Кыргызстан и Таджикистан разделены 970-километровой границей. К сегодняшнему дню согласовано 519 километров. Спорными участками границы остаются граничащие с Таджикистаном участки в Лейлекском и Баткенском районах Кыргызстана. Из-за нерешенности вопроса границ на указанных участках зачастую происходят конфликты. А это становится проблемой для жителей приграничных территорий и двух стран.
Политический обозреватель, журналист международник из Таджикистана Негматулло Мирсаидов поделился собственным мнением относительно данного вопроса. В частности, Мирсаидов задается вопросом о том, почему опыт решения приграничных проблем между Таджикистаном и Узбекистаном не используется в решении приграничных вопросов между Кыргызстаном и Таджикистаном?
Так, по его словам, потребовалось менее трех лет, чтобы Таджикистан и Узбекистан не только восстановили дружественные, доверительные межгосударственные и добрососедские отношения, но и решили практически весь спектр сложных проблем на границе двух государств, которые возникли между двумя бывшими республиками СССР в период правления Узбекистаном Ислама Каримова. «Бесспорно, главным завоеванием была отмена визового режима между двумя странами, разделившего два родственных народа на целых 17 лет. Восстановились экономические отношения, которые развиваются сегодня успешно во благо двух народов, открылись все существовавшие контрольно-пропускные пункты, воссоединившие семьи, родственников, соседей, очищены приграничные территории от противопехотных мин, на которых случайно подрывались животноводы, дровосеки», - делится обозреватель из Таджикистана.
Он также напомнил, что Таджикистан и Узбекистан решили даже сложные вопросы о спорных территориях. «Стороны 20 лет не могли договориться о статусе Фархадской ГЭС и расположенного рядом с ней таджикского населенного пункта с узбекским населением. Нашли взаимоприемлемое решение - территория таджикская, ГЭС узбекская. Население, имеющее гражданство Узбекистана, может беспрепятственно передвигаться через линию границы и работать на узбекских предприятиях. Разумеется, есть еще территории, по которым предстоит договариваться, но главное, все эти вопросы решаются за переговорным столом. И остроты никакой нет, поскольку и таджики, и узбеки могут свободно передвигаться через границу. Даже плата за переезд легкового транспортного средства стала ныне чисто символической, и не ложится на плечи граждан двух государств каким-то тяжелым бременем», - говорит журналист из соседнего государства.
Но Мирсаидов с сожалением отмечает, что на фоне сформировавшейся такой благоприятной ситуации, как в межгосударственных, так и межэтнических отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном в последние годы возрастает напряжение в отношениях Таджикистана и Кыргызстана. Хоть и есть определенное взаимопонимание между высшим руководством двух стран, говорит обозреватель, но возникающие на границе по разным причинам конфликты каждый раз становятся причиной сомнений в истинности заверений чиновников. «В последние годы значительно осложнилось передвижение граждан в приграничных территориях, закрылись двери рынков друг для друга, обостряются водные проблемы. Все хочется спросить у политиков как в нашей стране, так и в Кыргызстане, почему нельзя подходить к решению приграничного вопроса между двумя странами так, как с Узбекистаном?», - задается вопросом обозреватель из соседнего государства.
По словам Мирсаидова, в Таджикистане все время сетуют на то, что в Кыргызстане частая смена власти. А этом по его наблюдениям, приводит к частой смене состава Межправительственной Комиссии по демаркации и делимитации. «Многие кыргызские чиновники используют приграничную проблематику в политической борьбе, которая дестабилизирует постоянно политическую ситуацию. Возможно, у кыргызской стороны есть свои претензии к таджикской стороне. А простой народ придерживается мнения, что основной причиной эскалации напряженности является растущее число военных с двух сторон, которые порой неоправданно вмешиваются в гражданские вопросы», - подчеркивает он.
Мирсаидов выразил надежду на то, что новые выборы президента и парламента в Кыргызстане создадут условия для формирования стабильной власти в «соседней стране, выведут на политическую арену людей с новым подходом и мышлением, которые смогут воссоединить оборвавшиеся узы дружбы и сотрудничества и между кыргызским и таджикским народами».
Действительно, вопрос демаркации и делимитации границ с Таджикистаном остается острым для Кыргызстана на протяжении последних десятилетий. Как верно было замечено журналистом из Таджикистана, частая смена Кабмина приводит к частой смене людей, ведущих переговоры по вопросам границы, а также к затягиванию этого вопроса. Тем не менее, власти двух стран и жители двух государств, особенно приграничных районов, хотят, чтобы вопросы границ решились как можно быстрее, учитывая интересы двух сторон.
Стоит напомнить, что 19 ноября 2020 года, состоялась встреча министров иностранных дел Кыргызстана и Таджикистана Руслана Казакбаева и Сироджиддина Мухриддина. Основной темой встречи двух высокопоставленных чиновников стал вопрос границы, по которому было предложено создать совместные предприятия в приграничных районах. Данное решение несомненно направлено на укрепление и развитие не только двусторонних отношений государств, но и еще большего углубления дружественных отношений жителей приграничных районов Кыргызстана и Таджикистана. Об этом свидетельствует сообщение МИД КР, в котором было сказано, что «по предложению Казакбаева министры достигли договоренности в проработке вопроса создания делового совета Кыргызстана и Таджикистана, а также совместных предприятий на территориях приграничных районов».
Еще одним свидетельством приверженности двух стран в укреплении дружбы и добрососедства является тот факт, что в ходе встречи двух глав МИД особо была подчеркнута важность продолжения встреч рабочих групп правительственных делегаций Кыргызстана и Таджикистана в целях ускорения процесса делимитации кыргызско-таджикской границы на регулярной и постоянной основе. «Отмечена необходимость обеспечения стабильности в приграничных районах, а также урегулирования приграничных вопросов исключительно мирным путем и подписанием двусторонних документов по мерам доверия», - отмечается в сообщении МИД КР по результатам встреч глав ведомств двух стран.
Поэтому учитывая имеющийся положительный опыт Кыргызстана и Таджикистана в решении вопросов границ с Узбекистаном, есть надежда, что этот опыт окажется полезным в решении вопросов гарниц между соседними государствами.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий