Страны ЦАРЭС: вместе легче выживать

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Мир еще не успел прийти в себя от пандемии COVID-19, как в начале 2022 года добавилась еще одна проблема, оказавшая влияние на планету – конфликт между Россией и Украиной. В результате упадка экономики и геополитической неопределенности, самыми уязвимыми оказались люди в развивающихся странах. Как заметил вице-президент Азиатского банка развития Шисинь Чэн – миллионы людей вернулись в область бедности. В связи с чем, своей шестой Форум институт ЦАРЭС посвятил проблемам инклюзивного и устойчивого развития экономики стран региона Центральной Азии, назвав его: «Корректировка динамики роста для инклюзивных и устойчивых экономик».

Последствия пандемии

По данным директора отдела макроэкономической политики и финансирования развития (ЭСКАТО, ООН) Хамзы Али Малика, которые он привел в своей презентации на Форуме в Баку 16 сентября 2022 года под названием: «Корректировка динамики роста для инклюзивных и устойчивых экономик», в 2020 году из-за пандемии в Азиатско-тихоокеанском регионе было потеряно 140 миллионов рабочих мест с полной занятостью.

Эта тенденция продолжилась и в 2021 году – 65 миллионов рабочих мест с полной занятостью были потеряны. Больше всего пострадали в южной и юго-западной Азии – 84 миллиона. В Центральной Азии количество рабочих мест уменьшилось на 2 миллиона в 2020 году и 1 миллион в 2021 году. Для региона с населением в 70 миллионов это существенно.

Общие потери производства в период 2020 – 2022 годы в Азиатско-Тихоокеанском регионе составило $2 триллиона. Резко возросло количество бедных в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Так, в 2021 году 85 миллионов человек снова оказались в условиях крайней нищеты, живя на $1,9 в день. Группа людей, живущих на $3,2 в день, увеличилась на 156 миллионов человек, а группа жителей региона, живущих на $5,5 в день, увеличилась на 160 миллионов человек.

Произошел серьезный провал в образовании. Так, в Южной Корее, Индии, Индонезии и Непале средние школы были частично закрыты более 18 месяцев. А в некоторых странах Юго-Восточной Азии школы были полностью закрыты больше года.

Конфликт между Россией и Украиной в 2022 году привел к перебоям с поставками, а санкции стали причиной повышения цен на продовольствие, топливо и основные товары. Больше всего выросли цены на растительное масло и зерновые. Из сырья больше всего подорожали основные металлы, например железная руда. Она подорожала в 1,5 раза по сравнению с январем 2019 года.

Общая инфляция в Пакистане достигла около 24 %. В Казахстане и Монголии эти показатели равнялись 15 процентам.

Отсутствие продовольственной безопасности остается проблемой для Афганистана, Пакистана и Грузии. Так, более 60 % населения Афганистана испытывают умеренную нехватку продовольствия. В Грузии около 40 % жителей имеют умеренный дефицит продуктов питания. Недоедают 25 % населения Афганистана. Около 12 % жителей недоедают в Пакистане. В других странах региона этот показатель не превышает 10 %.

Годы отброшенные назад

Довольно пессимистичные данные привел бывший посол Бангладеша в ВТО и отделениях ООН, член комитета ООН по политике в области развития, основатель сети аналитических центров Southern Voice доктор Дебаприя Бхаттачарья.

По данным июльского выпуска «Перспективы развития мировой экономики», объем мировой торговли с 10,1 % в 2021 году снизится до 4,1 % в 2022 году. Если рост мировой инфляции в 2021 году составил 4,7 %, то по итогам года нынешнего он возможно составит 8,3 %. Если рост мировой экономики в 2021 году был 6,1 %, то в 2022 году рост ожидается в 3,2 %.

Как он отметил, впервые за 30 лет зафиксирован обратный глобальный индекс развития человеческого потенциала, особенно в отношении продолжительности жизни.

- Почти 80 стран мира находятся в шаге от того, чтобы столкнуться с кризисом государственного долга, - сказал докладчик.

А изменение глобальных моделей торговли, производства и потребления продовольственных товаров в связи с ситуацией в Украине может усугубить продовольственную безопасность до конца 2024 года, считает доктор Бхаттачарья.

Одиннадцать стран ЦАРЭС

По данным доктора Бхаттачарьи, из 11 стран-членов ЦАРЭС, шесть стран с доходами выше среднего. Это Азербайджан, Грузия, Китай, Казахстан, Туркменистан, Монголия.

