С 1990 годов Кыргызстан покинули сотни тысяч граждан: много, кто вернулся, но немало и тех, кто добился больших успехов на чужбине. Наладив там свое дело, они предпринимают попытки построить бизнес на Родине. Но, столкнувшись с целым рядом сложностей на своей же земле, они уезжают обратно. Почему так происходит, и какой помощи ждут кыргызстанцы за рубежом в интервью агентству «Кабар» рассказал соотечественник Айбек Сарыгулов.
- Сколько лет вы живете в Турции, и как там оказались?
- Я живу в Турции с 1992 года. В то время президентом был Тургут Озал. Тогда по его инициативе около 10 тыс. граждан из тюркских стран получили возможность учиться в вузах Турции. Из Кыргызстана в эту программу попали 2 тыс. студентов. Я был в их числе. Окончив учебу, мы работали в разных фирмах и компаниях. Со временем мы основали уже свое дело. На Родину приезжаем по возможности, как можно чаще.
- В чем заключалась эта инициатива? Какова была ее цель?
- Идея экс-президента заключалась в единении тюркоязычных народов. Студенты должны были стать связующим мостом между тюркскими странами, что мы сегодня и делаем.
- Чем вы сегодня занимаетесь?
- Я работаю в сфере логистики с 1997 года. В последние годы я начал уделять большое внимание развитию логистики в Кыргызстане. Могу сказать, что вношу посильный вклад в ее продвижение в нашей стране. Я уже открыл офисы по Кыргызстану, которые занимаются перевозкой товаров из Китая, Турции, Индии в страны евразийского континента через Кыргызстан.
- Насколько это перспективно? Расскажите о своих планах.
- Ближайшие годы я планирую использовать потенциал Кыргызстана в мировой торговле в рамках членства страны в различных экономических союзах и организациях. Сегодня мы видим, что в мире идет борьба за рынок, и главной причиной здесь является дисбаланс в торговых отношениях между странами. К примеру, объем импорта из Китая в Кыргызстан составляет 4 млрд. долларов, в то же время мы экспортируем в эту же страну от силы на 500 млн. долларов товара. Как мы видим, в торговом балансе мы уходим в минус на 3,5 млрд. долларов.
Мы являемся членом Всемирной торговой организации (ВТО), куда страны входят, чтобы продавать свою продукцию. Но мы в основном покупаем товары, а не продаем. Чтобы восполнить обратный баланс, мы должны придерживаться принципов, расписанных в уставе организации. То есть, вот эти 3,5 млрд. перевеса мы можем восполнить за счет торгово-экономических отношений с другими странами, а также за счет внутреннего импортозамещения.
- Как Кыргызстан может добиться баланса в борьбе за рынок? Какова здесь роль логистики?
- Мы начали делать только первые шаги в этом направлении, и я думаю, в течение нескольких лет сможем добиться каких-то результатов.
Хотелось бы рассказать историю из личного опыта: несколько лет назад я был в Нью-Йорке и гулял по Бруклину. Была прохладная погода, и мы зашли в маркет, чтобы купить шапки. Что мы там увидели? Шерстяные шапки, произведенные в Непале. Вот теперь смотрите сами: где Непал, и где Америка? Между ними нет ни железнодорожных, ни морских, ни автотранспортных путей – есть только воздушные пути. Но непальцы при этом умудряются свой товар продавать в США, а мы не можем использовать свои возможности.
Во Всемирную торговую организацию входят 145 стран из 193. И потому как мы не можем использовать свои возможности, как другие 145 стран, мы получаем дисбаланс в торговых отношениях.
Нам необходимо развивать логистику и открывать логистические центры. В нашем сознании сейчас понятие «логистика» воспринимается неправильно. Люди думают, что огороженные 4-5 га территории уже представляют собой логистический центр. Но это не так. Они должны быть крупнее и иметь свои стандарты.
- Вы сказали, что уже открыли в Кыргызстане свои офисы. Как инвестор и мигрант в одном лице, расскажите, с какими трудностями при этом столкнулись?
- Хотелось бы отметить, что у нас неправильное понимание об инвестициях. У нас все понимают инвестиции как деньги, и мало кто думает об инвестиции умов, что является главным рычагом всего. Если есть ум, то деньги сами придут. Если просто вкладывать деньги без продуманного плана, это будет ровно как пустыню поливать водой.
Мы не воспринимаем своих же граждан, как инвесторов. Если прилетают иностранные инвесторы, то мы встречаем их с распростертыми объятиями. А когда наши граждане приезжают из-за рубежа с намерениями вложить свои средства в развитие страны, то мы принимаем его как должника, говоря, что это его долг перед Родиной. Но при этом, мы не учитываем, что где-то там у него тоже семья, дети, и страна, где они живут, служит Родиной для них.
- Отталкивает ли такое отношение мигрантов?
- Как мы наблюдаем, в Кыргызстан все меньше инвестиций поступают из стран ближнего зарубежья. К примеру, мигранты в России видят, что их деньги в Кыргызстане используются не правильно, поэтому они решают лучше открыть свой бизнес уже там: будь это кафе, строительная компания или что-то другое. А все почему? Потому что мы не воспринимаем их как инвесторов.
Мы считаем инвесторами тех, кто приезжает в страну с миллионами, а миллиарды не берем в счет, только потому что они приходят в страну раздробленными суммами от каждого мигранта понемногу.
- Вы прилетели в Кыргызстан для участия в форуме «Мекендештер». Что вы ожидаете от дискуссий на этой площадки?
- Это уже четвертый форум за восемь лет. Вот каждые два года мы прилетали и плакались в жилетку государству - решения по нашим проблемам либо принимались, либо не принимались. То же самое и по отношению к общественности. Но форум проводится упорством Розы Отунбаевой. Она бьет во все колокола, что проблемы мигрантов очень серьезны, и их решение играет большую роль для будущего страны. Это дает надежду, что положение все же изменится в лучшую строну.
- На этот раз форум прошел с участием президента Кыргызстана. Что можете сказать по его выступлению перед соотечественниками?
- Для нас ключевым моментом на форуме стали слова президента о системе «Мекен-карт». На предыдущих форумах мы уже об этом говорили. Эта система была внедрена в Турции в 1973 годах, получив название Mavi Kart. В то время очень много граждан уезжали жить в Германию, и складывалась такая же ситуацию, что у нас сейчас. Германия не дает возможности для получения двойного гражданства, а система Mavi Kart предусматривает замораживание действующего гражданства.
У нас, как сообщали в Министерстве иностранных дел, порядка 530-550 тыс. граждан за последние 27 лет взяли Российское гражданство. Из них от силы 150 тыс. вышли из кыргызского гражданства, а остальные живут с двойным. Это не может не вызывать опасений. Поэтому система «Мекен-карт» должна в ускоренном режиме реализоваться.
Мы являемся первым поколением мигрантов. Вторым поколением являются наши дети, которые оканчивают школы и вузы той страны, где мы проживаем. В скором появится уже третье поколение. В этой связи, чтобы в полноценном порядке использовать возможности и социальные права в стране пребывания нам необходима эта система.
Справка: Концепция «Мекен-карт» создает предпосылки для возвращения кыргызстанцев, имеющих иностранное гражданство, на Родину. Он предусматривает безвизовый въезд в страну и облегчает условия получения регистрации, а также процесс возвращения кыргызского гражданства.
При этом, как сообщали ранее в миграционной службе страны, обладатели этой карты не смогут участвовать в выборах и занимать политические должности, поскольку во время его действия они не будут являться гражданами Кыргызстана. Но при этом за ними остается право на покупку недвижимости на территории республики.
Беседовала Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий