Парижский арбитраж на днях вынес решение о том, что Кыргызская Республика должна выплатить 24 млн. долларов компании Stans Energy Corp.
В 2009 году компания получила лицензии на месторождения Куттесай 2 и Калесай.
В 2013-2014 годах были приняты решения об отзыве лицензий.
С 2014 по 2019 шли судебные разбирательства. Например, в 2014 Московский арбитраж принял решение о присуждении 118 млн. долларов компании Stans Energy Corp., но в 2015 году Московский арбитраж отменяет свое решение. Компания дошла до Верховного Суда РФ, но все инстанции, включая Верховный суд РФ, поддержали решение арбитража в пользу КР.
Так же компания вела работу в судах Канады. В 2014 году Суд Онтарио наложил арест на акции Центерры Голд, принадлежащие КР, но в 2015 году по результатам апелляции данное решение было отменено и окончательно закреплено решением Верховного Суда Канады в 2017 году.
Правительство КР настаивает на том, что продолжить судебные тяжбы, и указывает на факт, что лицензии были приобретены коррупционным путем. Во многом полагаясь на решения российских и канадских судов, можно и дальше вести тяжбы.
Решения в Канаде и России, так или иначе, были приняты в пользу Кыргызстана. Тем самым необходимо и дальше продолжать борьбу. В первую очередь, необходимо доказать, что инвесторы могли быть в курсе в изначальной коррупционной составляющей. Дальнейшая борьба будет воздействовать негативно на репутацию Stan Energy Corp. Также необходимо проинформировать все страны, где действует данная компания, и выразить опасение о возможных аналогичных действий в других странах.
Подобных ситуаций может возникнут не одна и не две. Нужно понимать, что все серьезные инвесторы следят за развитием событий. И даже если мы не выплачиваем сумму 24 млн. долларов, то надо четко и открыто показать через СМИ за что конкретно мы должны платить, а за что нет. Это позволит нам четко понять над чем работать в дальнейшем и что может быть признано виной правительства, несмотря на аргументы о коррумпированности чиновников в конкретных государственных органах.
Более того, в СМИ пишут то о 6% суммы, то о 24 млн.. Но 24 млн. это сумма из 6% от 304 миллионного иска (18,2 млн.), 2/3 судебных расходов (более 4 млн. долларов) - и процентов от суммы 18 млн. начисленные с 2015 года.
Если мы говорим, что мы не признаем действий наших же бывших чиновников по причине их коррумпированности, то чем это может обернутся для страны с точки зрения инвестиционной привлекательности страны? Придет ли к нам инвестор, зная, что спустя какое-то время решение о выдаче лицензий и подписание иных документов может быть признано коррупционными действиями?
Если мы говорим о том, что коррупционные действия чиновников приводят к незаконных выдачам лицензий и других действиям не стоит ли предусмотреть солидарную ответственность чиновников? Причем это не должно быть связано с возможными исками инвесторов. В основу подсчета ущерба должен быть положен совокупный ущерб государства от действий чиновников. Чиновник, замешанный в коррупции, должен быть не только лишен свободы, попасть под запрет занятие государственной или муниципальной должности, но и возместить ущерб перед государством. Опыт России и Казахстана в этом плане очень показателен - штраф за ущерб от коррупционных действий заменяет тюремное заключение, но он в разы больше ущерба. Может и нам пора перейти к наказанию рублем, так сказать? Так как в любой коррупционной деятельности замешаны несколько чиновников, то суммы взысканные с чиновников, тоже могут быть немалыми. Так как коррупционные преступления не имеют сроки давности, то можно будет провести аудит и предъявить обвинения многим недобросовестным чиновникам. Это, в свою очередь, даст четкий сигнал честным и серьезным инвесторам.
Хотелось бы обратить внимание, что согласно данным сайта компании Stans Energy Corp. директором компании Stans energy KG является Геннадий Савченко, который в 2000-2002 годах занимал должность заместителя главы департамента геологии и инвестиций в Агентстве геологии и минеральных ресурсов. Так же хотелось бы напомнить, что Геннадий Савченко и Stans Energy учредили ОсОО "Kutisay Mining" (Кутисай Майнинг). Директором ОсОО, по данным из открытых источников, является Султанидинов Узакбек Сайнидинович, бывший помощник одного из вице-премьер- министров в кабинете Бабанова.
Вопрос стоит в том, что очень часто менеджмент компаний состоит из самых опытных и знающих бывших сотрудников профильных ведомств, которые переигрывают своих визави – текущих сотрудников министерств и ведомств.
Нужно так же ставить вопрос о защите данных. Многие данные являются открытыми или практически свободно присваиваются сотрудниками, которые в дальнейшем устраиваются на работу в частные компании. Многие не имеют корпоративной защищенной почты и хранят данные на личных почтовых ящиках.
Резюмируя можно выделить следующее:
Нужно продолжать борьбу, так как решение судов в Канаде и России было в пользу Кыргызстана.
Надо четко и постатейно разъяснить общественности из чего вытекает сумма 24 млн. долларов.
Нужно ужесточить наказание чиновников из расчета ущерба государству, включая суммы по решениям судов. Это не определяющий фактор, главный момент - ущерб государству.
Отвечают все служащие, так или замешанные в конкретную коррупционную деятельность.
Нужно работать над защитой данных и нужно работать с кадрами, не допуская ситуаций, что в частных компаниях работают лучшие бывшие сотрудники министерств, которые обладают самыми актуальными данными и используют опыт и связи коррупционной деятельности. Тогда можно говорить, что инвестиционный климат в Кыргызстане будет оздоравливаться, но и инвесторы будут знать, что мошенничество и жульничество в сговоре с недобросовестными представителями государственных органов тоже не останется безнаказанным. В конце концов, если есть вина некоторых уже арестованных и задержанных руководителей, то их конфискацию можно сделать адресной. То есть, например, если будет доказана вина того же Зилалиева и его бывшего хозяина, то почему бы и не компенсировать часть тех же издержек адвокатов, которые представляют интересы Кыргызской Республики? Это было бы справедливо, а наказание было эффективным и адресным.
Алибек Мукамбаев
политолог, независимый обозреватель
Комментарии
Оставить комментарий