Кыргызстан, Пакистан и Узбекистан на одном уровне – ниже среднего. И две страны – Афганистан и Таджикистан страны с низким доходом. Кроме Китая, Грузии и Пакистана все страны-члены не имеют выхода к морю.

Казахстан, Узбекистан и Туркменистан имеют значительные запасы угля, нефти и газа, а Кыргызстан и Таджикистан имеют большой потенциал гидроэнергетики.

Но в то же время, между странами существует раздробленная интеграция в глобальных цепочках добавленной стоимости из-за отсутствия физической и логистической инфраструктуры.

Отсутствует диверсификация экспортных товаров.

- В экспортной корзине преобладают сырьевые товары, - отмечает доктор Бхаттачарья.

А трансграничные трения влияют на мобильность торговли. Например, между некоторыми странами региона существуют сложные таможенные процедуры и есть трудности при погрузке и разгрузке. В странах есть социальные барьеры, как гендерное неравенство, когда у женщин меньше доступа к достойной работе, образованию и медицине.

Так, в индексе гендерного разрыва ПРООН из 146 стран Грузия занимает 55 строчку. Это наилучший показатель среди стран ЦАРЭС. А Афганистан самое последнее – 146 строку.

Партнерство может сыграть решающую роль в решении этих проблем, опираясь на ресурсы региона, - заключает доктор Дебаприя Бхаттачарья.

- На протяжении последних трех лет, мы постоянно сталкивались с разрушительным воздействием наихудших из пандемий данного столетия, которая привнесла непредсказуемое турбулентное воздействие экономического, геополитического и социального значения, которая воздействовала на все аспекты нашей жизни, - сказал директор института ЦАРЭС Сайед Шакил Шах.

По его словам, пандемия показала насколько мы взаимосвязаны и взаимозависимы.

- Поэтому нам требуется коллаборативное сотрудничество для решения наших проблем, необходимо вести гибкую экономическую политику, - отметил он.

А в центре разумной, гибкой экономической политики должны быть люди, считает директор института ЦАРЭС Сайед Шакил Шах. Он уверен, что такой подход поможет решить проблему питания, здравоохранения и социальной поддержки.

По его признанию, институт ЦАРЭС на протяжении нескольких лет свои знания направлял на развитие торговли, доступ к рынку и диверсификацию экономики.

- И мы никогда не имели возможности прикоснуться к темам человеческого развития, инклюзивного и устойчивого роста. И поэтому в этом году решили провести форум на тему инклюзивного и устойчивого роста, - рассказал директор института ЦАРЭС.

Миллиарды направлялись и будут направляться

Надо отметить, что существенную роль в борьбе с пандемией и преодолении ее последствий сыграл Азиатский банк развития.

Как рассказал гость Форума, вице-президент Азиатского банка развития Шисинь Чэн, пандемия оказала существенное воздействие на замедление усилий по достижению Целей устойчивого развития.

- Мы увидели, что миллионы людей были “возвращены в область бедности”. Возникла угроза для продовольственной безопасности, для детей и молодежи случился провал в образовании, - сказал он.

Для преодоления пандемии, Азиатско-тихоокеанскому региону АБР выделил $29 миллиардов. Эти деньги были направлены на приобретение вакцин, на развитие малого и среднего бизнеса, чтобы они могли создавать новые рабочие места.

В АБР считают, что региональное сотрудничество и интеграция сыграли существенную роль в реагировании на последствия пандемии эффективным образом.

- Например, Стратегия здравоохранения ЦАРЭС до 2030 года и Стратегия ЦАРЭС по цифровому развитию до 2030 года были разработаны для мобилизации коллективных усилий региона для реагирования на пандемию, - сказал он.

Что делать?

Институт ЦАРЭС и его партнерская сеть аналитических центров не только выявляют уязвимые места в экономиках стран региона, но и предлагают пути решения.

Так, по словам главного экономиста и генерального директора АБР доктора Альберта Парка, для обеспечения инклюзивного и устойчивого роста, страны ЦАРЭС должны сделать своей ключевой политикой мобилизацию налогов на развитие, смягчить последствия изменения климата и гендерного неравенства, усилить цифровизацию и расширять региональное сотрудничество.

Участник Форума, экономист Ханс Хольцхакер подчеркнул, что для того, «чтобы догнать развитые экономики, странам ЦАРЭС требуется толчок в плане производительности, который должен обеспечиваться высшим техническим и профессиональным образованием, инновациями, внешней торговлей и прямыми иностранными инвестициями. Для устойчивого и инклюзивного роста в регионе ЦАРЭС необходимо разработать хорошо продуманный и адаптированный механизм фискальной и денежно-кредитной координации».

По мнению же проректора кыргызско-турецкого университета «Манас» Камалбека Карымшакова, некачественное образование и несоответствие рабочих мест является основным препятствием для устойчивого экономического развития и их необходимо устранить.

Кроме того, учеными из Азербайджана, Пакистана, Узбекистана и Казахстана были представлены исследования по доступу к здравоохранению, образованию, цифровым технологиям и участию женщин в рабочей силе.

Так, результаты исследований группы казахстанских ученых, во главе Гульназ Алибековой показали, что влияние на экономику Казахстана было первостепенным.

- В 2020 году ВВП страны снизился на 2,6 процента, цена на нефть упала до $20 за баррель, глобальный поток инвестиций снизился до 40 процентов, а избыточная смертность была выше на 24 процентов, чем в 2017-2019 годы, - отметила она.

По ее мнению, Казахстан должен увеличить финансирование здравоохранения и улучшить участие женщин в рабочей силе и обеспечить цифровую доступность, чтобы преодолеть потери.

Негативное влияние пандемия оказала и на экономику Пакистана, прямо или косвенно затронув социально-экономические секторы, включая благосостояние людей, гарантии занятости и стагнацию образовательных услуг. Ученые считают, что Пакистану необходимо сократить гендерное и географическое неравенство в цифровом секторе за счет повышения цифровой грамотности, особенно в сельской местности.

Пандемия не лучшим образом повлияла и на экономику Узбекистана с точки зрения образования, здравоохранения, доступа к цифровым технологиям и участия женщин в рабочей силе.

Ученые считают, что стране необходимо инвестировать и ускорить преподавание и обучение на основе технологий по всей стране, уделяя особое внимание сельским районам и районам с низким уровнем дохода. Узбекистану также необходимо рассмотреть вопрос о налоговых льготах для операторов связи, которые отдают приоритет подключению к Интернету и устанавливают оптоволоконные линии для улучшения широкополосного подключения в сельской местности.

От черной к зеленой

Отдельная сессия Форума была посвящена изменению климата и возобновляемой или как его называют – «зеленой» энергетике.

Участники обсудили переход на возобновляемые источники энергии, инициативы возобновляемых источников энергии и зеленых энергетических зон. В качестве ключевой задачи была упомянута «стратегия реализации», главным образом разработка, нормативно-правовой базы.

Здесь особенно интересным был опыт Китая, о котором рассказал представитель Института международной экономики и финансов при Минфине КНР Чжан Минвэнь.

По ее словам, с 2011 года идет стремительное сокращение потребления угля в общем энергопотреблении Китая и параллельно растет строительство новых солнечных и ветровых электростанций. С 2016 года в несколько раз выросло количество электрокаров. Активно идет процесс посадки леса на пустынных землях.

Участники Форума согласились с тем, что экономическая политика должна быть ориентирована на человека, а не только способствовать росту экономики в регионе. Экономисты считают, что для достижения этого, государствам ЦАРЭС необходимо сосредоточится на построении своей базы финтеха, укреплять информационно-коммуникационные технологии и цифровую инфраструктуру. Обеспечивать качество регулирования и расширять возможности для продвижения инклюзивной торговли и финансов.

А развивающимся странам с ограниченным фискальным пространством необходимо будет направить ресурсы и усилия в области с наибольшим социальным развитием. Ведь как показала пандемия, региональное сотрудничество и интеграция с индивидуальными решениями могут быть желаемой целью для региона.

В заключительном слове, директор Института ЦАРЭС Сайед Шакил Шах, призвал аналитические центры продолжать сотрудничество в области совместных исследований, обмениваться передовым опытом в регионе ЦАРЭС и за его пределами, а также играть активную роль в привлечении исследования фактов в национальной политике.

- Региональное сотрудничество через сеть аналитических центров ЦАРЭС позволит лучше решать текущие проблемы для достижения инклюзивного роста и устойчивого развития в регионе, - заключил он.

Газета «Шелковый путь. Культурное развитие»
Суйунбек Шамшиев

Комментарии

Оставить комментарий