Транспортный каркас Евразии. Формируется новое пространство развития и торговли

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) приступил к активному решению вопросов, замедляющих торговое взаимодействие, что сказывается на темпах регионального развития и интеграции. Ключевым вопросом на повестке дня остается логистика, ее возможности пока скромны и весьма ограничены, но реализуемые и планируемые проекты в сфере транспортной инфраструктуры создадут в ЕАЭС сеть железных и автомобильных дорог; новые пути позволят увеличить пропускную способность торговых путей и сократить временные издержки при доставке товаров и продовольствия.

«Развитие транспортных коридоров как стратегическое направление реализации торгового и транзитного потенциала государств–членов ЕАЭС» - так назывался международный форум, состоявшийся в Министерстве экономики и коммерции Кыргызстана. В его работе приняли участие представители исполнительной власти, бизнес-сообщества, институтов развития Центральной Азии и Евразийской экономической комиссии.

В меняющемся мире Центральная Азия приобретает все большую значимость как регион, обладающий уникальным транзитным потенциалом, и речь не только о возрождаемом Шелковом пути, сейчас логистика будущих торговых перевозок выстраивается так, чтобы Евразия была связана удобными маршрутами не только с востока на запад, но и с севера на юг. По сути, выстраивается большой транспортный каркас, который создаст на континенте условия для успешного экономического развития на многие годы вперед. Для Кыргызстана это уникальная возможность выйти из тупика, получить доступ к международным рынкам и извлечь максимальную выгоду из транзитных возможностей.

Как отметил на форуме министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арзыбек Кожошев, в ЕЭАС начата активная работа по развитию международной транспортно-логистической инфраструктуры. В том числе происходит сопряжение транспортных коридоров с Китаем, объем экономики которого продолжает расти и занимает ведущее место в мире.

«Проект по строительству железной дороги «Китай – Кыргызстан - Узбекистан» в рамках китайской инициативы «Один пояс - один путь» предоставит отечественной экономике новые альтернативные маршруты на рынки иных государств. Таким образом, экономика выйдет из транспортного тупика, диверсифицируя пути транспортировки грузов.

Главами правительств государств ЕАЭС одобрен перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных транспортных проектов. В перечень от Кыргызстана включены проект электрификации железнодорожного участка «Луговая - Балыкчы», а также в процессе включения ещё два проекта, один из которых имеет важное стратегическое значение. Для Кыргызстана это железная дорога «Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече – Макмал – Джалал-Абад», - подчеркнул Арзыбек Кожошев.

То есть, принимая участие в реализации трансграничных региональных инициатив, Кыргызстан одновременно развивает внутреннюю транспортную систему. «Поддержка инфраструктурных проектов, направленных на выход страны из частичной транспортной изоляции, считается приоритетом и, учитывая складывающиеся условия, важно объединить регионы страны железнодорожным сообщением, что послужит дополнительным стимулом для её экономического развития, увеличения деловой активности и торговли внутри страны», - отмечает министр ЕЭК Арзыбек Кожошев.

По оценкам экспертов, сложная логистика с достаточно ограниченными возможностями пока не способствует наращиванию объемов торговли. Сейчас транспортные расходы в ЕАЭС доходят до 25% в конечной стоимости товара. Это серьезный сдерживающий фактор. Поэтому развитие альтернативных маршрутов придаст серьезный стимул экономическому развитию. А транспортные расходы необходимо снизить как минимум в два раза. То есть, четко выстроенная логистика на пространстве ЕАЭС повысит конкурентоспособность продукции, и значительно сократит временные издержки.

Выгоды и преимущества можно разобрать на примере проекта железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан. Этот участок железной дороги протяженностью около 280 километров свяжет две крупные транспортные системы Европы и Юго-восточной Азии. При этом путь из Поднебесной в страны Старого света станет на 900 км короче по сравнению с железной дорогой, проходящей в Казахстане, и сократится более чем на 2 тысячи, чем маршрут через Российскую Федерацию. Это скорость, экономия времени и средств.

Подобные проекты реализуются в каждой из стран ЕАЭС, то есть развитие путей сообщения, транспортных коридоров, грузовых терминалов и логистических центров сейчас в приоритете. Там, где еще не построены железные дороги, запускаются мультимодальные маршруты. Так, например, через Узбекистан и Туркмению Кыргызстан получил выход к порту Туркменбаши на Каспии. До моря груз можно доставить автомобильным и железнодорожным транспортом, далее паромом в города России, Казахстана, Азербайджана или Ирана. Все это ускоряет процесс товарообмена между странами ЕАЭС и партнерами союза, так формируется новый транспортный каркас Евразии.

ИАЦ «Кабар»
Кирилл Степанюк

Комментарии

Оставить комментарий