Назира Курбанова. О религиозной ситуации в Кыргызстане

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

По данным многих экспертов не только отечественных, но и зарубежных, в Кыргызской Республике сложилась благоприятная ситуация в религиозной сфере. Причиной тому является обеспечение правовых условий органами государственной власти еще на заре становления суверенного Кыргызстана, создание прочной основы прав человека, свободы совести и вероисповедания, основанной на международных обязательствах.

Вышеотмеченное, в свою очередь, способствовало полноценному развитию религиозной жизни населения страны, что в конечном итоге привело к возникновению поликонфессионального общества. В результате на смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространения своей веры.

Однако, механическая замена тоталитарно-атеистической модели на либеральную в государственно-религиозных отношениях, без учета общественно-политических и социально-культурных реалий, породило некоторые проблемы и вызовы, несущие угрозы безопасности государства. В связи с чем, в 2014 г. Совет обороны как главный орган, осуществляющий проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности отметил, что «недостаточное внимание к религиозной ситуации в стране может привести к негативным последствиям в виде конфликтов, межрелигиозных столкновений и угрозе раскола государства». Тем самым, государство предусмотрело переход к иной модели государственно-религиозных взаимоотношений в соответствии с новой Концепцией государственной политики в религиозной сфере КР на 2014-2020 гг. Так началось реформирование государственной политики в религиозной сфере, в рамках которой был проведен функциональный анализ деятельности всех органов власти, занимающихся вопросами религии: Государственного комитета национальной безопасности КР, Министерства внутренних дел КР, Государственной комиссии по делам религий КР; а также деятельности Духовного управления мусульман Кыргызстана. По итогам проведенных мероприятий были разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты.

Выбор стратегических приоритетов государственной политики в религиозной политике были определены из анализа ситуации, для решения сложившихся здесь многочисленных проблем. В настоящее время находится в процессе реализации системный «План действий государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2015-2020 гг.».

В 2014 г. государством был создан Фонд развития духовной культуры «Ыйман», который активно занимается развитием духовной и религиозной культуры, поддерживает инициативы, направленные на повышение духовного и интеллектуального потенциала граждан, оказывает содействие государству и гражданскому обществу в укреплении межконфессионального согласия и веротерпимости.

Создан и функционирует Государственно-конфессиональный совет с целью гармонизации взаимодействия государственных органов с религиозными организациями и мониторинга их деятельности в вопросах оптимизации системы учетной регистрации и перерегистрации религиозных организаций, объектов, учебных заведений и миссионеров. Совершенствуется система и формат предоставления информации о деятельности религиозных организаций.

Находится в процессе создания система мониторинга деятельности религиозных организаций и их представителей со стороны государственных органов. Разработана Концепция реформирования религиозного и религиоведческого образования, в соответствии с которой ведется пилотирование многоступенчатой системы подготовки теологов в КГУ им. И.Арабаева. Впервые в истории Кыргызстана в этом году появился Кыргызский государственный исламский университет, обладающий государственной лицензией, дипломы которых теперь будут признаваться государством.

Подготовлена инструкция «О вероисповедных кладбищах» - захоронения жителей местности в соответствии с их конфессиональной принадлежностью, с целью предупреждения конфликтов.

В настоящее время все исламские организации, центры, фонды и благотворительные организации функционируют под началом Духовного управления мусульман Кыргызстана, кроме неформальных исламских организаций и движений.

Согласно новому Уставу (2014) ДУМК работает не только за обеспечение религиозных и духовных потребностей и требований мусульман, проживающих в КР, распространение ислама и исполнение норм шариата, но и сохранение мира и согласия в обществе, засоблюдение интересов нашей республики и укрепление государственности.

Вместе с тем, наряду с положительными аспектами в религиозной сфере существуют такие проблемы как: дефицит интеллектуальной исламской элиты; отсутствие собственного опыта деятельности отечественного мусульманского духовенства в светском государстве; настороженное отношение духовенства к секулярным ценностям; недостаток ресурсов мобилизационного финансового, материального и технического характера; проблемы исламского образования; проявление религиозного экстремизма и терроризма; участие в военных конфликтах за рубежом кыргызстанских граждан.

В настоящее время мусульманской общине доставляют хлопоты, связанные с так называемыми неформальными исламскими джамаатами, придерживающихся нетрадиционного для ханафитского мазхаба исламской веры, которые как правило, не имеют официальной регистрации в стране. С идеологией, которых сложно бороться. Эксперты условно делят их на несколько категорий: аполитичные организации, такие как Таблиги Джамаат (ТД), «Ахмадия», Нурджилер, запрещенная исламская партия Хизб-ут-Тахрир имеющая политические цели; а также радикальные движения (салафиты, такфириты), придерживающиеся джихадистских идеологий. В отношении Таблиги Жамаат, существуют различные мнения в том, числе, что он является рассадником экстремизма, но в настоящее время ведется работа по его переформатированию с целью противодействия радикальным исламским течениям.

В Кыргызстаненет доморощенных деструктивных джамаатов, все имеют зарубежное происхождение. К сожалению, несмотря на то, что с 2005 г. судебными инстанциями КР организации политического ислама («Хизб-ут Тахрир», Организация освобождения Туркестана», «Восточно-Туркестанская исламская партия», «Исламское движение Узбекистана», «Аль-Каида», «Движение Талибан», признаны террористическими и экстремистскими. Деятельность их на территории республики запрещена, однако, некоторые из них продолжают подпольно работать, проводя работу среди социально уязвимой части населения, необразованной молодежи, радикально настроенных верующих. Опасная деятельность религиозных организаций политическо-экстремистской настроенности закрываются судебными решениями. К примеру, Бишкекский Первомайский суд 24 октября 2012 года запретил деятельность тахфирист-джихадисткого движения салафитской направленности и организаций «Жайшуль Махди», «Джунд-уль-Халифат», «Ансаруллах», «Ат-Такфир Валь-Хиджра», «Йакин инкар» (2017).

Что касается борьбы с распространением идей экстремизма, в Кыргызстане принята и реализуется программа Правительства Кыргызской Республики «По противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 гг». Безусловно, вышеназванным угрозам способствуют не только внутренние, но и внешние факторы. В настоящее время условия глобализации и информатизации общества сыграли на руку вербовщикам экстремистских и террористических организаций, осуществлять вербовку в on-line режиме через интернет.

Радикализация религии в стране в определенной мере происходит из-за влияния зарубежных религиозно-экстремистских центров и религиозных учебных заведений на религиозные воззрения граждан, в силу того, что получение религиозного образования в других государствах для молодежи не запрещено.

В последние годы идет полномасштабное реформирование религиозной сферы. Закладываются основы цивилизованных государственно-конфессиональных отношений, создаются предпосылки для конструктивного диалога, социального партнерства между государством и религиозными организациями. Государственными органами ясно осознана необходимость реализации концептуальных основ религиозной политики и определение формата взаимодействия государства и религии.

Идет процесс формирования отечественной модели партнерства государственно-конфессиональных отношений. Для модернизации системы религиозного образования разработана и принята Концепция «О религиозном образовании». Находится на стадии решение вопрос внесения поправок к закону «О свободе вероисповедания и религиозных организациях».

Ведется систематический мониторинг религиозных процессов, координирование, поиск, обработка и анализ информации, поступающей из всех регионов страны, на основе которых создаются научно обоснованные, политически взвешенные практические рекомендации центральным и региональным государственным органам. К работе, которых привлекаются квалифицированные ученые-теологи, религиоведы, правоведы, социо­логи, прогрессивные религиозные и общественные деятели.

Государственная политика в области рели­гий пропагандируется посредством средств массовой информации, на теле- и радиопередачах ведутся популярные просветительские программы по религиозным вопросам, призванные воспитывать у зрителей, слушателей и читателей взаимное уважение, терпимость к особенностям иных религиозных верований, культуру во взаимоотношениях представителей различных конфессий.

Вместе с тем, наряду с достижениями существуют проблемы, которые необходимо решать. Для того, чтобы запрещенные радикальные организации не работали с населением, государству необходимо бороться с условиями, вызывающими радикализацию населения – прочная экономическая основа жизни населения делает народ аполитичным и невосприимчивым к радикальным идеям. Для поддержки религиозных организаций и укрепления межконфессионального диалога и связей необходимо создать консультативную группу, состоящую из представителей религиозных и светских организаций, главной задачей которой должно быть выстраивание оптимального взаимодействия власти и религии в решении социальных проблем нашего общества.

Таким образом, ситуация в сфере религиозной сфере в республике является многогранной - существует религиозное многообразие с налаженным межконфессиональным и государственно-конфессиональным диалогом, дальнейшее развитие которого зависит от способов и механизмов реализации государственной политики в религиозной сфере.

Назира Курбанова,
доктор исторических наук, профессор
КГУ им. И. Арабаева

Комментарии

Оставить комментарий