Генеральный директор Международной организации труда (МОТ) Гай Райдер в эксклюзивном интервью агентству «Кабар» рассказал об итогах Глобального форума по восстановлению, усилиях Организации по улучшению ситуации в мире труда, а также в социальной сфере и многом другом.
- С 22 по 24 февраля Международной организацией труда был организован Глобальный форум по восстановлению, ориентированному на человека. Как вы оцениваете результаты Глобального форума, созванного для обсуждения реакции международного сообщества на кризис вызванный COVID-19?
- Благодарю за возможность выступить. Позвольте мне начать с объяснения идеи нашего форума. Мы хотели собрать вместе глав правительств, государств, международных организаций. В диалоге о выходе из ужасного кризиса, вызванного COVID-19, приняли участие Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения и многие другие, а также представители государственных структур. COVID-19 явился кризисом здоровья, но, он также стал глобальным экономическим кризисом. По нашим оценкам, влияние ковида на рабочие места и уровень доходов оказался в четыре раза серьезнее, чем финансовый кризис 2008-2009 годов. Нам необходимо найти выход из этого. Мы снова наблюдаем рост мировой экономики, в этом году этот показатель составил около 4,5 %, но нужно заглянуть за эту цифру, чтобы увидеть, что на самом деле происходит в жизни людей, в частности, в трудовой жизни. И там все не так радужно. Я назову вам две причины для этого: во-первых, мы видим, что рынки труда стабилизируются на уровнях занятости, значительно ниже допандемических показателей. И так, рынки труда не восстановились до уровня, который был до пандемии, и это является поводом для серьезного беспокойства. Во-вторых, мы наблюдаем восстановление в двухскоростном режиме. Богатая часть планеты растет и восстанавливается довольно быстро. Почему? Потому что она обладает физическими ресурсами для инвестирования в восстановление, а также потому, что она в состоянии вакцинировать большее количество своего населения, а это является предпосылкой для восстановления их экономик. Таким образом, опасность заключается в слишком быстром и неравномерном восстановлении, а также в том, что если говорить об одной из главных тем форума, неравенство в мире станет еще сильнее, хотя и так находилось на высоком уровне. Наш форум был призван собрать людей вместе, чтобы обсудить, как продвигать равное человеко-ориентированное восстановление, которое решило бы эти весьма серьезные проблемы. Суть в том, что нам нужна согласованность международной политики, необходимо объединить политику здравоохранения, трудовую политику, финансовую политику, торговую политику и интегрировать их. Потому что если мы попытаемся заниматься восстановлением по отдельности в каждой сфере, мы вряд ли придем к правильному решению. Вот почему был важен наш форум. Целью было не принятие декларации, не принятие выводов, а создание платформы для большей согласованности и расширения сотрудничества между этими различными частями политического спектра для продвижения того типа восстановления, который вы хотите видеть.
- Что лежит в основе усилий МОТ по улучшению ситуации в мире труда, а также в социальной сфере?
- Нам предстоит решить много проблем. Я имею в виду, что все они сходятся в человеко-ориентированном восстановлении. Здесь можно выделить один важный вопрос – это вопрос социальной защиты. Нам известно, что на сегодняшний день большинство людей в мире не имеют никакой социальной защиты. От слова совсем. 53% работающих людей не обеспечены социальной защитой, и мы видим последствия этого в период пандемии. Во время кризиса, когда вы теряете работу или не можете работать - вы теряете доход. Если нет социальной защиты - вы остаетесь один на один с большими проблемами. Поэтому мы считаем, что одной из главных задач на ближайшие годы должно стать не только повышение уровня социальной защиты в охвате, но и ее доступность для людей, мы должны двигаться к всеобщей социальной защите. Человеческие издержки в мире, где менее половины населения имеет социальную защиту, ужасны, и мы видим это. Возможно потому, что это тесно связано с проблемой неформальной занятости. 60% или 6 из 10 работающих людей работают неформально - без трудового законодательства и, в основном, без социальной защиты. В течение многих лет МОТ выступала за формализацию неформальной занятости, чтобы люди могли пользоваться основами защиты на рабочем месте. Мы добились определенного прогресса, но сейчас я опасаюсь, что в связи с пандемией этот прогресс сошел на нет, поэтому мы должны вновь обратить внимание на вопрос неформальной занятости.
- Учитывая растущий миграционный поток во всем мире, какие меры принимает МОТ для защиты прав трудящихся мигрантов и условий их труда?
- Это очень хороший вопрос. Я знаю, что он актуален в вашей стране и соседних республиках. Начнем с того, что миграция является, во всяком случае, позитивной составляющей наших стран и мировой экономики. Это может быть при двух условиях. Первое заключается в том, что миграция - это не обязательство, а выбор. Первым вариантом всегда должна быть попытка создать достойную работу в стране. Таким образом, миграция - это не просто выход для тех, у кого нет выбора. Многие люди, так или иначе вынужденные мигрировать в поисках достойной жизни, иногда ищут спасения от конфликтов и репрессий. Поэтому сделайте миграцию выбором. Во-вторых, там, где миграция все же происходит, она должна осуществляться в условиях уважения прав мигрантов и их семей. Это означает, что в качестве основного принципа здесь применяется принцип равного обращения к трудящимся мигрантам. Нет причин, по которым к мигрантам должно быть менее благосклонное отношение на работе, чем к местным. К сожалению, это не всегда соответствует действительности. Мы знаем, что мигранты подвергаются жестокому обращению, дискриминации. Кроме того, мы знаем, и я глубоко сожалею об этом, что часто существует стигма, враждебное отношение к мигрантам, с которым также необходимо бороться. Что мы делаем для этого? Мы упорно работаем с нашими государствами-членами над созданием, во-первых, легальных путей миграции, когда миграция осуществляется на регулярной основе с надлежащей документацией и упорядоченным образом, тогда защита этих людей с гораздо большей вероятностью будет эффективной. Нелегальная миграция часто идет в купе с насилием. Таким образом, упорядоченная законная миграция с применением принципа недискриминации и равного обращения. Мы также работаем над созданием двусторонних миграционных соглашений между отправляющими и принимающими странами, и мы считаем, что таким образом можно добиться прогресса. Я имею в виду Международную организацию труда здесь, в Женеве, где также находится Международная организация по миграции. Наши друзья также работают в этой области, и мы работаем вместе, чтобы глобальный договор о безопасной упорядоченной и регулярной миграции, принятый ООН 4 года назад, вступил в силу. Это глобальный план действий для того, чтобы сделать миграцию позитивным опытом и позитивным вкладом в глобальную экономику, какой она и должна быть.
