500 млн долларов США, накопившиеся в энергетическом секторе КР, проблемы не решат.
Сегодня в энергосекторе Кыргызстана существует целый ряд проблем, накопившихся за долгие годы. Одна из них — закредитованность сектора. Долг энергокомпаний составляет приблизительно 130 млрд сомов.
Ситуация усугубляется тем, что при текущих ценах на электроэнергию долг ежегодно будет увеличиваться на 7-10 млрд сомов.
«По сути, мы дотируем энергетический сектор из госбюджета, в большей степени за счет кредитов и грантов на его поддержание», — говорит эксперт Денис Бердаков.
По разным оценкам ежегодные дотации из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью электроэнергии и ее конечной ценой для потребителей составляют около 70 млрд сомов. По-хорошему еще столько же в год нужно на поддержание сектора просто дееспособным, потому что ЛЭП, ГЭС и турбины — все это изношено.
Учитывая, что потребность в электроэнергии в КР ежегодно растет на 6-7%, логично предположить, что и суммы, необходимые на дотации и поддержку сектора, также увеличиваются из года в год.
При этому у Кыргызстана огромный энергетический потенциал. И это не просто красивые слова. По мнению Дениса Бердакова, республика вполне реально может увеличить имеющиеся мощности в 3-5-7 раз.
«Если говорить об общем энергетическом потенциале Кыргызстана, сколько он может производить, то потенциал огромен. Например, только Верхненарынский каскад ГЭС и «Камбар-Ата-1», если их построить, то во многом мы решим проблемы с поливом нижестоящих стран и выйдем на производство гидроэлектроэнергии только на этом каскаде на 6 мегаватт. Для сравнения Токтогула сейчас дает 1.2 мегаватта. То есть можно очень значительно увеличить все эти параметры», — отмечает Бердаков.
Как всегда, все упирается в деньги. По словам эксперта, упомянутое им строительство обойдется в несколько миллиардов долларов США. Понятно, что такая масштабная стройка возможна только при условии вливаний финансов извне, одним бюджетом тут не справиться.
Точечные вложения в малую энергетику мы наблюдаем и сегодня. В Таласе около 100 млн долларов США инвестировали, еще где-то по мелочи. То есть, в принципе, вкладываются деньги, но это такой получастный бизнес.
Вместе с тем потребности сектора в инвестициях гораздо выше, 7-8 млрд долларов США. И, по словам Бердакова, их вложение вполне целесообразно при соблюдении ряда условий.
«Если говорить о серьезных энергетических проектах, то тут можно выделить газопровод Центральная Азия — Китай, нитка Д или строительство ТЭЦ на Кара-Кече, которая будет перерабатывать уголь в энергию. То есть, в принципе, до 7-8 млрд долларов США целесообразно и экономически оправдано вложить в ближайшие 5-7 лет в энергетику Кыргызстана. Но при условии, что новые мощности будут работать на экспорт или нужды майнеров, из-за более выгодного тарифа. А Кыргызстан уже будет с этого жить и с прибыли дотировать энергетику. Это вполне разумный путь», — считает Бердаков.
Между тем сегодня республика оказалась в ситуации, когда мы производим столько же электроэнергии, сколько и потребляем, примерно 15 млрд киловатт-часов. И если потребление ежегодно растет, то этого, к сожалению, не скажешь об объемах производства.
При всей сложности ситуации, по мнению Дениса Бердакова, в среднесрочной перспективе у Кыргызстана есть все шансы исправить ее и решить вопрос с энергетическим разрывом.
«За последний год происходит активизация привлечения денег в масштабные энергетические проекты. Здесь невозможно решить проблему 500 млн долларов США. Речь в среднем идет о 5-10 млрд долларов США на строительство сразу каскада, ТЭЦ и газопровода. Действующая власть делает очень много, чтобы все это получилось. Речь идет о новой структуре безопасности, в том числе энергетической, продовольственной, климатической, все это связано во всем регионе ЦА. И Кыргызстан должен вместе с Казахстаном и Узбекистаном искать доноров, которые дадут эти деньги на 5-7 лет для реализации всех этих проектов», — заключил Денис Бердаков.
Комментарии
Оставить комментарий