2 марта начался государственный визит Садыра Жапарова в Республику Казахстан. Как отмечает политолог Шерадил Бактыгулов, такой высокий статус визита означает готовность соседей работать с новым президентом Кыргызстана.
«По визиту президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова в Республику Казахстан, прежде всего, следует отметить то обстоятельство, что визиту кыргызского Президента был придан самый высокий статус, существующий в международной практике. То есть, напомню, существуют три вида визитов – рабочий, официальный и государственный. Каждый из них отличается атрибутами, особым церемониалом, встречами и т.д.
В данном случае мы видим, что придание статуса государственного визиту кыргызского Президента в Нур-Султан можно расценивать как знак, желание установить более тесные отношения между Казахстаном и Кыргызстаном. И подобный подход подтверждается договоренностями, беседами, подписанными документами», - отметил он.
В рамках визита состоялся ряд встреч – с президентом РК Касымом-Жомартом Токоевым, председателем Мажилиса Парламента Нурланом Нигматулиным, премьер-министром Аскаром Маминым.
Но, безусловно, самой значимой стала встреча с аксакалом тюрского мира – Нурсултаном Назарбаевым.
«Встреча с политиком такого уровня в рамках своего второго внешнеполитического визита – это очень большая оценка Садыру Жапарову. Можно сказать, он получил бата от Елбасы. Нужно помнить, что Нурсултан Назарбаев уже вошел в мировую историю как человек, который стоял у истоков евразийской интеграции, реализовавший многовекторную внешнюю политику на самом высочайшем уровне. Чего только стоит его миротворческая деятельность и закрытие Семапалатинского ядерного полигона, «астанинский процесс» – поиск решения по Сирии, китайский проект «Один пояс – один путь», который Си Цзиньпин предложил именно во время визита Назарбаева в Пекин. Так что государственный визит и встреча с Елбасы для человека, еще только постигающего правила большой политики, это действительно поддержка и кредит доверия», - считает Шерадил Бактыгулов.
Политолог также прокомментировал подписанные соглашения между Кыргызстаном и Казахстаном.
«Среди соглашений, безусловно, следует отметить договоренности по обмену электроэнергией. В виду маловодья на Токтогульской ГЭС ожидаются перебои с электроэнергией в весенний период и предстоящий осенне-зимний период уже 2021-22 гг. Поэтому это очень интересный, хороший настрой, когда кыргызская сторона заранее договаривается с казахской стороной об обмене электроэнергией на воду. Это хороший задел для установления межгосударственного режима управления водными ресурсами пограничных рек. Это, в первую очередь, касается реки Чу.
Надо напомнить, что в Центральной Азии, вообще на постсоветском пространстве существует только один договор о совместном управлении водными ресурсами бассейна реки Чу, заключенный между правительствами Республики Казахстан и Кыргызской Республики. Эта практика показывает, что можно договариваться, разговаривать.
И еще два договора касаются непосредственно безопасности Кыргызской Республики и, конечно же, безопасности рубежей стран ЕАЭС. Те договоренности, которые были достигнуты, дополняют ранее достигнутые договоренностис министром обороны Российской Федерации Сергеем Шойгу. В совокупности этих договоренности мы видим, что кыргызские вооруженные силы будут получать современную технику, оснащение, боеприпасы, вооружение и т.д
Понятно, что арсенал, оставшийся с советских времен, со временем устаревает, порох сыреет, как говорится. Поэтому регулярно нужно пополнять и обновлять боеприпасы, патроны различного назначения и тд. В условиях отсутствия собственного производства, например, артиллерийских снарядов, реактивных снарядов для системы залпового огня, в условиях отсутствия, скажем, ракет системы противовоздушной обороны и т.д. это таки хорошее подспорье для Кыргызской Республики. Мы входим в состав объединенной противовоздушной системы СНГ. Для того чтобы оперативно выполнять взятые на себя обязательства по обеспечению безопасности южных рубежей СНГ и ЕАЭС, нам, безусловно, такая помощь, кстати.
И еще одним знаковым моментом является договоренность о том, что в Нур-Султане – столице Казахстана будут открыты два памятника –Манасу и Чингизу Айтматову. В свою очередь, в Бишкеке откроется памятник великому акыну казахского народы Абаю Кунанбаеву. Следует заметить, что и у кыргызского, и у казахского народов есть хорошая пословица, которая звучит так: «Кыргыз-казак бир тууган». На русский можно перевести «Кыргыз, и казах являются близкими родственниками». Этим словам, которые мы считаем народными, путевку в жизнь дал Абай, говоря о том, что мы одинаковы и, если будем стоять рядом, то несведущий человек не сможет сказать, кто есть кто, кто кыргыз, а кто казах.
Это показатель того, что менталитет, обычаи, отношения к старшим, друг другу во многом у нас схожи. И эта та общность народов, которую, безусловно, надо сохранить. Об этом как раз-таки во время своих встреч говорили президент Жапаров, и Елбасы Нурсултан Назарбаев, и президент Токаев, и премьер-министр Мамин, и спикер Мажилиса Нигматулин, и другие высокопоставленные лица Республики Казахстан.
Достигнутые договоренности заложили хорошую основу для поступательного развития кыргызско-казахских отношений. Те шероховатости в отношениях, которые существовали ранее, три-четыре года назад, пять лет назад, в принципе, были связаны с тем, что кыргызстанские производители не могли выпускать продукцию, которая бы соответствовала международным стандартам пищевой безопасности, так называем стандартам ИСУО – международной организации по стандартизации. Надо заметить, что стандарты ИСУО взяты за основу и внедрены не только в рамках ЕАЭС, но и для того чтобы торговать с Европейским союзом, поставлять продовольствие, продукты питания в Китай, США, другие страны, наши производители должны производить продукцию, которая будет соответствовать стандартам ИСУО.
Если такие стандарты страна выдерживет, то для нее будет открыт “зеленый коридор” в Республику Казахстан, в Российскую Федерацию, США, на рынок стран Западной Европы и т.д. То есть, здесь есть хороший задел в том, что касается бутилированной питьевой воды. Если мы не можем собирать, консолидировать большие партии сельхозпродукции, к примеру, лук или яблоки с тем, чтобы обеспечить потребности в масштабах, если не всего Казахстана, то хотя бы Жамбылской и Алматинской области, то запасы питьевой воды в Кыргызстане достаточно большие. Но если мы хотим поставлять свою воду на мировые рынки, то, соответственно, она должна быть сертифицирована и соответствовать требованиям ИСУО. Этот как один из примеров того, в каком направлении мы могли бы двигаться совместно с инвесторами из других стран.
Следует заметить, что первые визиты в Россию и Казахстан президента Жапарова выделяются одной особенностью. Кыргызская сторона не просила каких-либо денег, льгот, льготных поставок, пшеницы и т.д. То есть кыргызская сторона приехала с предложениями о взаимовыгодном сотрудничестве в торгово-экономической сфере, в инвестиционной сфере. В принципе это отличие визитов Жапарова от того, что мы наблюдали на протяжении последних лет», - отметил политолог.
Марина Гречанная специально для КНИА «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий