Произведения Чынгыза Айтматова очень содержательны и вмещают в себя глубокий философский смысл, что он не всегда раскрывается за школьной партой. Понять Вселенную писателя за отведенные школьной программой 90 часов невозможно, к ней необходимо вернуться, оставшись наедине своими мыслями и временем. Писательница из Беларуси Наталья Батракова также выразила эту мысль и рассказала, как относятся к произведениям великого писателя у нее на Родине.
- Когда Вы впервые открыли для себя творчество Чынгыза Айтматова?
- Творчество Айтматова я открыла для себя в школе, когда читала все подряд и была больна чтением. В этом возрасте книги читаются по советам окружения или по учебной программе.
Честно сказать, я уже не помню, какое именно произведение Айтматова прочла первым. Но я помню свои впечатления, когда посмотрела фильм «Первый учитель». Тогда у меня и зародился большой интерес понять писателя и разобраться в его мире.
- Были ли у Вас какие-то противоречия с мнением автора? Может быть Вы были не согласны ним?
- Я начала читать его произведения рано. Надо было немножко повзрослеть, чтобы понять, всю серьезность проблем, которые кроятся в произведениях Айтматова. Но несогласий и противоречий не было, я, наверное, просто понимала, что не доросла до каких-то его мыслей.
- Как в Беларуси относятся подростки к литературе Айтматова? Они довольно сложные для подросткового восприятия.
- Да, они сложные, вот я себя и вспоминаю. Мне кажется, что можно какие-то произведения вычленить, а некоторые порекомендовать прочитать раньше. Наверное, к этому вопросу должны подходить специалисты в области социологии, культурологии или исследователи литературы, потому что им понятнее – они знают полностью творчество автора. Они должны понимать, какая из книг будет доступна пониманию молодому читателю. Ведь как оно бывает – прививка одной книгой, и ты ее полюбил. А может быть и наоборот. Поэтому нужно рекомендовать правильно, и ориентироваться не на свой вкус – зрелого человека, а именно на подростка. А подростки – они не маленькие и взрослеют гораздо быстрее, чем мы думаем, но все равно им нужен правильный вектор.
- Кто ваш любимый литературный персонаж из произведений Айтматова?
- У меня остались сильные впечатления от «Первого учителя», а точнее от образа главной героини. Я прочитала книгу, когда была юна. Что-то было мне, конечно же, непонятно, все-таки у нас разные культуры.
- А представляли ли вы продолжение истории?
- Да, конечно, идеи были, но я их уже не помню. Любая сильная книга, которую ты полностью проживаешь, воспринимаешь как свою и погружаешься в нее, то она не отпускает от впечатлений несколько дней. Так, ты начинаешь описывать «сказку» сам. Ты можешь ее переписать, не соглашаться с автором, желать другой концовки. Мне сложно сказать, как я продолжила эту историю, но могу сказать точно, что впечатления от нее были достаточно сильные.
Беседовала Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий