Президент КР подписал Указ «О неотложных мерах по развитию сферы здравоохранения и улучшению качества жизни и здоровья населения в КР». По данным отдела информационной политика аппарата президента, Указ направлен на совершенствование деятельности организаций здравоохранения в вопросах охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, повышения качества и доступности медицинских услуг, оказываемых гражданам и юридическим лицам, улучшения материально-технического обеспечения, управления кадровыми ресурсами и дальнейшего внедрения цифровых технологий в систему здравоохранения.
Профессор, Академик российской академии Естествознания, заслуженный деятель науки Кыргызстана, Лауреат государственной премии КР в области науки и техники Омор Касымов поделился с агентством «Кабар» своими мыслями об этом Указе.
Так, по словам Касымова, Указ президента показывает, что он ставит вопросы системы здравоохранения и улучшения качества жизни и здоровья населения в приоритеты своей ближайшей деятельности.
«Из многих Указов это один из основополагающих, дающий возможность надеяться нашему населению на то, что глава государства будет держать данные вопросы под личным контролем. Это в свою очередь позволяет надеется на успешную реализацию самого Указа», - говорит профессор.
По словам заслуженного деятеля науки Кыргызстана, 18 пунктов Указа он бы разделил на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные перспективы реализации Указа.
Говоря о вакцинации населения КР, связанной с пандемией, Касымов отмечает, что это понятный пункт и его надо исполнять. «Но я бы тоже обратил внимание на то, что помимо этого можно было бы предусмотреть такие остросоциальные проблемы как вакцинация против гепатита, вируса папилломы человека, пневмококковая вакцинация пожилых людей, которые имели бы больший эффект на улучшение качества здоровье населения и уменьшение нагрузки на систему здравоохранения. И если мы своевременно будем проводить такие профилактические мероприятия, то эффект будет выше», - считает профессор.
Академик российской академии Естествознания отмечает, что красной нитью по всему Указу идет вопрос о цифровизации системы здравоохранения, об осуществлении быстрых подходов инновационно-информационных технологий и ее внедрения в систему здравоохранения. «Начиная от учета и до оказания высокотехнологических медицинской помощи населению страны», - указывает Касымов, отметив необходимость разработки правительством дополнительных программ, где четко указывались бы источники финансирования, а также за счет чего будет это проводится, где и когда. «Все должно будет расписано поэтапно, как по нотам. Для первичного звена то, какие системы цифровизации и что должно быть там. Хотя бы минимальные материально-технические показатели оснащенности. Второе – внедрение на втором уровне квалифицированной помощи населению, чем должны быть оснащены стационары. Не надо забывать, что 80% оказания врачебных и медицинских услуг должны быть на уровне первичной медико-санитарной помощи. И здесь, когда пишется вопрос о модернизации, возможно необходимо создать экспертную группу, которая внимательно изучила бы и внесла бы соответствующие предложения для реализации данного вопроса», - подчеркивает профессор.
Касымов обратил внимание и на то, что многие вопросы, обозначенные в Указе освещены таким образом, что они подразумевают мультидисциплинарную и межведомственную реализацию. Как пример он приводит вопрос улучшения качества окружающей среды и эпиднадзора за инфекционными и неинфекционными заболеваниями. «Соответственно Минздрав и Минсоцобеспечения в таком узком плане не справятся с этой задачей. Другие министерства и ведомства должны непосредственно подключится к реализации данной программы», - говорит он.
По словам профессора у поставленной архиважной задачи есть свои плюсы и минусы. Во-первых, говорит он, необходимо воспитать население, субъекты промышленности, сельского хозяйства и т.д., чтобы они не загрязняли окружающую среду. Второе, как указывает академик, это все, что влияет на состояние здоровья и вопросы оказания профилактических мероприятий. «Основой должны стать профилактические мероприятия», - подчеркивает Касымов.
Другим важным моментом в Указе, по мнению профессора является пункт, посвященный медицине катастроф. «Что-то делается уже и для нашей страны это важно, поскольку мы живем в зоне 9-бальных возможных землетрясений, оползней и т.д. где мы должны осуществлять быстрое реагирование. Также нужно помнить, что мы находимся в зоне природного очага особо опасных инфекций - 2013 год показал нам случаи заражения местного населения, и подобные вещи будут происходить чаще и будут серьезнее по своей опасности, чем covid, если мы не будем профилактировать и предупреждать такие явления», - считает профессор.
Заслуженный деятель науки Кыргызстана добавил, что Указ своевременный и вызывает надежду то, что сам глава страны явился инициатором многих пунктов реализации. Он также считает, что нужны конкретные, ясные, понятные проекты реализации Указа, как и ясные источники финансирования. «Естественно нельзя забывать о большой составляющей кадровой политики, где должны быть взаимоувязаны системы преференций для врачей, не механическое поднятие заработной платы, а ее увязка с конечными результатами деятельности на том или ином участке. Это нужно для того, чтобы медик ясно понимал, что за определенную работу он будет получать определенную заработную плату. И надо привязать, чтобы за человеком шли финансы, а врач использовал эти средства, и в результате они смогут научится правильно использовать эти средства в той системе и обеспечивать врачей достойной заработной платой, особенного первичного звена, ФАПов, ГСВ и так далее», - делится собеседник.
Касымов особо подчеркнул, что реформа, которая в настоящее время механически закладывается руководством в систему здравоохранения нуждается в глубоком обдумывании. Поэтому, говорит профессор, необходимо поступать как сказал наш президент: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Другой пункт, выделенный профессором, касается государственного распределения врачей высшего и среднего звена. «Государство должно распределять кто куда пойдет работать и для них должны быть расписаны госгарантии по ипотечному кредитованию жилья и тому подобное. Ни в коем случае нельзя пускать данный вопрос на самотек поскольку мы и мир уже находимся в других условиях. Пандемия также показала и то, что для обеспечения национальной безопасности страны государство должно регулировать обеспечение кадровым потенциалом систему здравоохранения КР. Независимо от формы собственности», - сказал он.
В завершении беседы Касымов сказал, что руководству государства уже сообщалось о том, что для реализации всех этих задач необходимо создать Национальный институт общественного здоровья на базе Научно-производственного объединения "Профилактическая медицина", образованной еще в 1938 году. «Советская власть уже в те годы понимала, что надо уделять пристальное внимание общественному здоровью и профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. И образование этого института позволило в разы ликвидировать различные инфекционные болезни на территории нашей страны. Если не уделять внимание этому вопросу, то некому будет руководить вопросами профилактики в системе здравоохранения. Должно быть головное учреждение, которое будет научно и практически все мероприятия и предлагать системе здравоохранения», - заключил Омор Касымов.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий