Конституционный закон о выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша принят парламентом. Закон, инициированный президентом Садыром Жапаровым, предлагает отойти от практики избрания всех 120 парламентариев по партийной системе и перейти к смешанной. Согласно новой конституции, в парламенте будут заседать 90 депутатов, а проект закона предусматривает, что 36 из них будут избираться по одномандатным округам, а остальные 54 - по партийным спискам. О других нововведениях мы сегодня поговорим с заместителем председателя ЦИК Тынчтыком Шайназаровым.
- Хотелось бы узнать, какие нововведения выборного закона направлены на усовершенствование выборного законодательства в нашей стране?
- Начну с того, что на сегодняшний день предлагается смешанная форма голосования. Иными словами, 54 депутата будут избраны по партийным спискам, 36 депутатов будут избраны народом по одномандатным округам и всего получается 90 депутатов. Особенность заключается в снижении количества депутатов со 120 до 90. Помимо этого, пропорциональная форма голосования подразумевает приход тех депутатов, которые действительно получили голоса избирателей. Возможные манипуляции, которые раньше были со стороны руководства партии и политсовета, исключены данной нормой закона. Не важно, под каким номером в бюллетене идет кандидат, но благодаря его усилиям, стараниям и доверию нашего населения будет зависеть, сколько голосов он получит. При получении наибольшего количества голосов кандидат получит депутатский мандат.
- В Жогорку Кенеше от партий будут представлены 54 депутата, а по одномандатным округам - 36. Как выдумаете, насколько справедливо такое распределение голосов?
- Справедливость, на мой взгляд, заключается в том, что этой нормой закона мы дали возможность и право избирателям проголосовать и избрать конкретного нравящегося им кандидата, то есть на 100% обеспечить эффект их голосования.
- Преференциальная система голосования. В ней избиратель выбирает не только партию, но и кандидатов в ее составе. Как это поможет избежать внутрипартийной коррупции?
- Это предусмотрено законом, коррупция полностью исключена нашей системой оборудования, а мы сейчас готовим две программы, нацеленные именно на это, и по завершению голосования автоматический подсчет голосов выведет результаты итогов голосования. И тогда будет видно, у кого какие результаты. Все будет открыто, доступно и наглядно, любые фальсификации исключены.
- Ну все-таки это усложняет сам ход голосования, согласитесь?
- Избиратель должен поставить 3 галочки в двух бюллетенях. Первый бюллетень по ондномандатникам. Это когда выбирается конкретный кандидат, за него отдается голос, и бюллетень опускается в урну. Второй бюллетень - это партия и также кандидат из списка этой партии. Там надо голосовать за партию и конкретного кандидата, то есть ставить 2 галочки. Есть риски, что некоторые граждане могут столкнуться с трудностями. ЦИК и госорганы будут проводить различные разъяснительные мероприятия, чтобы довести до сведения граждан, как не допустить ошибок в ходе голосования. Также и в СМИ, в том числе, будут публиковаться списки партий и информация о кандидатах.
- Кандидаты, которые войдут в список партии, имеют равные права?
- Независимо от расположения в списке партии, кандидат может иметь такое доверие населения, что без использования финансового ресурса сможет получить больше голосов, чем тот, кто больше его задействует. И этим самым мы обеспечиваем равные возможности для всех достоверностью и справедливостью.
- Вы сейчас высказали важную мысль, что в парламент пойдут те, кто имеет хорошую репутацию и четкую гражданскую позицию, а также доверие народа. К партийному списку имеются определенные требования - гендерная квота, молодёжь и ЛОВЗ. Осталась ли 30-процентная квота для женщин?
- Законом гарантировано обеспечение мандатов для женщин. 54 кандидата в списке партии, из них 18 женщин, где они будут соревноваться между собой. АСУ выведет цифры и женщины, получившие наибольшее количество голосов, получат мандат, независимо от того, скольким голосам будет равен один депутатский мандат. Образно говоря, один мандат будет равен, скажем, 20 тысячам голосов, но это не будет распространяться на женщин. Даже получив одну тысячу голосов, она может быть депутатом. По 36 одномандатным округам для женщин, молодежи и ЛОВЗ будут трудности из-за того, что там такой градации нет. И там депутатом становится кандидат, набравший наибольшее количество голосов. А по партийным спискам - это является требованием закона.
- Количество партий, принимающих участие в выборах сократится. Нанесет ли это урон партийной системе или, напротив, позволит партиям развиваться?
- Партии, скорее всего, проведут анализ, потому что имеется порог 5%, из них, образно говоря, из 3 миллионов 600 тысяч придут, скажем, 2 миллиона - это 60%. Необходимый порог для прохождения в парламент составит 100 тысяч голосов. Плюс избирательный залог 1 миллион – это тоже серьезная цифра. С учетом этого партии будут принимать решение, участвовать в выборах или нет. Что касается плюсов, то сокращение числа депутатов парламента со 120 до 90 влечет за собой уменьшение расходов бюджета.
- Что вы можете посоветовать кандидатам и партиям для того, чтобы агитационная кампания прошла более успешно, чтобы наше население знало, за кого оно будет голосовать?
- В Кыргызстане созданы все условия для проведения агитационной кампании. У нас нет цензуры, нет запретов, и в целом это зависит от самих кандидатов и от самой партии.
Обращаясь к гражданам, прошу их в срочном порядке уточниться в ЦОНах, потому что у нас есть определенные граждане, которые прописаны по одному адресу, а проживают - по-другому. Естественно, они не смогут проголосовать там, где они проживают. В этой связи им нужно обратиться в ЦОН с тем, чтобы иметь возможность, предусмотренную требованиями закона, и избрать!
- Проводится ли работа по совершенствованию списков избирателей?
- Да, конечно. В настоящее время эта работа проводится совместно с Министерством цифровизации, ГРС, МИДом. Работа в этом направлении проводится также со всеми госорганами.
Комментарии
Оставить комментарий