• 89.02
  • 94.77
  • 0.95
  • 0.2

Таалайгуль Исакунова: Кыргызстану предстоит серьезно улучшить ситуацию в вопросах труда

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Первомай, пришедшийся весьма "ко двору" советской стране, всегда ассоциировался с важным социалистическим праздником и торжественными демонстрациями трудящихся. Сегодня в независимом Кыргызстане от этого праздника не отказались, хотя он переформатирован в Международный день труда, да и значение его стало несколько иным. Об этом разговор с министром труда и социального развития Республики Таалайгуль Исакуновой.

- Таалайгуль Базаркуловна, когда-то чикагские шахтеры в этот день начали борьбу за свои трудовые права... Сегодня у нас в стране ситуация с занятостью, с трудом, наверное, также требует ряда планомерных и консолидированных усилий, чтобы он стал не только жизненной необходимостью, но и почетным, уважаемым законом правом? Или не так?

- Надо с большим сожалением констатировать, что в силу разных объективных и субъективных причин вопросы труда, занятости, охраны и безопасности труда, достойной оплаты труда долгие годы в нашей стране были вытеснуты на задворки государственной политики.

К сожалению, после развала Советского Союза так складывалась и экономическая ситуация, что труд перестал быть приоритетом госполитики. Мы все последние годы добивались либеральных условий для бизнеса, стремились создать максимально льготные условия для занятости людей и при этом совершенно упустили вопросы защиты прав трудящихся.

Сегодня мы столкнулись с тем, что порядка 72% наших сограждан заняты в неформальном трудовом секторе. Это очень высокая цифра!

Что это значит на деле? Это значит, что для таких работников в ближайшем будущем возникнут большие проблемы с начислением пенсий, поскольку, скорее всего, они никаких отчислений в пенсионный фонд не делают. Это означает, что, когда придет их пенсионный возраст, бюджет страны получит дополнительную и причем колоссальную нагрузку. В настоящий момент почти половина бюджета страны направляется на социальную сферу, т.е. на систему образования, здравоохранения, социальную защиту и, в том числе, на поддержку пенсионеров.

И ситуация, когда в стране фактически на одного пенсионера приходится два работающих гражданина, а численность плательщиков пенсионных взносов намного меньше количества людей трудоспособного возраста, чревата в скором будущем большими проблемами. Число работающих (с учетом внешней трудовой миграции) и сокращением лиц, уплачивающих страховые взносы, уже сейчас лишь немногим больше количества пенсионеров в стране.

По данным 2012 года на одного пенсионера приходилось два плательщика страховых взносов. С учетом того, что фермеры и самозанятые лица не вносят большого вклада в общий объем взносов, реальное соотношение составляет всего 1,2 таких плательщика на одного пенсионера. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ), на одного пенсионера должно приходиться не менее трех плательщиков. Иначе их содержание становится непосильным бременем для занятых. Работающее население уже не в состоянии обеспечивать постоянно растущее число людей на заслуженном отдыхе.

Так что и высокий уровень внешней миграции трудоспособного населения для сегодняшней пенсионной системы Кыргызстана одна из серьезных проблем. По разным оценкам, таковых у нас свыше 10% от общей численности населения. И их доходы никак не регистрируются, они не делают взносов в систему государственного социального страхования, а значит не будут иметь возможности получать пенсию в будущем. Подавляющее большинство наших трудовых мигрантов пользуются неофициальными каналами выезда и находятся там на нелегальном положении. В основном, конечно, они трудятся на постсоветском пространстве. Большинство из них, проработав, возвращаются, не достигнув пенсионного возраста в стране, где проработали. А их страховые взносы, которые ими уплачивались в этих странах, остаются в пенсионных фондах тех государств. Но период деятельности в других странах не засчитывается в Кыргызской Республике в страховой стаж.

Кроме того, из-за наличия большого процента экономически неактивного населения, безработных и неформально занятых ситуация только усугуляется. Неформальный труд - это отсутствие документально зафиксированных трудовых взаимоотношений работодателя и работника. А это, как правило, влечет за собой нарушение трудовых и социальных прав человека и невозможность восстановления справедливости, как в настоящем, так и в будущем для работника.

Сегодня часто приходиться слышать жалобы и нарекания сограждан, что нарушаются их права со стороны работодателей, не соблюдаются нормы Трудового кодекса, охраны труда, социальной защиты. К сожалению, в соблюдении законных прав трудящихся, охраны труда не заинтересованы не только работодатели, но и сами работающие граждане. И эта так называемая терпимость, неприхотливость наших тружеников, их согласие на почти любые условия, делает их удобной, но бесправной и дешевой рабочей силой не только внутри страны, но и за ее пределами. И это самая большая проблема в сфере труда!

Из-за долгого игнорирования в государственной политики в вопросах труда, даже Министерство, которое я сейчас возглавляю, серьезно репутационно пострадало от того, что было в свое время разорвано. За последние 15 лет оно стало ведомством исключительно по выдаче социальных пособий.

В угоду чьим-то интересам отделили такие основные составляющие политики социальной защиты, как вопросы труда, миграции, систему профессионального переобучения, вопросы пенсионной политики. Во многих успешно развивающихся странах весь этот комплекс составляет единое направление государственной политики. Тот факт, что вопросы труда и занятости в конце 2015 г снова перешли в ведение Министерства социального развития, и труд не только в названии, но и в нашей работе занял свое первостепенное место - это, я бы сказала, восстановленная функциональная необходимость для повышения эффективности политики социальной защиты граждан.

- В прошлом году, в том числе, и вашими усилиями было восстановлено право голоса Кыргызстана в Международной организации труда (МОТ). Скажите, а что нам дает сотрудничество с МОТ? Почему было важно для нас полноценно его восстановить?

- Вы знаете, МОТ - это агентство ООН, которое возникло намного раньше даже, чем Лига наций (потом ООН), в 1919 году. Это единственная структура, которая разрабатывает свои документы (конвенции) при совершенно равноправном участии трех сторон: работодателя, профсоюзов и правительств стран. Даже в ежегодных заседаниях МОТ страна-член организации может принимать полноценное участие в его работе, только в случае, если в составе делегации есть все три стороны трудового процесса. Именно потому все их конвенции, крайне сбалансированны и продуманны. Какие-то из них мы ратифицировали, но надо сказать, что с 2008 года Кыргызстан не ратифицировал ни одной конвенции МОТ, да и перестал вообще обращать внимание на необходимость соблюдения норм конвенций МОТ.

МОТ не донорская, а экспертная структура, она занимается выработкой международных стандартов социальной защиты граждан, заработной платы, самозанятости, охраны труда, искоренением детского и принудительного труда.

Кыргызстан, стал в 1992 году полноправным членом Международной организации труда, на потом на протяжении почти 20 лет наши делегации не принимали участие в ежегодных заседаниях МОТ, так как Кыргызская Республикабыла лишена в этой авторитетной организации права голоса. Наконец, в прошлом году мы оплатили свой членский взнос, реструктуризировали свои долги, приняли участие в ежегодном заседании МОТ и с трудом восстановили право голоса. Все это было сделано совместными усилиями Министерства труда и соцразвития, Ассоциаций работодателей и Федерацией профсоюзов.

- Таалайгуль Базаркуловна, вы отметили, что мы во многом потеряли в стране позиции права в вопросах охраны труда. Именно из-за желания страны преуспеть в создании либеральных условий для развития бизнеса. Но с чего-то же надо начинать. С чего?

- Бесспорно! К сожалению, мы вновь пришли к ситуации, когда права трудящегося человека надо отстаивать, их надо защищать. И даже, несмотря на то, что конкуренция на рынке труда у нас сегодня так высока, а безработица настолько большая, что люди мирятся с нарушением своих законных прав, лишь бы заработать, законность в этой сфере надо налаживать.

Например, в свое время была расформирована Государственная инспкеция по труду. Сегодня даже в случае, если человек намерен защитить свои трудовые права, - куда ему обращаться? В составе Госэкотехинспекции сейчас насчитывается всего 23 инспектора по труду. Для сравнения, например, в Румынии на 19 миллионное населения работает оказывается более 900 инспекторов по труду. У нас большие проблемы со специалистами в сфере труда...

Политика либеральной экономики требует минимизировать проверки субъектов бизнеса, включая и проверки инспекторов по труду. И, на мой взгляд, если в случаях с налоговыми проверками, это вполне оправдано, то в вопросах охраны и безопасности тружеников возникают большие проблемы. Есть экономические отрасли, где высок уровень рисков и травматизма. Такие, как строительство, энергетика, горнодобывающая отрасль. Но ни профсоюзы, ни инспектор по труду не могут прийти и проверить условия, которые создал работодатель, выяснить есть ли угроза жизни и здоровью работника. Они обязаны сначала обращаться в Министерство экономики, ждать в течении 10 дней их ответ, и только потом приходить в проверками. За это время не только следы ЧП, но и сами фирмы умудряются исчезнуть. И отвечать за происшествие некому...

При этом все происшествия такого рода затем падают непомерным бременем на плечи государства, в виде высоких показателей производственного травматизма, инвалидности, отсутствия пенсионных накоплений у работника, и необходимости социального обеспечения этих граждан со стороны госбюджета.

Либерализация – для поднятия экономики, развития малого и среднего бизнеса - дело хорошее. Однако соблюдать законность и права работников обязаны все стороны трудового процесса и работодатель, и государство. Потому что речь идет о здоровье и жизни людей. И, если государство, не встанет на защиту своих граждан, то кто это будет делать?! И работодатели так же сами должны понимать серьезные последствия не только для их работников, но и для своей страны! Они также должны осознавать, что в профилактику безопасности гораздо эффективнее вкладывать, чем потом нести непомерные расходы в случае трагедий и происшествий.

Необходимо не только восстанавливать и усиливать госинспекцию по труду, но и разрабатывать Программу по охране труда, классификаторы профессий по мировым стандартам, многое предстоит сделать и в вопросах сокращения неформальной занятости.

Но знаете, мне приятно отметить, что наши предложения находят самое глубокое понимание у высшего руководства страны, и серьезную поддержку нового премьер-министра. Признаюсь, он отлично разбирается в вопросах труда и занятости. Есть большая надежда, что нам удастся продвинуть реформы в этой сфере.

- Сегодня 1 Мая, это один из самых красочных праздников в недавнем советском прошлом. А каким он должен быть сейчас?

- Мне хотелось бы всех кыргызстанцев поздравить с праздником труда! Пожелать благополучия их семьям, процветания стране! Я думаю, труд действительно, должен стать не только необходимостью, осознанной потребностью человека, но и почетным правом, охраняемым законом, труд должен приносить удовольствие и содействовать как личному, так общественному социально-экономическому благополучию. И мы будем прилагать к этому планомерные и всемерные усилия.

Пресс-служба Министерства труда и социального развития

Комментарии

Оставить комментарий