Кыргызстану во внешней политике стоит проявить активность – эксперты

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Споры о вреде или пользе ЕАЭС по сей день не утихают. Причем эти споры затрагивают не, только политическую или экономическую жизнь Кыргызстана, но и повседневную. Обывателю тяжело сказать есть ли польза от ЕАЭС, какие привилегии получила республика, а что потеряла. Но за столь небольшой период существования интеграционного объединения трудно дать какую-либо оценку, ведь фактически, ЕАЭС сейчас это маленький ребенок, которого нужно растить и воспитывать. И этим должны заниматься все участники Союза, чтобы учесть интересы не только организации, но и своих стран.

В связи с этим клуб региональных экспертов «Пикир» собрал экспертов, чтобы обсудить внешнеполитические ориентиры ЕАЭС.

Планов у ЕАЭС много, но пока тяжело сказать, как они будут реализовываться. Ведь строительство ЕАЭС с ЕС осложняется конфликтом России с Украиной и как отмечают эксперты до 2025 года ждать улучшений этих отношений не стоит. Поэтому страны ЕАЭС смотрят в сторону КНР. Как отмечал ранее министр иностранных дел России Лавров – одна из задач ЕАЭС это создание общественно-политической стабильности через экономическую стабильность.

«Для Кыргызстана решение вопросов о том, что граждане страны получили серьёзные преференции для трудоустройства в РФ это больше политический вопрос, а экономически лишь во второй степени, так как решались вопросы с паспортным режимом, с силовыми структурами и другие. В этой связи можно говорить, что несмотря на экономические декларации ЕАЭС такая же политическая организация как и экономическая. От внешнеполитических векторов есть и проблемы. Мы знаем, что с теми же товарами они всё равно зачастую находятся в политической плоскости, то что происходило на границе Кыргызстана и Казахстана в прошлом году, эксперты отмечали, что там тоже была политика. Иногда эта политика мешает», - рассказал эксперт Игорь Шестаков.

К настоящему моменту относительно ЕАЭС и внешней политики Кыргызстана сформировалось множество мнений. Но, как отмечают эксперты, эти мнения не всегда отображают действительность. Своим мнением касательно этого вопроса поделился эксперт Шерадил Бактыгулов.

«Многие заявляют, что до 1991 года у Кыргызстана не было внешней политики. Но в действительности, республики делегировали свои полномочья СССР. Это означает, что Кыргызстан также как и другие республики работали с другими странами через МИД СССР. Со дня роспуска СССР Кыргызстан формируется и всё ещё учится и проводить самостоятельную внешнюю политику. Каждая бывшая республика СССР исходя из своей модели экономики, национальных интересов формирует свои собственные внешнеполитические приоритеты», - рассказывает Бактыгулов.

Эксперт также напомнил, что Кыргызстан маленькая страна – республика по размеру территории занимает 85 место в мире и 7 место в СНГ. В мировой практике есть правило – величие народа определяет величие поставленных им целей, а не его размер.

«Когда даются оценки политики Кыргызстана во внешней политике, она больше основана на теориях иностранных исследователей. Из собственных наблюдений наших специалистов на основе фиксации текущей ситуации, хотя если мы даем оценку, нужно её давать через призму развития Кыргызстана и достижения целей, которые есть и ставятся в республике, а не через призму имеющихся стереотипов о стране, центральной Азии и мире, которые есть в Европейской практике. Если говорить о ЕАЭС, то перед организацией стоит серьёзный вызов – сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными акторами в Большой Евразии — Китаем и Европейским союзом. Отношения ЕАЭС с ЕС осложняются конфликтом последнего с Россией по украинскому вопросу и вряд ли, по разным оценкам, могут быть полностью урегулированы ранее 2025 года. Если мы говорим о КНР, то Китай занимает второе место среди внешнеторговых партнеров стран ЕАЭС, значительно уступая коллективному Евросоюзу. Но доля Китая постоянно растет. Здесь такие же подходы как и в других странах. Сближение с КНР мы рассматриваем как серьёзный вызов для многих отраслей промышленности. Но пути для сближения есть», - продолжает Бактыгулов.

Также эксперт отмечает, что ЕАЭС завершил своё оформление и теперь перед союзом стоит задача о встраивании в глобальную торговую систему.

«Обычно, когда говорят о Кыргызстане и ЕАЭС имеют ввиду, что Кыргызстан получит от ЕАЭС. Это мне кажется однотипным подходом. ЕАЭС в первую очередь - это глобальная торговая система и двигаться нужно именно в этом направлении. Поэтому ЕАЭС переживает серьёзные изменения связанные прежде всего с тем, что и отдельные страны и группы стран стремятся к достижению максимально комфортных для себя условий на внешних рынках. И это не только на Евразийском пространстве, этот процесс идет по всему миру. Страны ЕАЭС по разному относятся к тому в каких форматах и с какой скоростью ЕАЭС должен выстраивать международные связи», - делится эксперт.

Кроме того, члены Союза пытаются сохранять контроль над такими сферами как торговля услуги, инвестиции и это нормальный процесс.

В ходе экспертной встречи собравшиеся вспомнили о внешней политике с начала обретения независимости. В частности своим мнением поделился доктор юридических наук Кайрат Осмоналиев.

«Мы думали, что мы всем интересны, а оказалось, что это не совсем так. В 2000-ых гг. после того, как случился теракт в США интерес к региону, в связи с близостью к Афганистану возрос. Открылась военная база. И тогда мы погрузились в интересную ситуацию, когда мы оказались в одном из геополитических центров мирового уровня. Мы видели, что были элемент лавирования и давления. Мы находились в ярко выраженном геополитизированном состоянии. После того, как решился вопрос о выводе АСФ из Афганистана интерес к нашей стране заметно угас. Появление ЕАЭС стало новым трендом, в который мы фактически без особых дискуссий вступили. Понятно, что ЕАЭС изначально представлял собой интересные экономические проекты регионального уровня, но и тут появилась геополитика. Все страны ЕАЭС в той или иной степени ощущают воздействия санкционных воин, противодействие западного мира России», - делится Осмоналиев.

Касательно нынешнего состояния внешней политики Кыргызстана юрист отметил, что оно может быть характеризовано как достаточно пассивное. Несомненно, есть определенный вектор, в котором двигается государство. Взаимоотношения с другими государствами отвечают тем принципам, которые заложены в ЕАЭС. Но в целом, внешнюю политику можно охарактеризовать как пассивную.

«Тезиса о многовекторности нашей внешней политики никто не отменял. Нам нужно поддерживать и наращивать тот интерес, который может быть к нашей стране. Мы видим, что не стоит быть пассивным и ждать, пока кто-то проявит к нам интерес», - делится Осмоналиев.

Собравшиеся отметили и большой экономический проект с КНР. Один пояс один путь, как считают эксперты, не используется в максимальной степени, хотя проект крайне потенциален. Практика соседних стран показала, что можно подписывать большие контракты на реализацию различных проектов. Кыргызстану в внешней политики, как считают некоторые эксперты, стоит проявить свою активность, и из ожидания и наблюдения перейти к действиям.

ИАЦ «Кабар»
Глеб Куренев

Комментарии

Оставить комментарий