- Какие профессии, по вашему мнению, исчезнут или уже исчезли в связи с пандемией? Какие новые профессии или специальности могут появиться у трудящихся мигрантов в нынешних условиях?
- Мы должны понять, что еще до появления пандемии мир труда изменялся, и изменения происходили с большими темпами. Я имею ввиду трансформационные изменения. Так было всегда, но, возможно, в последние годы мы видим, что изменения происходят быстрее и глубже, чем в прошлом. В частности, из-за технологических изменений и цифровизации в мире труда. Я думаю, что пандемия ускорила эти изменения, не создала, а именно ускорила. Мы становимся свидетелями создания новых рабочих мест и многих профессий, которые связаны с цифровыми навыками, информационными технологиями и искусственным интеллектом. Ведется много разговоров об этом. Определенно можно говорить о новых профессиях будущего. Но позвольте мне указать на две другие области, где, по моему мнению, в будущем будет больше рабочих мест. Одна из них - это экономика здравоохранения и ухода. Пандемия заставила нас осознать важность здравоохранения. Однако во всем мире наблюдается глобальная нехватка медицинских работников, работников здравоохранения. Она отчасти объясняется тем, что страны недостаточно инвестируют в здравоохранение. Продвижение здравоохранения имеет большое значение. Все наши общества сталкиваются с проблемами обеспечения надлежащего ухода за детьми, пожилыми людьми. Сейчас это очень часто делается на неоплачиваемой основе в частном порядке дома, часто женщинами. И мы считаем, что необходимо профессионализировать экономику ухода, повысить уровень рабочих мест в этой сфере, признать экономический вклад ухода. Это, кстати, будет одним из очень хороших способов улучшения положения женщин на рынке труда. Это еще одна область. И третья область, которую я хочу упомянуть, касается зеленой экономики будущего в нашем широком осознании вызовов изменения климата. Я думаю, сегодня, мы все понимаем, что изменение климата вызвано деятельностью человека, и реальность такова, что не вся деятельность связана с работой. Поэтому мы должны перестроить работу и рынки труда по мере продвижения к климатической нейтральности, а это означает, что выбора не будет, это станет обязанностью, мы должны создавать «зеленые» рабочие места в будущем. Они могут быть самыми разнообразными, это может быть строительство, транспорт, специализированная экологическая наука в зеленой экономике будущего вместе с экономикой заботы и цифровой экономикой. Я думаю, что это будут основные факторы, определяющие профессии будущего.
- Более 7 миллионов трудовых мигрантов из Центральной Азии в настоящее время находятся за пределами своих стран, и не все из них довольны своим положением. Так, более миллиона мигрантов из Кыргызстана сейчас трудятся по всему миру. Как вы оцениваете миграционную ситуацию в Центральной Азии, включая Кыргызстан? Есть ли у МОТ какие-либо планы по решению их проблем?
- Я прекрасно понимаю важность миграции для экономики и общества Кыргызстана и соседних республик, включая Таджикистан. Мы знаем, что очень большое количество ваших граждан выезжает в другие страны на работу, и это возвращает нас к тому, о чем я говорил ранее. Если это свободный выбор людей – хорошо, но хуже, если это [происходит по] обязанности, потому что нет возможности найти работу на родине. Учитывая масштабы миграции, некоторые из них можно рассматривать как вынужденную миграцию, что не есть хорошо. Важно также признать, что миграция жизненно важна для вашего общества и вашей экономики. Как мне известно, переводы мигрантов в вашу страну составляют около 30% национального дохода. Это далеко не маловажный факт. Это очень важно. Поэтому мы хотим убедиться, что в странах, где миграция занимает столь важное место в национальной экономике, она осуществляется в подобающих условиях. Я возвращаюсь снова к своим словам о равном и справедливом обращении и законных путях миграции. Наши попытки, предпринимаемые для оказания помощи в этом вопросе: из нашего офиса в Москве, который охватывает и вашу страну, мы работаем над миграционными системами, прежде всего, чтобы убедиться, что миграция осуществляется при полной информированности. Я думаю, что информирование мигрантов о реальном положении дел, об их правах - это первый шаг к обеспечению справедливого обращения. Мы работаем над возможностями правительств различных стран по мониторингу и сопровождению миграционного процесса, чтобы они были в состоянии поддержать граждан в принятии решения о миграции. И это еще одна необходимая часть приравнивания. Мы ведем совместную работу с вашей страной и соседними республиками, чтобы попытаться стимулировать занятость и у себя дома, чтобы миграция не была безысходностью. Это чрезвычайно важные задачи, которые, возможно для таких стран как ваша, являются решающими. Мы сделаем все возможное, чтобы оправдать ожидания наших друзей в Кыргызстане, чтобы пересмотреть желаемую и необходимую для вас поддержку.
- Благодарим вас, за интересное интервью.
ИА "Кабар",
25 февраля 2022 года
Комментарии
Оставить комментарий