Сегодня в Бишкеке состоялась расширенная конференция, посвященная проблемам медресе, в которой приняли участие руководители медресе, представители Духовного управления мусульман Кыргызстан (ДУМК), руководство Государственной комиссии по делам религии, представители правоохранительных органов и ряд религиозных экспертов. Инициатором мероприятия выступил Булан институт, ведущий различные исследование в области образования Кыргызстана.
На конференции были обсуждены следующие проблемы: официальный статус медресе, вопрос выдачи выпускникам дипломов государственного значения, проблемы финансирования, надзор за ведением обучения и профилактические меры, обращенные на предупреждение подверженности к различным запрещенным религиозным течениям.
По словам директора Булан института Чолпон Орозобековой, в 2014 году Советом безопасности была принята концепция «О государственной политике в религиозной сфере и реформировании религиозных учебных заведений». В рамках концепции планировалось провести ряд важнейших шагов по совершенствованию религиозного образования в Кыргызстане, в число которых входят и медресе.
«За 25 лет в Кыргызстане совсем не уделялось внимания медресе. Принятая концепция о реформировании религиозных учебных заведений в 2014 году Советом безопасности, стало переломным, и власти открыто начали говорить о проблемах медресе, об их официальном статусе. Но, на сегодня мы видим, что планы концепции реализуются не так быстро. Ученики и выпускники по окончанию медресе сталкиваются с тупиковой ситуацией, поскольку им не выдаются аттестаты и дипломы государственного значения. Так, после окончания медресе они не знают куда дальше идти. В этой связи Булан институт, как независимая платформа, взял на себя обязательство создать условия для конструктивного диалога между всеми компетентными сторонами. Основной задачей конференции является ускорить процесс реализации задач государственной концепции и раскрыть все насущные проблемы медресе. По этой причине хочу подчеркнуть, что в мае месяце мы совместно с представителями комиссии по делам религии и ДУМК планируем провести мониторинг медресе», - сказала она.
Раскрывая проблемы медресе более детально, Орозобекова подчеркнула, что на сегодня остается открытым вопрос финансирования. По ее словам, в рамках реализации принятой концепции по реформированию религиозных образовательных учреждений, было предусмотрено финансирование. Но, по-прежнему вопрос о финансировании учебников, заработных плат учителей, остается не решенной, они все еще представлены сами себе. В качестве рекомендации, директор Булан института предложила выдавать лицензии медресе, по итогам чего выпускники могли бы получать аттестаты и дипломы государственного значения.
В свою очередь глава отдела фатва ДУМК Равшан ажы Иратов сообщил, что на сегодня в Кыргызстане существует 114 медресе, из них 22 по различным причинам не функционируют, 10 являются женскими. Всего в медресе страны обучаются 8 тыс 200 учеников.
«Обучение в медресе проводится в три этапа – это начальный, средний и высший уровень. На обучение принимаются ученики после окончания 9 классов в обычной школе. Начальные уровни обучаются 2 года, после получают сертификаты, средние 3 года, получают свидетельство и наконец высшая школа, в которой обучение длиться 4 года и выдается диплом. Сертификаты, свидетельства и дипломы выдаются ДУМК. Следует отметить, что все эти степени не являются государственными, соответственно наши сертификаты, свидетельства и дипломы, госорганы не признают. На сегодня процесс лицензирования в Кыргызстане прошел только Исламский университет, его выпускники могут получить дипломы государственного значения. Между тем, окончивший высшую школу медресе, может работать экспертом по наукам и учениям шариата, также быть преподавателем по шариату, теологом и рядом других религиозных служб в зависимости от уровня образования», - сказал он.
На конференции также было отмечено, что в 80% от общего числа зарегистрированных медресе по Кыргызстану уже внедрены 10 светских предметов. Кроме этого было озвучено, что все существующие медресе обучаются согласно принципам ханафитского масхаба и факторы влияния запрещенных религиозных течений в медресе Кыргызстана минимальны.
По данным директора Государственной комиссии по делам религий Зайырбека Эргешева, в 2014 году была принята концепция по делам религии до 2020 года, в которой предусмотрена приверженность к ханафитскому масхабу, и со стороны ДУМК поддерживается только это учение.
Он также добавил, что наряду с учениями этой школы, в медресе предусмотрены 10 светских предметов, среди которых языки, математика, информатика, географии, история и др.
«В этом году мы обратились с официальным письмом в Духовное управление мусульман Кыргызстана, чтобы они повторно пересмотрели учебную программу в медресе и обновили ее согласно требованиям времени. Муфтият на сегодня работает над этим вопросом, и процесс находится под контролем», – заверил директор Госкомиссии.
В свою очередь представитель службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД КР Манас Аманбаев подчеркнул, что ведомство полностью контролирует процесс обучения медресе и заверил, что медресе страны не подвержены влиянию экстремистских взглядов и течений.
С этим мнением согласился и проректор Исламского университета Кыргызстана Марс Ибраев, ссылаясь на то, что по инициативе ДУМК, все преподаватели медресе и имамы, прошли аттестацию. «Два года назад, была создана межведомственная комиссия с участием представителей госкомитета по делам религии, ГКНБ, ДУМК и представителей общественности, которая проводила аттестацию учителей медресе. Если же учителя были не грамотны или не отвечали требованиям ДУМК, то они не проходили аттестацию, соответственно не обладают правом обучать. Нам бы желательно провести подобную аттестацию минимум еще один раз, тогда нам бы удалось снизить риски к нулю», - заключил М.Ибраев.
ИАЦ «Кабар»
Аман Алымбеков
Комментарии
Оставить комментарий