Ежегодно с наступлением холодов в столице Кыргызстана актуализируется вопрос борьбы со скоплением вредных частиц PM 2.5, негативно влияющих на здоровье населения.
Одним из факторов, влияющих на ухудшение экологической ситуации, считается слабая экономика. Зачастую для анализа благосостояния государства специалисты используют многомерный индекс бедности - инструмент, апеллирующий 14 индикаторами в сферах здравоохранения, образования, занятости населения, экологии, уровне дохода граждан и т.д. И Кыргызстан по большинству параметров находится в аутсайдерах.
Особую обеспокоенность вызывает именно экология. Так, в ноябре 2019 года общественность взволновала новость о том, что Бишкек, по версии AirVisual, стал самым грязным городом мира по качеству воздуха. Столица КР заняла I строчку антирейтинга. Среднее содержание PM2.5 частиц в Бишкеке составило на тот момент 364.9 мкг/м³.
Первыми о проблеме загрязнения воздуха заговорили активисты экодвижения MoveGreen. В рамках своего проекта специалисты организации закупили датчики, отображающие концентрацию PM2.5, и запустили мобильное приложение.
«Жители некогда зеленого города сегодня страдают от смога. Деревьев стало меньше, и в отопительный сезон ситуация достигает критической отметки. В рейтинге по загрязненности мы находимся рядом с Дели и Пекином, хотя у нас нет производства», - отмечают активисты MoveGreen.
Аналогичную работу по установке датчиков мониторинга воздуха провело также посольство Великобритании при поддержке Ассоциации выпускников вузов этого государства.
Власти начеку
Принимает ли государство достаточно мер для борьбы со смогом и снижения воздействия вредных частиц на организм кыргызстанцев? Однозначный ответ на этот вопрос дать трудно. Ясно одно – все ветви власти в курсе сложившейся ситуации.
Так, о проблеме смога в конце декабря высказался президент Сооронбай Жээнбеков, предложивший населению активнее использовать электромобили и переходить на альтернативные источники отопления.
«Растет внутренняя миграция, на окраинах Бишкека много жилых массивов. Люди топят углем, и все выбрасывается в атмосферу. Старые автомобили тоже загрязняют воздух, их становится больше», - отметил Жээнбеков. Кроме того, негативное влияние на загрязнение атмосферы, по его словам, оказывает хаотичная застройка Бишкека, а также уничтожение деревьев в парковых зонах.
Аналогичных взглядов придерживается и премьер-министр КР Мухаммедкалый Абылгазиев.
«Вопрос экологии всегда стоит во главе угла работы кабмина. Мы стремимся к тому, чтобы столица вернула былую славу самого зеленого города, - отмечает премьер. – Мы понимаем, насколько важны усилия по решению проблем загрязнения окружающей среды. Эти вопросы нельзя откладывать. Люди начинают понимать, какие риски для здоровья человека несут проблемы экологии».
Ранее на уровне правительства КР был создан Фонд развития природы. Кроме того, Абылгазиев поставил перед профильными ведомствами ряд конкретных задач, поручив провести с «Газпромом» переговоры по газификации частного сектора, а также подготовить предложения по переводу общественного транспорта на газ. В ближайшее время будет изучен вопрос введения запрета на строительство высоток на территориях, обеспечивающих "проветриваемость" города.
По мнению Абылгазиева, кардинальным решением проблем экологии станут реализация модели развития зеленых зон и выработка механизмов стимулирования перехода бизнеса на экотехнологии.
Стоит отметить, что работа в этом направлении уже начата: мэрия Бишкека активно развивает зеленые зоны. В 2019 году на юге столицы открыт новый парк «Ынтымак», высажено тысячи саженцев. Санитарно-экологическая инспекция Бишкека сконцентрировалась на выявлении источников загрязнения в жилмассивах, подняв штрафы за сжигание отходов до 23 тыс. сомов. Также в город поставили партию автобусов, работающих на газе.
Когда и какой эффект окажут данные меры, покажет время. Пока же кыргызстанцам приходится довольствоваться масками, которые рекомендовали носить мэрия Бишкека и Минздрав. Как мера борьбы с загрязнением экологии маски бесполезны, однако сегодня они являются, пожалуй, единственным способом защитить себя от попадания микрочастиц в легкие…
Что поможет спастись?
В конце декабря 2019 года вопрос решения экологических проблем был поднят в Жогорку Кенеше депутатом Марленом Маматалиевым, внесшим на рассмотрение проект постановления «О срочных мерах по борьбе с загрязнением воздуха».
