учитель». Как часто Вы его пересматриваете?
- Иногда… На встречах показывают отрывки из фильма - приходится смотреть, а так, чтобы я села и пересматривала – редко. Очень тяжелый фильм.
- Расскажите, что Вас еще связывает с Кыргызстаном?
- У меня с Кыргызстаном связано очень много эмоциональных моментов, как и очень счастливых, так и очень грустных, тяжелых. Здесь началась моя творческая жизнь, поэтому многие думают, что я кыргызка. У меня был здесь очень хороший дебют, а самое главное я познакомилась здесь с Чингизом Торокуловичем Айтматовым. Мне очень повезло, что моя актерская жизнь началась вот с такой высокой литературы.
Сколько слез я пролила во время съемок на этой земле. И мне кажется, когда попадаешь на эту землю, становишься чуть талантливее. Во-первых, страна потрясающей красоты. Во-вторых, здесь удивительно искренние, абсолютно естественные люди: очень эмоциональные, очень добрые. Рядом с ними фальшивить и кривляться просто невозможно. Я снова хочу ощутить все эти моменты, и очень жду встречи с друзьями. К сожалению, многие уже ушли из жизни: мой партнер и друг Суймонкул Чокморов, Толомуш Океев, Мелис Убукеев…
- Помните ли Вы первую встречу с Чингизом Торокуловичем? Каким он остался в Вашей памяти?
- Через произведения Айтматова я очень многое узнала об истории страны, о Киргизии, о человеческих характерах. Мне было всего 16 лет, и я училась балету, а тут весь мир отрылся передо мной – трагичный, прекрасный и с огромной любовью. Думала ли я тогда, что сыграю еще Джамилю? Прошли съемки «Первого учителя», и мы тогда познакомились с Чингизом Торокуловичем. Он принимал мои кинопробы, и я помню этот момент очень хорошо, когда он подошел ко мне, высокий красивый, и очень внимательно засмотрелся. Вот этот взгляд я помню до сих пор – так могут смотреть или очень хорошие режиссеры, или очень хорошие писатели.
Он тогда был совсем молодой. Ему было 35 лет, когда мы познакомились. Очень красивый. Вся моя жизнь проходит под его звездой. Мы дружили, ходили друг к другу в гости, регулярно виделись. Я очень благодарна судьбе, что моя творческая жизнь началась с произведения Чингиза Торокуловича – с настоящей прозы, с высокой литературы.
Он был гениальным человеком, которому выдавались простые образы настоящих людей, а как он мог проникнуть в психологию злодеев, тех же «НКВДшников», того же Чингизхана, который хотел завладеть всем миром. Это по силам только большому писателю.
- Расскажите о своей роли Джамили.
- Я очень люблю эту роль. Фильм замечательный снимала режиссер «Мосфильма» Ирина Ивановна Поплавская. Она была влюблена в Киргизию, в творчество Чингиза Торокуловича, и она очень талантливо сняла фильм. Чингизу Торокуловичу тоже очень понравился фильм, что он даже сам согласился читать закадровый текст. Так получилось, что всю мою жизнь Чингиз Торокулович всегда был со мной.
- Вы сказали, что открыли для себя мир Айтматова в юности. Что можете посоветовать молодежи, которая еще не хранит на книжной полке произведения народного писателя?
- Я хотела бы посоветовать молодежи, она сейчас, к сожалению, очень мало читает, чтобы обязательно читали Айтматова. Причем, это очень увлекательное чтение. Я не могу сказать, что это развлекательное чтение, это работа. Читать Чингиза Торокуловича - очень большая душевная и очень глубокая работа, которая формирует личность и очень многое дает.
Беседовала Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий