• 86.5
  • 91.18
  • 0.86
  • 0.17

Марсель Салахунов о развитии электронной коммерции: Через 5-10 лет все будут продавать и покупать через телефоны

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 10.07.24. /Рыспек Токтоналиев - Кабар/. Основатель и генеральный директор бизнес-платформы «Табарман» Марсель Салахунов в интервью агентству «Кабар» рассказал о развитии электронной коммерции в Кыргызстане.

- Что значит электронная коммерция простыми словами?

- Термин «электронная коммерция» больше ассоциируется с онлайн-торговлей. Сейчас наступила эпоха стремительного развития Интернета и появления на рынке маркетплейсов, через которые люди покупают и продают товары.

Особый толчок в своём развитии электронная коммерция получила при пандемии коронавируса, во время которой во всем мире люди покупали продукты питания и все необходимые вещи через маркетплейсы. После окончания пандемии рост потребности в маркетплейсах значительно вырос и таким образом потребители экономили своё время, не ходили на рынки, занимаясь семейными делами, покупая все через приложения.

В настоящее время электронная коммерция в мире стремительно развивается, создаются инфраструктура, логистика, доставка, пункты выдачи заказов и так далее. Кыргызстан здесь тоже не отстает. Наша страна на евразийском пространстве является ведущим поставщиком товаров при помощи маркетплейсов в страны СНГ. Например, Кыргызстан в 2022 году на платформе Wildberries занимал 4 место по поставкам, опережая промышленно развитый Узбекистан и экономически мощный Казахстан. В срезе товаров лидирует, конечно, наша текстильная продукция. Кыргызстан главенствует в сфере синтетических тканей, производстве одежды и других товаров народного потребления.

Это очень хорошая динамика для Кыргызстана, и сейчас важно развиваться дальше.

Поэтому мы сейчас активно способствуем развитию электронной коммерции в Кыргызстане, а также трансграничной торговле, то есть розничной и оптовой торговле товарами в других странах. Создается логистическая и складская инфраструктуры, таможенные бондовые зоны в разных странах, чтобы Кыргызстан мог продавать свои товары практически по всему миру. В Кыргызстане открывают свои представительства крупные маркетплейсы Wildberries, Ozon, Алибаба. Сегодня предприниматели, имея ОсОО или ИП, могут зарегистрироваться на данных платформах и торговать по всему миру.

Также создаются свободные экономические зоны между Кыргызстаном и Китаем. И таким образом Кыргызстан может экспортировать продукцию на громадный рынок Китая.

Сегодня перед Кыргызстаном появляются большие возможности. Поэтому мы делаем акцент на привлечение внимания к развитию электронной коммерции, к повышению квалификации и уровня знаний работы с электронной коммерцией у предпринимателей.

- Какая поддержка оказывается со стороны государства?

- АО «Кыргызпочтасы», как национальный государственный оператор электронной коммерции, создает условия для комфортной работы селлеров, чтобы они могли легко экспортировать свою продукцию, а для этого необходима логистическая инфраструктура. В связи с этим «Кыргызпочтасы» создает много партнерских бондовых складов в различных странах: Европе, Узбекистане, Китае и других. Бондовые склады позволяют хранить товар наших предпринимателей, он не будет облагаться таможенными пошлинами и налоговыми отчислениями. Пошлины и отчисления будут оплачиваться только после продажи товара.

Благодаря данной и другой деятельности «Кыргызпочтасы», в последний год наблюдается рост числа селлеров и объёма товара, реализованного через площадки электронной коммерции.

- Какие проблемы имеются в развитии электронной коммерции в Кыргызстане?

- Конечно, есть определенные проблемы, например, связанные с логистикой. Если предприниматели торгуют на российских маркетплейсах, то есть трудности с доставкой товара из-за барьеров на границе Кыргызстана и Казахстана. Это тормозит развитие маркетплейсов в Кыргызстане.

Также не хватает образовательной платформы по развитию электронной коммерции и парков электронной коммерции, где предприниматели могли бы легко решать все свои проблемы по экспорту товаров на внешние рынки.

Но я уверен, что бизнес сам найдет пути по решению данных вопросов, главное, чтобы государство создавало благоприятные условия и слышало нас.

- Какие сферы необходимо расширять в Кыргызстане?

- Требуется внимание к сельскому хозяйству, где нынешнее состояние не позволяет в полной мере осваивать электронную коммерцию в сфере сельхозпродукции. Сегодня потребитель требует сервис: упаковку, маркировку, соблюдение санитарных норм. Но в Кыргызстане мало технологий для упаковки сельхозпродукции и поставок на внешние рынки.

Также бизнес, производство и сельское хозяйство еще не подстроились под мировую торговлю в полной мере. Например, мы до сих пор сажаем картофель, себестоимость которой 15-20 сомов, хотя могли бы использовать эти площади под другие виды продукции - клубнику, малину и так далее. Они более маржинальны, и их можно продавать по биржевым ценам через маркетплейсы на рынках США, Европы, Ближнего Востока, России. Мы, получается, выращиваем низкомаржинальную и нерентабельную продукцию для экспорта. Нам надо переориентироваться, и это происходит с приходом маркетплейсов, которые показывают, что выгодно продавать, а что нет.

- Ваше мнение, что произойдет с традиционными методами оптовых продаж?

- Традиционный метод торговли потихоньку сдувается. Клиенты раньше сами приезжали на крупные оптовые рынки, закупались и увозили товар. Традиционная торговля была сильна до прихода смартфонов. Сейчас люди всё покупают и продают через телефон, и оптом, и в розницу. Оффлайн продажи будут оставаться, но оптовая продажа в ускоренном темпе уходит в онлайн.

Оптовые рынки должны менять формат и перестраиваться под новые реалии изменения рынка торговли. Я уверен, через 5-10 лет все будут продать и покупать с помощью телефонов или гаджетов того времени.

Комментарии

Оставить комментарий