В качестве актуальных мер Маматалиев назвал газификацию новостроек столицы, отметив, что многим бишкекчанам это «удовольствие» не по карману, он также предложил рассмотреть вопрос повышения лимитов использования электроэнергии жителям частного сектора, поскольку из-за высоких тарифов граждане зачастую переходят на уголь. Аналогично поступают бани и сауны, которые используют для отопления швейные отходы, резину и т.д. было уделено внимание и стандартизации строительства многоэтажек согласно «розе ветров» для улучшения продуваемости Бишкека, а также использованию электромобилей.
Важно! Ежедневно на дороги столицы выезжают 460 тыс. легковых автомобилей и 3 тыс. микроавтобусов. Средний год выпуска машин — 1997 год. Общий объем выбросов загрязняющих веществ - 240 тыс. тонн.
«В городе катастрофа, - отмечает эколог Сергей Криворучко. – Главных источников загрязнения воздуха всего три - ТЭЦ, автотранспорт и частный сектор, там-то и надо искать решения».
Какой выход из ситуации предложил эксперт? Ну, например, рассмотреть возможность перевода легкового транспорта на газ, с дотационной поддержкой в 40-70% со стороны крупных компаний («Газпрома», «Роснефти» и др.).
«Будет иметь эффект замена дизельных микроавтобусов на газовые, закуп полномерных автобусов и введение ограничений для таксопарков на использование автомобилей с бензиновыми двигателями, с постепенной их заменой на гибридные авто и электрокары», - отметил Криворучко. Эколог также предложил закрыть тему импорта и производства топлива класса К2-К3 в пользу К5.
«Также необходимо перевести ТЭЦ на газ, оставив часть оборудования под уголь, и ускорить газификацию жилмассивов. А полновесный мониторинг качества воздуха сертифицированным оборудованием поможет встретить следующую зиму в приемлемой атмосфере», - резюмировал эксперт.
«Не думаю, что ситуация со смогом пошла на спад. В основном сейчас обсуждают лишь причины сложившейся ситуации, - дополняет коллегу независимый эколог Динара Кутманова. - Что мы имеем по факту? Хаотичную застройку и разрушенную продуваемость города. Вторая проблема – отопление домов с использованием всего, что горит. Также актуален вопрос развития альтернативной энергетики и комбинированных решений – с учетом экономических возможностей населения. Следующее – вопрос использования современных фильтров на ТЭЦ Бишкека. Мне представляется логичным провести экспертизу очистных систем электроцентрали, чтобы население убедилось, что фильтры, улавливающие сажу, действительно на 99% помогают с очисткой выбросов отходов».
Эколог поддержала тезисы Криворучко относительно использования «автохлама» в Бишкеке. По ее словам, на многих машинах демонтированы катализаторы, что сказывается на загазованности города.
«Рейдами и штрафами проблему не решить. Чтобы снять нагрузку с центра Бишкека, необходимо отказаться от использования бусов малой вместимости в пользу крупногабаритного транспорта. Ранее в Алматы приняли соответствующую программу, позволившую за четыре года полностью обновить парк общественного транспорта. В Кыргызстане такой программы нет. Чтобы подобные проекты заработали, президент и премьер должны проявить политическую волю и инициировать разработку подробной экологической госпрограммы с указанием четких индикаторов и сроков реализации», - резюмировала Динара Кутманова.
Немного статистики
По данным ВОЗ, подверженность воздействию частиц PM 2.5 ежегодно приводит к 7 млн преждевременных смертей.
Постоянное нахождение частиц в легких вызывает воспалительные процессы, которые приводят к респираторным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Нередко частицы оседают в легких, откуда опасные химические вещества через кровь распространяются по всему организму.
Наибольший вред токсичный воздух наносит подрастающему поколению. Так, 93% детей во всем мире живут в условиях, где уровень загрязнения воздуха превышает рекомендации организации. Итог - в раннем возрасте ребенок практически оказывается "приговоренным" к болезни. Статистика подтверждает, что загрязнение атмосферы является причиной 4,2 млн преждевременных смертей в 2016 году, из которых почти 300 тыс. пришлось на детей младше 5 лет.
По данным ВОЗ, эффективный метод борьбы с загрязнением воздуха - отказ от сжигания твердых типов топлива и мусора.
«Однако исполнения этих требований нельзя требовать от людей с низким уровнем дохода. Поэтому без повышения уровня благосостояния населения справиться с проблемой в масштабе отдельно взятой семьи затруднительно. Решение вопросов загрязнения воздуха - одна из первоочередных задач для правительств всего мира. Существует масса способов снижения выброса опасных веществ: использование экологичного транспорта, топлива для отопления и приготовления пищи, сооружение энергоэффективных домов, городское планирование, производство энергии без выбросов, внедрение безопасных промышленных технологий и т.д.», - резюмировали в ВОЗ.
Комментарии
Оставить комментарий