• 87
  • 90.43
  • 0.88
  • 0.17

В Нацбанке рассказали, почему нельзя тратить золотовалютные резервы на погашение госдолга и на другие цели кабмина

Экономика 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 26.10.23. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Национальный банк Кыргызстана прокомментировал предложения депутатов Жогорку Кенеша относительно использования золотовалютных резервов НБКР для погашения внешнего долга и финансирования целевых программ кабмина.

Как сообщили агентству «Кабар» в регуляторе, в последнее время в Жогорку Кенеше звучат вопросы и суждения по поводу погашения внешнего долга страны за счет золота, входящего в состав международных золотовалютных резервов Национального банка КР.

В этой связи Нацбанк сообщает следующее:

Международные золотовалютные резервы любой страны являются важнейшим элементом национальной безопасности и гарантом макроэкономической стабильности этой страны. Наличие достаточного резерва позволяет не допустить дестабилизацию в экономике и противостоять внешним шокам различного характера.

Согласно конституционному Закону «О Национальном банке Кыргызской Республики», международные резервы страны находятся в собственности Национального банка и используются, в первую очередь, для:
- обеспечения стабильности цен;
- поддержания покупательской способности национальной валюты – кыргызского сома;
- обеспечения финансовой стабильности в стране.

Кроме того, международные золотовалютные резервы Национального банка используются для своевременного обслуживания обязательств кабмина в иностранной валюте.

Так, Национальный банк удовлетворяет потребность кабмина в иностранной валюте, другими словами, обеспечивается своевременный обмен необходимого количества иностранной валюты на национальную валюту, находящуюся в распоряжении кабмина, для выполнения обязательств по внешнему долгу, оплате необходимых государственных закупок за рубежом, оплате членских взносов в международные организации, финансировании представительств Кыргызской Республики за рубежом и других обязательств.

Нецелевое использование золотовалютных резервов несет огромные риски для всего государства и народа. Одним из наиболее значимых рисков нецелевого использования международных резервов страны является потеря контроля над сохранением стабильности на валютном рынке, что в последующем приведет к неконтролируемому росту инфляции.

Если у Национального банка окажется недостаточно ресурсов для своевременного реагирования на внешнеэкономические потрясения или попытки спекуляции на валютном рынке, то волатильность обменного курса может выйти из-под контроля.

Учитывая открытость экономики нашей страны, развитие волатильности обменного курса отразится на всех аспектах экономики: произойдет рост уровня цен на все виды товаров и услуг, что прежде всего отразится на наиболее уязвимых слоях населения; покупательная способность кыргызского сома снизится; обслуживание государственного внешнего долга вырастет, что, в свою очередь, существенно ограничит возможности государственного бюджета нарастить социальные выплаты с целью компенсации роста потребительских цен; далее усилятся другие негативные последствия роста инфляции и обесценения кыргызского сома, вплоть до нарастания социально-политической напряженности.

В целях недопущения таких катастрофических последствий Национальный банк законодательно наделен операционной независимостью в проведении денежно-кредитной политики, в том числе по управлению международными резервами, что позволяет Национальному банку проводить политику по минимизации рисков в зависимости от степени влияния возможных шоков в экономике.

При этом для успешной реализации основных целей и задач Национальный банк самостоятельно формирует, владеет и управляет всеми международными резервами с учетом приоритетов ликвидности и обеспечения их безопасности.

Таким образом, для обеспечения эффективного достижения целей Национальному банку запрещается предоставлять кредиты и гарантии кабинету министров, в том числе для финансирования дефицита республиканского бюджета.

При этом Национальный банк учитывает экономическую политику, проводимую кабинетом министров КР, способствует ее реализации, если это не противоречит основной цели, задачам и полномочиям Национального банка.

Таким образом, отмечаем, что предложения, звучащие в Жогорку Кенеше об использовании золотовалютных резервов для погашения внешнего долга и других текущих целей бюджетной политики, не являющихся целью деятельности Национального банка, несут в себе огромные риски и угрозы для ценовой и макроэкономической стабильности в стране и прямо противоречат нормам конституционного Закона «О Национальном банке КР», устанавливающего независимость Национального банка в осуществлении его полномочий, недопустимость вмешательства государственных органов в законную деятельность Национального банка, в том числе в управлении международными резервами страны.

Дополнительно считаем необходимым отметить, что Нацбанк приобрел все имеющееся золото на внутреннем рынке в рамках приоритетного права покупки аффинированных драгоценных металлов. Данное право имеется как у Национального банка, так и у кабинета министров Кыргызской Республики.

Покупка золота Нацбанком осуществляется у местных производителей по мировым ценам, в том числе и у крупных производителей, владельцем которых является кабинет министров КР. Таким образом, кабмин опосредованно, через собственные золотодобывающие предприятия, уже получил мировую стоимость имеющегося у Нацбанка золота.

При этом необходимо и важно уяснить, что золото Нацбанка, согласно законодательству, не принадлежит кабинету министров, а принадлежит НБ КР. Национальный банк на конституционном уровне отделен от кабинета министров и не отвечает по его обязательствам. Это одна из основ макроэкономической и финансовой стабильности в стране.

В заключение отметим, что Нацбанк служит интересам всего общества, а не только его части. При этом интересы частей общества разные: кто-то хочет бесплатного финансирования для своих личных и групповых целей за счет бесконтрольного печатания денег, кто-то хочет получить доступ к с трудом сформированным резервам страны. Итог такого грубого и безответственного вмешательства в конечном счете один: под угрозой окажется макроэкономическая стабильность, инфляция ускорится и будет сохраняться на высоких уровнях, курс национальной валюты обесценится, произойдет существенное истощение резервов, обслуживать внешние долги для бюджета будет крайне сложно и, вместо повышения доходов населения, правительство будет вынуждено направлять деньги на обслуживание более дорогого внешнего долга.

Таким образом, все эти сиюминутные инициативы по использованию золота из международных резервов Национального банка на погашение внешнего долга и на другие текущие цели приведут через отсутствие резервов, экономическую нестабильность и высокую инфляцию к обнищанию населения и угрозе существованию нашего государства.

Комментарии

Оставить комментарий