Жогорку Кенеш одобрил соглашения между правительствами Кыргызстана, Китая и Узбекистана о сотрудничестве в совместном продвижении проекта трансконтинентальной железной дороги. Вопрос ратификации этого документа был напрямую связан с началом строительства магистрали. Запустить его планируют уже в августе, об этом на днях заявил председатель кабинета министров Акылбек Жапаров. Парламент достаточно оперативно и конструктивно утвердил документ, понимая значимость этого момента для экономики и будущего страны.
Сейчас создается трёхсторонняя проектная компания, которая и будет главным оператором проекта. На строительство железной дороги требуется $ 4,7 млрд. Чуть больше половины суммы, $ 2,35 млрд, консорциум получит в виде кредита из Китая, по 700 миллионов долларов США должны вложить Кыргызстан и Узбекистан. Соответственно этим вкладом в общее дело и будут распределены доли участников в проекте – «Китайские железные дороги» - 51%, «Кыргыз темир жолу» и «Узбекистон темир йуллари» будут иметь по - 24,5%.
Длина участка железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, проходящей по территории нашей страны, составит 311,76 км. Вдоль магистрали, которая пройдет по маршруту Торугарт-Макмал-Джалал-Абад планируется строительство 18 железнодорожных станций. С учетом очень сложного горного рельефа местности, потребуется возведение 81 моста общей длиной 26,1 км и бурение 41 тоннеля протяженностью более 120 км.
Напомним, трёхстороннее соглашение о сотрудничестве и совместном продвижении проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан было подписано в Пекине 6-го июня. Уже тогда стало понятно, что на политическом уровне согласованы и уточнены все детали, выработана схема финансирования и проект переходит в плоскость практической реализации.
К участникам официальной церемонии, проходившей в столице КНР, по видеосвязи обратился президент Кыргызстана Садыр Жапаров. «Данный проект станет важной составляющей известной инициативы «Один пояс – один путь». Приятно отметить, что железная дорога соединит Китай и страны Центральной Азии и далее откроет новые маршруты перевозок до стран Европы и Персидского залива. И, несомненно, окажет всестороннее позитивное влияние на торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами», - подчеркнул глава государства.
Садыр Жапаров акцентировал внимание на том, что все принципиальные решения по проекту и полное взаимопонимание о необходимости его скорейшей реализации было достигнуто в ходе личных встреч с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином во время официального визита в Пекин в мае прошлого года.
«Итоги встречи стали знаковыми, что дало нам возможность существенно продвинуть реализацию этого проекта.
Так, совместными усилиями трех сторон к середине 2023 года была завершена разработка полноценного технико-экономического обоснования проекта. В последующем было достигнуто общее понимание о механизме реализации проекта путем создания совместного предприятия со стороны государственных железнодорожных предприятий наших стран», - сказал президент Кыргызстана.
Глава республики назвал проект ключевым континентальным мостом на Евразийском пространстве, который принесет значительную пользу нашим народам. В экспертных кругах ожидают, что непосредственно строительство железной дороги начнется в течении ближайших трех-четырех месяцев.
Политолог Марс Сариев назвал это событие историческим, меняющим геополитический расклад не только в Центральной Азии, но и оказывающим огромное влияние на экономические и политические процессы на всем Евразийском континенте. «Подписание трехстороннего соглашения между министерствами транспорта Кыргызстана, Узбекистана и Китая – это знаковый момент. Новый этап реализации крупного транспортно-логистического проекта. Открытие этого коридора позволит соединить по кратчайшему пути Юго-Восточную Азию и Европу. Кроме того, этот маршрут откроет странам, находящимся в центре материка, удобные выходы к крупным морским портам. Транспортный каркас Евразии становится достаточно диверсифицированным для значительного увеличения объемов взаимной торговли и создает почву для серьезного промышленного развития.
Строительство этой железной дороги принесет стабильность и процветание многим странам, и в первую очередь тем, кто прокладывает этот путь. Кроме доходов от транзита Кыргызстан получает и другие выгоды. Можно ожидать мультипликативного эффекта, во всех сферах экономики – от строительства до сельского хозяйства. Еще раз подчеркну, этот проект принципиально меняет ситуацию во всем регионе, способствуя миру и развитию», - говорит Марс Сариев.
Открыв дорогу через Узбекистан и Туркменистан на Каспий, Кыргызстан получает удобный выход к портам Персидского залива и в страны Европы. В восточном направлении нам и нашим партнерам открываются огромные рынки Китая и Юго-Восточной Азии, запускаются механизмы мощного локомотива экономик, который потянет за собой все смежные отрасли.
Доктор экономических наук, профессор Международного университета Кыргызской республики Толонбек Абдыров в интервью ИА «Кабар» рассказал о преимуществах и перспективах, которые открываются перед нашей страной для раскрытия потенциала отечественного бизнеса и развития международной торговли.
«До сих пор мы нигде не были представлены, как участники глобальных цепочек поставок. Мы не имеем выхода к большим магистралям и морю. С точки зрения вовлечения в эти процессы глобальной торговли, железная дорога имеет огромное значение. Мы интегрируемся в новый формат экономического развития.
Даже, если просто посмотреть на цифры, можно понять, насколько для нас это важно и выгодно. Пропускная способность железной дороги, в зависимости от загрузки, будет составлять от 7,5 млн тонн до 13 млн тонн в год. Только за транзит грузов в бюджет Кыргызстана будет поступать порядка 200 млн долларов США.
При этом вовлечение нас в цепочки поставок откроет возможности для отечественного бизнеса развивать экспортный потенциал. Это тоже принесет стране и населению серьезные доходы. На территории Кыргызстана будут создаваться логистические центры и предприятия. Это привлечет в нашу экономику значительные инвестиции», — отмечает Толонбек Абдыров.
Строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан открывает новый исторический период регионального сотрудничества и развития. Реализация этого проекта означает переход на качественно новый уровень многопланового взаимодействия.
Центральная Азия, до сих пор находившаяся в транспортном тупике, теперь трансформируется в глобальный транзитный центр, соединяющий Север и Юг, Восток и Запад Евразийского континента. По сути, речь идет о возрождении Великого Шёлкового пути, только теперь, вместо караванов, по нему начнут курсировать грузовые составы. При этом транспортные коридоры будут диверсифицированы и удобны для перемещения больших объемов транзитных товаров.
ИАЦ Кабар Кирилл Степанюк
Комментарии
Оставить комментарий