За последние 10 лет индустрия эстетической медицины в Кыргызстане развивалась ускоренными темпами, и на сегодня, как оценивают ее специалисты и заинтересованные лица, она достигла больших результатов, нежели в соседнем Казахстане. Как развивалась данная сфера и какие у нее есть перспективы в интервью агентству «Кабар» рассказал пластический хирург с многолетним стажем Жалиль Акунов.
- Жалиль Иманкулович, расскажите, как вообще зародилась пластическая хирургия в Кыргызстане?
- Пластическая хирургия в стране зародилась лет 25-30 назад. Уже тогда в Кыргызстане проводились пластические операции на профессиональном уровне специалистами, которые, впрочем, и стали нашими учителями. В 90-х годах они начали практиковать уже и эстетическую хирургию в отделении по реконструкции послеожоговых и постонкологических дефектов.
- Как вы сами пришли в эту сферу?
- Всё началось еще в школе: в старших классах открылся спецкласс по химии, и это меня заинтересовало. Я увлекся химией, затем после окончания школы я поступил в Медакадемию. Вначале я даже не подозревал, что я стану пластическим хирургом. Я думал, что стану дерматологом или буду заниматься ожогами. Потом появилось желание заниматься микрохирургией глаза, но ситуация изменилась так, что я поступил в ординатуру в отделение сосудистой хирургии, и там появилась такая перспектива продолжить деятельность в пластической микрохирургии и хирургии кисти. Это, можно сказать, немного меньший масштаб, но там тоже имеется микроскопическая работа на сосудах. Вот я начал работать там в 2004 году и проработал 13 лет. По ходу деятельности мы занимались еще эстетической хирургией. Со временем обстоятельства сложились так, что, отдав 13 лет экстренной хирургии, я постепенно перешел в эстетику.
- То есть ваша образовательная и профессиональная база сложились в Кыргызстане, а не где-то за границей?
- Да, все верно.
- Как вы оцениваете уровень пластической хирургии в Кыргызстане?
- Школа пластической хирургии у нас на должном уровне. Об этом свидетельствует то, что наших профессоров часто приглашали и приглашают на всемирные конгрессы. К примеру, профессор Мырзабек Матеев неоднократно даже председательствовал на таких мероприятиях. Все молодые специалисты являются его учениками, и некий бум в пластической хирургии мы наблюдаем в последние пять лет: в Кыргызстане начала развиваться частная пластическая хирургия, открывается много частных клиник, и представители уже молодого поколения специалистов сейчас работают самостоятельно в этой сфере.
- Если раньше к специалистам пластической хирургии обращались для устранения неких дефектов, то сейчас по каким вопросам больше обращаются?
- Сейчас мы в основном занимаемся эстетикой и пластикой. Лет 20 назад такие операции считались очень дорогими и позволить их себе могли лишь единицы. Сейчас у населения появилось больше возможностей и в финансовом, и в практическом планах. Большую роль в этом играет спрос, потому что с развитием уровня жизни появляется потребность в этом и увеличивается спрос.
- Кто к вам больше обращается - женщины или мужчины?
- В основном, конечно же, женщины. Это естественно, что девушки и женщины хотят быть молодыми и красивыми, не хотят стареть, поэтому чаще всего приходят они. Мужчины тоже обращаются, но если сказать в процентном соотношении, то на них приходится лишь пять процентов.
- Каких возрастов ваши пациенты?
- Учитывая то, что у нас страна азиатская, к нам больше приходят пациентки молодого возраста с желаниями изменить форму глаз. Блефаропластика на сегодня считается самой востребованной операцией. Она и по цене относительно недорогая, и операция занимает немного времени, да и к тому же реабилитация занимает не такой уж большой период.
К нам обращаются и местные девушки, и девушки из Казахстана часто приезжают. Они хотят, чтобы их веки походили на европейские. Поэтому подавляющий процент пациентов - 60-80% от общего числа – это женщины в молодом возрасте. Статистику никто не вел. Некоторые не хотят, чтобы это как-то раскрывалось. Но, как мне кажется, эта тема стала бы отличным предметом для исследования.
Мужчины обращаются реже, но уже в зрелом возрасте. В основном они приходят с просьбой устранить какие-то посттравматические дефекты: кривой нос, деформация ушных раковин и прочее.
- Можете назвать пять самых популярных операций, которые вы проделываете в клинике?
- На первом месте, безусловно, блефаропластика. На нее можно сказать приходится процентов 80 из всех операций. Далее идет отопластика – операция на исправление ушных раковин, и операция по исправлению формы носа. Потом можно определить операцию по удалению комков Биша – удаление жировых комков, расположенных ниже скул. Ну и пятое - маммопластика, на нее тоже увеличивается спрос.
- С какого возраста пациент допускается к пластической операции?
- Пластическую операцию можно проводить с 15-16 лет, но не раньше. До 18 лет это возможно с разрешения родителей. Они должны предоставить письменное согласие. После 18 лет операция проводится уже по личному желанию и согласию.
- Сейчас, как вы сами отметили, открываются много частных клиник. Как при этом не стать жертвой пластической хирургии?
- Пациенты, которые сделали себе пластическую операцию, сами на разных форумах, в социальных сетях составляют некий рейтинг, оставляя там свои комментарии и отзывы. Также стоит обращать внимание на рекламу клиники, и что говорит еще сарафанное радио. Все это формирует репутацию каждой клиники и репутацию непосредственно самого доктора.
- Надо ли требовать сертификаты у доктора перед тем, как дать согласие на операцию?
- Да. У врача должен быть сертификат. Пациент вправе его потребовать. Конечно, обычный обыватель не сможет проверить качество медикаментов и прочих предметов. Но если все же окажется так, что доктор использовал продукцию плохого качества, то это в любом случае скажется на здоровье пациента. Поэтому никто в нашем деле не хотел бы, чтобы в его деятельности были какие-либо негативные последствия и осложнения.
- Замечали ли вы, как из года в год менялось отношение людей к пластической хирургии?
- Лет 10-15 назад отношение к пластической хирургии у нашего общества было немного настороженное. Но до сих пор существует у некоторых предвзятое отношение к этому, к примеру, по религиозным соображениям. Люди верующие критически относятся к этим вопросам. Но если брать светскую часть общества, то здесь наблюдается повышение интереса. Раньше вопрос в проведении подобных операций больше опирался на возможности, для многих это было недостижимым. Сейчас относительно тех времен отношение чуть проще. Появилась возможность и в финансовом, и в практическом плане.
- Можно ли сказать, что в скором времени пластическая хирургия и в Кыргызстане обретет массовость?
- Я думаю, что в течение 10 лет это возможно и даже неминуемо. Сегодня очень много людей, желающих в себе что-то изменить. И я думаю, что нашу страну данная тенденция не обойдет стороной.
- Что нужно развивать в Кыргызстане, чтобы эта сфера деятельности развивалась на уровне и была прибыльной?
- Естественно, здесь необходима частная практика, что рождает конкуренцию. Клиники будут стараться конкурировать друг с другом и таким образом развиваться. Конкуренция приведет к развитию, клиники будут следить друг за другом, смотреть, где что нового появилось.
- Много ли приезжают людей из других стран для проведения пластических операций в Кыргызстане?
- Очень много приезжают из Казахстана. Может быть, даже половина наших пациентов оттуда.
- Это связано с лояльными ценами или качеством работы кыргызстанских хирургов?
- Они сами отмечают, что у нас лучше оперируют и цены более демократичные. Наши хирурги в какой-то мере в части пластической хирургии больше преуспели, чем в соседних странах.
- Как вы сами относитесь к пластической хирургии?
- Мне кажется, не нужно относиться к пластической хирургии негативно. Мы даем возможность человеку измениться и почувствовать себя более уверенно. Допустим, пациентке не нравятся ее глаза. Мы оперируем ее, пациентка восстанавливается, и она в буквальном смысле преображается. У нее повышается самооценка, а вместе с тем и качество жизни: человек чувствует себя увереннее в обществе, среди родственников, среди друзей. Многие пациенты к нам приходят с благодарностью, пишут, я чувствую, что наша работа приносит им пользу, меняя их жизнь в лучшую сторону. Молодые девчата после операции очень скоро выходят замуж.
- А были ли случаи, когда после операции жизнь одного из пациентов кардинально изменилась, и они к вам приходили с чувством благодарности?
- Здесь надо понимать, что зачастую наши пациенты, конечно же, не бегут к нам сразу, чтобы рассказать о переменах в их жизни, это же все-таки очень лично. Но все же были случаи, о которых нам стало известно. Как я уже говорил, некоторые девушки вскоре выходили замуж. А был случай, когда уже замужняя девушка после блефаропластики настолько преобразилась, что ее муж, который уже просто перестал ее замечать, будто влюбился заново и изменил к ней свое отношение в лучшую сторону. В ее жизни многое поменялось: помимо отношения мужа изменилось также отношение его родственников к ней, она стала увереннее в себе, устроилась на работу и стала по-настоящему счастливой. А мы, врачи, в свою очередь рады, что наш труд делает кого-то счастливым или приближает к его мечте.
Беседовала Нуркыз Сабырова
Комментарии
Айгуль 4 years ago
Саламатсынарбы .мен кичинекей кезимде куйуп калгам Эми ошол шрамдарымды кетире алсак болобу
Ответить
Жакшылык (г Балыкчы) 5 years ago
Саламатсызбы , мен козумду чонойткум келет, жашым 17 де, баасы канча болот?
Ответить
Оставить комментарий