• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

В Кыргызстане планируют создать жилищно-сберегательную кредитную компанию

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 31.10.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство экономики вносит на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в законы КР «О залоге», «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике».

Согласно справке обоснования, законопроект разработан в целях создания нормативной правовой базы для создания и осуществления деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний.

Постановлением правительства КР от 05.08.2015 г. № 560 была утверждена Государственная программа «Доступное жилье 2015-2020» (далее – Программа).
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством КР, а также в соответствии с постановлением Жогорку Кенеша «О подготовке общегосударственной программы строительства доступного жилья». Данная программа также рассматривает вопросы формирования рынка доступного жилья и реализации других государственных программ в области строительства.

Для реализации Программы предусматривается, наряду с уже имеющимися схемами ипотечного кредитования, привлечение средств граждан путем внедрения механизма контрактного жилищного финансирования для предоставления государственной поддержки.

В настоящее время, в Кыргызстане остро стоит вопрос обеспечения населения социальным жильем. Учитывая отсутствие доступа к «длинным деньгам» существующие финансово-кредитные организации предлагают услуги по ипотечному кредитованию на короткий срок и с высокими процентными ставками.

Однако, данные финансовые услуги доступны не всем слоям населения. Существующая ОАО «Государственная ипотечная компания» не сможет удовлетворить весь спрос населения на ипотечные кредиты. В этой связи, создание жилищно-сберегательной кредитной компании (далее – ЖСКК) предполагает создание системы среднесрочного жилищного финансирования, основанного на привлечении денежных средств граждан Кыргызстана в жилищные сберегательные вклады и предоставлении им долгосрочных целевых кредитов в соответствии с условиями кредитного договора.

Опыт стран с переходной экономикой, таких как Словакия, Чехия и Казахстан показывает, что система, созданная правительством в рамках регулируемых финансовых организаций, и сопровождаемая выдачей премий за накопление может достигать большой степени «проникновения» в население очень быстро, включая те слои, которые ранее не могли быть заемщиками банков. Важным фактором является простота схем сбережений и кредитования с точки зрения потребителей, в отличие от сложного управления данной схемой с точки зрения кредиторов.

Скорость «проникновения» зависит от размера премий за сбережения, рыночных процентных ставок, готовности банков или правительства взять на себя риск кредитования с низким первоначальным взносом или предоставлять кредиты для небольших земельных и жилищных инвестиций в качестве альтернативы, распределения усилий ЖСКК, а также ее кредитоспособности при возникновении банковского кризиса.

Деятельность ЖСКК напрямую связана с осуществлением банковских операций и по своей природе относится к деятельности небанковских финансово-кредитных организаций.

Для лицензирования и регулирования деятельности ЖСКК как важного элемента по вопросам жилищного кредитования необходима правовая база, которая дает полномочия Национальному банку лицензировать деятельность данной компании и в последующем осуществлять надзор в целях защиты интересов вкладчиков на уровне Закона и выделение деятельности таких компаний в отдельный вид лицензируемой деятельности для исключения коллизий и правовых рисков. В связи с чем, необходимо внести предлагаемые изменения и дополнения в Закон «О залоге» в виде новой редакции статьи 43, а также в Закон «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» в виде нового пункта 26-2 «деятельность жилищно-сберегательных кредитных компаний” в статье 15 и новой редакции абзаца второго части 4 статьи 2.

Предлагаемые изменения в Закон «О залоге» заменяют нормы по регулированию деятельности ссудно-сберегательных жилищно-строительных касс, деятельность, которых не была начата, на нормы, регулирующие деятельность ЖСКК.

Также, предлагаемые изменения направлены на приведение отдельных терминов в статьях 6 и 46 (таких как «специализированные кредитные учреждения», «специализированные финансово-кредитные организации», «специализированные финансово-кредитные учреждения») в соответствие с общим термином «небанковские финансово-кредитные организации», указанном в Законе «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности».

Комментарии

Оставить комментарий