В Иссык-Кульской области с 3 по 8 сентября текущего года пройдут II Всемирные игры кочевников. В программе соревнований 23 спортивных дисциплины. КНИА «Кабар» знакомит читателей с особенностями представленных национальных игр стран-участниц.
В тогуз коргооле, кыргызской версии этой игры, целью игрока также является приобретение как можно большего количества коргоолов. Слово «тогуз» переводится как «девять». В игре у каждого игрока имеется по девять лунок, в каждой из которых находится по девять коргоолов. Девять – священное число кочевых тюркских народов, в том числе и кыргызов. В кыргызском языке «коргоол» означает «овечьи катышки». В игре использовались драгоценные камушки, похожие по внешнему виду и размеру на овечьи катышки.
Значение игры для кочевых тюркских народов, в том числе и кыргызов, заключается в том, что воинственный народ в мирное время играл в тогуз коргоол и развивал свои способности военно-стратегического мышления. В основе игры лежит завоевание войск, богатства и имений врага. При этом, каждый коргоол символизирует одного воина.
Отличие тогуз коргоола от других игр манкалы является тем, что по правилам игры из всех забранных коргоолов один обязательно оставляется в этой лунке. Это является своего рода отражением традиции сохранения отцовского очага в социальной жизни тюркских кочевых народов.
Правила национальной игры тогуз коргоол
Состав команды – 5 человек: 2 мужчины, 2 женщины, 1 тренер. Состязание проводится индивидуально и в группах.
По итогам жеребьевки игроки располагаются каждый по свою сторону. Перед началом игры на игровом столе должны быть доска, часы, бланк для записи партий.
Ходом называется перекладывание коргоолов по одному коргоолу против часовой стрелки из любой лунки, находящейся на своей стороне, начиная с той же лунки. После девятой лунки со своей стороны следует первая лунка соперника, затем - вторая и т.д. Ход считается завершенным после того, как соперник опустил последний коргоол в лунку или коргоолы в казан и перевел часы.
Ход должен быть сделан одной рукой. Исключение составляет «бай», если в лунке более 12 коргоолов, то свободная рука является вспомогательной. Тогда можно взять все коргоолы той рукой, которой будет производиться ход, и примерно половину коргоолов положить в другую руку. После того, как закончатся коргоолы в руке, выполняющей ход, необходимо оставшиеся коргоолы переложить в другую руку и закончить ход.
Если последний коргоол игрока попадает в лунку соперника с двумя коргоолами, то эти 3 коргоола игрок забирает в казан и обязан объявить данную лунку «тузом», этим самым игрок выигрывает лунку соперника, и все коргоолы, которые в последующем попадут в лунку «туз», он забирает в свой казан и ставит знак «туза». Все коргоолы, которые попали в «туз», забирает хозяин «туза» в свой казан. Лунки «ооз» (лунка №9) не могут быть «тузами». Поменять «туз» в течение партии нельзя. Каждый игрок во время игры может объявить «туз» только один раз.
Также, если один игрок объявляет какую-то лунку «тузом», то второй игрок не может объявить «тузом» одноименную лунку, то есть с таким же номером. От «туза» отказаться нельзя. «Туз» нужно отметить специальным знаком.
Партия считается оконченной, если один из игроков набрал 82 и более коргоолов в своем казане. Если игрок набрал 82 коргоола и более, то партия останавливается, а у соперника подсчитываются коргоолы, находящиеся у него в казане.
Если в процессе партии не была обнаружена ошибка, и в протокол для записи партий был записан результат и проставлены подписи, то партия не переигрывается. Если при выполнении хода играющий неумышленно рассыпал коргоолы, он должен восстановить позицию за счет своего времени, затем переключить часы.
Часы для игры тогуз коргоол – это часы с двумя циферблатами, взаимосвязанные между собой так, чтобы только одни из них могли идти в одно время. «Падение флага» означает истечение времени игрока.
При результативном ходе коргоолы необходимо снять с доски и положить в казан. При замене неисправных часов судья должен установить точное время, использованное каждым игроком.
Соглашение на ничью или признание поражения остаются в силе, несмотря на «падение флага». Запрещается придерживать часы руками или удерживать кнопку часов.
Каждый игрок обязан делать запись ходов обоих игроков ход за ходом согласно правилам нотации тогуз коргоола. Бланк для записи является собственностью организаторов соревнований. Бланк для записи должен быть расположен так, чтобы всегда был виден судьям. Запись партии должна вестись до окончания партии.
Учет результатов игр. Победитель партии получает 1 очко, а проигравший - 0 очков. За ничью оба игрока получают по 0,5 очка. При проведении соревнований, матчей и турниров по круговой системе, где регламентом о проведении соревнований предусмотрен подсчет коргоолов, необходимо в протокол записывать кроме счета количество набранных коргоолов проигравшего игрока. Результат игры записывается согласно следующим примерам: 1 (82) – 0 (60) – победил первый игрок. 0 (60) – 1 (82) – победил второй игрок. 0,5 (81) – 0,5 (81) – ничья.
Победители соревнований в личном зачете, проводимых по швейцарской системе, определяются по следующим показателям:
- по наибольшему количеству очков;
- при одинаковом количестве очков - по Коэффициенту Бухгольца;
- при одинаковом Коэффициенте Бухгольца - по результату личных встреч;
- при ничье - по коэффициенту «прогресс»;
- при одинаковом коэффициенте «прогресс» - по коэффициенту Бергера.
В командном зачете по олимпийской системе победители соревнований определяются по результату личной встречи команд; при ничье - по количеству коргоолов в проигранных партиях. При одинаковом количестве проигранных коргоолов, победитель определяется по результату первой доски.
Предупреждения даются в следующих случаях:
- за разговоры с участниками соревнований, игроками, тренером;
- если игрок не записал партию до конца;
- за проявление неуважения к судьям;
- за препятствование в проведении соревнований; По регламенту судья имеет право запускать часы у играющего на белой стороне.
Комментарии
Оставить комментарий