Макс Георг Майер: КР нужно прозрачное и эффективное госуправление, ориентированное на граждан

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

В интервью агентству «Кабар» руководитель проектов Фонда Ханнса Зайделя в Центральной Азии доктор Макс Георг Майер рассказал о рекомендациях для благополучного развития Кыргызстана.

По словам главы Фонда Ханнса Хайделя в Центральной Азии, Кыргызстану нужно прозрачное и эффективное административное государственное управление, ориентированное на граждан.

«Кыргызстан - демократическая и свободная страна. Здесь можно свободно вести дискуссии на различные темы, в том числе и о государственной власти. В этой связи Фонд, имея 17-летний опыт работы в Кыргызстане, хотел бы поделиться своим видением относительно эффективного государственного и местного управления, которое будет работать именно во благо этой страны», - отметил в беседе доктор Майер.

По словам главы проектов Фонда Ханнса Зайделя, в Кыргызстане необходимо провести тотальную оптимизацию всей государственной структуры. «Как известно, в Кыргызстане президентская структура, у президента свой аппарат и подчиняющиеся ему Совет безопасности, Госкомитет национальной безопасности, при нем Агентство по борьбе с коррупцией, Генеральная прокуратура и так далее. Также есть парламент, у которого свой аппарат и перед ними отчитывается правительство. В свою очередь правительство также имеет огромный аппарат, затем министерства, агентства и ведомства с огромными штатными единицами. Всего их около сорока. Далее властью наделены полномочные представительства в областях, за ними районы с акимиатами, города с мэрами и администрацией и наконец, айыльные аймаки со своими айылокмоту и местными депутатами. Таким образом, на маленький Кыргызстан приходится огромное количество государственных и муниципальных служащих и ряд дублирующих друг друга государственных органов. В конечном итоге, вместо того чтобы создавать и развивать сбалансированную вертикаль и горизонталь власти, эта перегруженная структура, наоборот, кажется иногда становится препятствием для развития Кыргызстана. В Германии, к примеру, есть только 12 министерств, а власти каждого региона наделены широкими полномочиями. В Кыргызстане такого нет, здесь очень ограниченные в полномочиях губернаторы, акимы, мэры», - делиться доктор Майер.

В качестве своей рекомендации собеседник указал на необходимость проведения политической, административно-территориальной реформы в стране.

«Я бы хотел предложить властям Кыргызстана пересмотреть административную структуру строения власти в Кыргызстане. То есть, отойти от классического деления на области и районы и разделить страну на мега районы (упразднив области), сократив до 20 мега- районов и 200 айыльных аймаков (вместо 453). Кыргызстану, в силу его компактного расположения и небольшого населения, было бы выгодно объединить районы и сократить их общее количество примерно на 50 процентов, также сократить количество айыльных аймаков, а в новообразованных районах, вместо назначения акимов, дать возможность им избираться путем народного голосования.

В Кыргызстане 7 крупных областей, 40 районов и более 450 айыльных аймаков, и во всех этих государственных органах есть «маленькая» армия государственных и муниципальных служащих. Разумеется, заработная плата по всей стране небольшая, а госслужащие не мотивированы. Соответственно низкая заработная плата сказывается на качестве предоставляемых услуг. В конечном итоге, это все негативно отражается на качестве жизни в Кыргызстане, и на его на имидже, на что всегда внимательно обращают внимание любые крупные иностранные инвесторы», - подчеркнул он.

Далее, по словам главы Фонда Ханнса Зайделя в ЦА, оптимизация всего административного управления Кыргызстана очень эффективно поспособствует его скорейшему развитию, а сокращение дублирующих госорганов и огромного количества государственных и муниципальных служащих даст возможность снизить нагрузку на бюджет, и даст больше шансов для нужных инфраструктурных проектов. В свою очередь, за счет вырученных средств можно будет увеличить заработную плату оставшимся квалифицированным и отобранным государственным и муниципальным служащим и тем самым поднять уровень и качество предоставляемых услуг.

«Хорошая заработная плата будет повышать конкуренцию среди государственных и муниципальных служащих, а этот механизм сможет отсеять менее грамотных чиновников. Для реализации обозначенных реформ, Кыргызстану необходимо сильное политическое лидерство и возможно конституционный совет с последующим конституционным референдумом для решения важных вопросов. В Кыргызстане власть разделена между президентом и парламентом, и в определенных вопросах, данная модель загоняет страну в кризис и борьбу за власть. Кыргызстану нужно принять решение: сильная президентская Республика или сильная парламентская Республика. Все промежуточные или смешанные варианты не принесут Кыргызстану реформ, которые так необходимы. В целом, если брать во внимание историю, то кыргызы издревле поощряли именно парламентаризм. В те же времена племенных отношений были советы (Кенеши), выборы глав советов, народные собрания и курултаи», - говорит Макс Георг Майер.

В качестве примера благополучно развивающегося государства, которое проводит своевременные реформы и часто практикует опыт референдума, собеседник привел Германию. «К примеру, Германия не имеет богатых природных ресурсов, там нет газа, нефти, но страна всегда в динамичном развитии. Все потому, что власти Германии понимают важную функцию проведения реформ в самых разных направлениях. К примеру, сокращение количества сельских управ в Баварии было сделано как последнее большое действие в рамках реформы и сейчас обсуждается новая административная реформа. В свою очередь, основная власть в Германии сосредоточена в руках парламента, но и там проходят в нужное время нужные реформы. К примеру, сейчас в Германии горячая дискуссия о сокращении количества депутатов парламента, чтобы снова сделать этот орган более эффективным и сократить расходы. То есть Германия, всегда старается проводить нужные реформы вовремя и в согласии с ее народом», - заключил он.

Презентация доктора Майера на тему: Предложения по административно-территориальной реформе

Комментарии

Оставить комментарий