Бишкек, 17.07.23. /Индира Камчыбекова - Кабар/. В Национальном банке КР рассказали о работе системы SWIFT в стране.
Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйственных субъектов и постоянный кругооборот товаров и денег. Одним из основных звеньев этих взаимосвязей является совершение различных сделок, в результате которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств путем проведения платежей и расчетов.
В этих условиях ключевое место в экономике страны занимает платежная система, которая обеспечивает эффективное денежное обращение, реализацию экономических возможностей хозяйствующих субъектов и является ключевым инструментом выполнения денежно-кредитной политики государства.
Платежная система является наиболее важной составляющей финансовой системы. Надежная и эффективная платежная система необходима для поддержания нормальной работы банковского и финансового рынков и проведения денежно-кредитной политики.
Сегодня Кыргызская Республика уже интегрирована в мировую экономику. Процесс глобализации мировой экономики и связанные с этим изменения в платежных системах и системах расчетов развитых стран напрямую влияют на финансово-кредитную и платежную системы нашей республики.
Принимая на себя ведущую роль в обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики, Национальный банк КР прикладывает все усилия для того, чтобы банковская и платежная системы также эффективно взаимодействовали с мировой экономикой. Одним из важных направлений в этой сфере стала то, что Национальный банк, являясь координатором и катализатором, содействовал повышению уровня доступа к системе SWIFT.
1.Что же такое SWIFT?
SWIFT (Sosiety for Worldwide Interbank Financial Telecommunication - сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций) - международное кооперативное сообщество, основанное группой из 250 банков Европы и Северной Америки в 1973 году.
SWIFT является крупнейшей системой транспортировки сообщений при проведении трансграничных платежей. В 200 странах мира более 11 000 финансовые учреждения, используя систему SWIFT, обмениваются сообщениями по осуществлению платежей.
С технической точки зрения система SWIFT представляет собой международную корпоративную сеть, к которой подключены участники — это банки, финансовые организации и т.д. и с помощью, которой они обмениваются финансовыми сообщениями. Cистема SWIFT не управляет активами или счетами своих клиентов и не осуществляет клиринг и расчеты по операциям от лица клиента.
Взаимодействие между участниками осуществляется на основе финансовых сообщений, а между системой и участниками – на основе системных сообщений. Сообщения с компьютеров участников системы SWIFT поступают в региональный процессор, аккумулируются там и перенаправляются в операционный центр для обработки (анализа корректности, преобразования, идентификации и шифрования), и по её результатам либо передаются адресатам, либо возвращаются отправителям. При этом SWIFT не является средством физического перевода денег, а, скорее, системой платежных поручений по переводу средств между корреспондентскими счетами.
SWIFT является наиболее распространенной системой по всему миру. Кроме того, имеются также аналогичные трансграничные системы платежей как СПФС (РФ), CIPS (КНР) и т.д.
2. Насколько популярна система SWIFT в нашей стране?
Международная система SWIFT является и в Кыргызской Республике популярной и востребованной межбанковской сетью, с помощью которой осуществляются более 90 % всех трансграничных платежей и переводов.
В настоящее время к международной системе SWIFT в Кыргызской Республике подключены все действующие 23 коммерческих банка, а также Национальный банк, из них:
• 16 коммерческих банков и Национальный банк имеют коллективное подключение через сервис-бюро СВИФТ Национального банка;
• Остальные 7 коммерческих банков подключены к системе SWIFT напрямую или через сервисные бюро зарубежных стран.
3. Каким образом происходит подключение к системе SWIFT
Существует несколько способов подключения к данной системе, один из которых – посредством так называемого сервис бюро SWIFT, то есть коллективное подключение нескольких пользователей.
Национальный банк с момента приобретения независимости вел работу по интеграции банковской и платежной систем страны в мировую экономику. В этом направлении одной из важных задач было повышение доступа к наиболее популярной системе SWIFT. В конце 90-х годов прошлого столетия Национальный банк сперва сам стал участником системы SWIFT, затем организовал коллективное подключение других банков страны через свою инфраструктуру. Так и берет свое начало коллективный доступ Национального банка и коммерческих банков нашей страны к системе SWIFT. В процессе развития со стороны SWIFT была разработана специальная программа требований, которая определила критерии приемлемости и операционные стандарты для организаций, предлагающих подключение к SWIFT, для повышения качества, безопасности и надежности оказываемых услуг.
В этой связи Национальный банк при содействии коммерческих банков страны в 2018 году преобразовал коллективное подключение к системе SWIFT, создав полноценное сервисное бюро, отвечающее всем требованиям. Созданием сервисного бюро SWIFT Национальный банк преследовал цель повышения качества, безопасности, надежности и отказоустойчивости услуг по трансграничным платежам и переводам, что в конечном счете способствует повышению стабильности финансовой системы Кыргызской Республики.
Преобразование коллективного доступа к SWIFT в полноценное сервисное бюро SWIFT привело к серьезным изменениям, и в организационной структуре, и кардинальным изменениям в технической инфраструктуре.
Сервис-бюро СВИФТ Национального банка Кыргызской Республики по результатам всех проведенных мероприятий по внедрению специальной программы безопасности компании SWIFT успешно прошел международную сертификацию и был включен в список сертифицированных сервисных бюро мира.
В настоящее время на территории Кыргызской Республики сервис-бюро СВИФТ Национального банка – первое и единственное сервисное бюро, оказывающее услугу подключения к системе SWIFT.
4. Как организована работа сервис-бюро СВИФТ Национального банка?
Высокая надежность и отказоустойчивость инфраструктуры Сервис-бюро СВИФТ Национального банка достигается за счет наличия двух автономных серверов, имеющих соединение со SWIFT с использованием специализированных каналов связи. Автономные сервера размещены в разных частях г. Бишкек, оборудованы системами дублирующего электропитания, кондиционирования, пожаротушения и безопасности, установленных в соответствии с техническими требованиями SWIFT. Каждая площадка оборудована лицензированным аппаратно-программным комплексом SWIFT с использованием дублирующих систем, систем защиты и архивирования данных.
Комментарии
Оставить комментарий