К 90- летию Ч. Айтматова: Вдохновитель и покровитель мировых цивилизаций

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Видный узбекский ученый, советник директора международного научно-исследовательского центра Имама Бухари в городе Самарканд, доктор философских наук, профессор Бахтиёр Тураев поделился своими аналитическими размышлениями о вкладе великого писателя Чингиза Айтматова в развитии, а также в защите и покровительства мировых цивилизаций человеческого общества.

По его словам, человечество только в XXI веке начало осознавать мысль о том, что оно ради материальных выгод и материального благосостояния утрачивает свои многовековые духовные достижения цивилизации как любовь к близким, порядочность, честность, справедливость, - искренность, сохранение чести и достоинства.

Сегодня, ущемляются такие человеческие качества как воспитанность и интеллигентность. Истинная суть этих качеств прекрасно описана в высокоидейных художественных произведениях великого писателя Чингиза Айтматова, который является автором множества философских романов и повестей, изданных более чем в ста странах мира. В этих произведениях он выступает как защитник и покровитель утраченных человечных ценностей цивилизации. В повестях «Джамиля» (1958), «Верблюжий глаз» (1960), «Первый учитель» (1961), «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Прощай, Гульсары» (1966, за этой книге он получил Государственную премию) описывается нравственно-регулирующая роль любви и доброе взаимопонимание между людьми.

Чингиз Айтматов, опираясь на мудрые изречения древнетюркской цивилизации, создал литературные шедевры, которыми восхищаются читатели всего мира. В своих произведениях, писатель эзопским языком, критикует устаревшие, нравственные принципы прошлого, опирающиеся на жестокие первобытные семейные отношения. А также он глубоко сопереживает за судьбу тех героев, которые отчуждены от своего этнического бытия. В этих произведениях он показывает причины этих нравственных крушений. Во многих произведениях талантливого мастера художественного слова аллегорическими мотивами раскрывается ржавеющая социальная основа тоталитарного строя. Таким произведениям относятся повести «Белый пароход» (1970 г.), «Ранние журавли» (1975 г.), «Пегий пёс, бегущий краем моря» (1977 г.), «И дольше века длится день» (1980 г.), «Плаха» (1986 г.). На этих произведениях писатель раскрывает трагедию – уснувшей совести человека, в условиях оторванного от корня своей цивилизации.

Философы западных стран считают, что в нынешней эпохе идёт ожесточенная борьба между цивилизациями, между культурами, между религий и религиозными конфессиями. Однако, в действительности, идёт борьба между устаревшими и обновленными мирами, борьба между временами, а не между цивилизациями в настоящем пространстве. Многие ученые, как считает Ч.Айтматов, явно смешивают временной отрезок с пространственными, и делают ошибочные выводы. Для многих западный мир является современным и цивилизованным, а восточный и южный миры – устаревшими и не цивилизованными; прошлого уже нет, а будущее ещё не наступил, отсюда они делают вывод, что надо жить только современными заботами. На самом же деле, без прошлого нет современности, и не будет будущего. Все отрезки временной длительности целостно, воедино представляют собой истории человечества.

Нельзя разделить современную цивилизацию пространственно, запад и восток, север и юг целостно, воедино представляют мировую цивилизацию. Разделить её и противопоставлять их части к друг другу, ведёт к разрушению целостности мировой цивилизации. Поэтому Ч.Айтматов считает, что необходимо сохранять все цивилизации и их ценности, ради сохранения целостности качества человечности.

В романе «И дольше века длится день» (1980 г.) защищается, человеческие качества древнетюркской цивилизации и описывается трагедия человека, оторванного от своего этнического корня. В романе «Плаха» (1986 г.) раскрыты гуманистическая сущность христианской цивилизации и положительная нравственная сущность всех религиозных учений. В фантастическом романе «Тавро Кассандры» (1994 г.) раскрывается плачевная судьба человечества, которая оторвана от своих нравственных корней, и что у такой цивилизации нет будущего.

Согласно нравственной концепции Чингиза Айтматова, человек оторванный от своих цивилизационных устоев становится отчужденным от человечности, нравственных норм и безразличным к ценностям своего народа. Айтматов этим лицам дал имя - “манкурт”, у которых стирается память, в результате чего они не узнают своих родных, даже своих родителей. В романе «И дольше века длится день» манкурт стреляет из лука на родную мать – Найман -Эне. Это трагедия человека, у которого насильственно отняли память. Однако, есть и люди, которые добровольно отказались от своего прошлого. Они добровольно превратились в жалких палачей и слуг господствующей элиты. У этих лиц нет ничего святого, ценного, дорогого. Они отказались от своего прошлого, как рассуждает Айтматов, для них, нет и будущего. Поэтому писатель, в своих произведениях обращаясь к своим читателям, тревожно подчеркивает о необходимости сохранения памяти о прошлом ради будущего. Если мы теряем свое прошлое, память о прошлом, тогда упускаем шансы на потенциальное будущее.

Писатель будучи, дипломатическим работником, объездил многие страны мира и во время поездок встречался с представителями разных народов, наций и этнических групп. Во время беседы с ними он глубоко осознал насколько богат мир с разными культурами, традициями и обычаями. Среди этих разных колоритов культур есть ценные традиции, из которых необходимо брать пример для совершенствования общежития человечества. К сожалению, эти ценные, мудрые традиции постепенно утрачиваются, превращаются в забытое прошлое. Вместе с этими традициями исчезает человеческая культура и целая цивилизация.

Одной из особенностей красоты мира является разнообразие культур. Современная цивилизация намного универсализовала, упростила и унифицировала, освобождая себя от ненужных (для него), лишних обычаев и традиций. К большому сожалению, среди этих «лишних» традиций было множество необходимых для выживания человечества гуманных, добрых, мудрых ценностей прошлых цивилизаций. Техногенная цивилизация выбросила эти ценности на мусорную яму прошлого. Вместе с ценностями прошлых цивилизацией мы теряем такие нравственные ценности как уважение чести и достоинства, человеческая забота, доброта, милосердие, щедрость, святость, верность, отзывчивость, и другие гуманистические качества человека. Чингиз Айтматов точно и как профессиональный мастер слов, тонко описывает особенности и сущности указанных качеств человека. Писатель в своих произведениях призывает человечество к защите этих утрачиваемых ценностей цивилизации. Только сохраняя их, как отмечает Ч.Айтматов, мы можем сохранить всю цивилизацию и сохраним будущее человечества.

Ч.Айтматов очень любил и уважал узбекского поэта Абдулла Арипова, особенно высоко ценил его стих «Заповедник», где есть такие строки, которые созвучны с идеями Айматова:

«Заботливо мы бережем растенья,
Животных редких тоже бережем.
Отдаем мы сердце им и время,
Приют их заповедником зовем.

***

То – добрая любовь к зверью на диво,
Забота, чтоб ему жилось в тепле.
Пока мест где-то это чувство живо –
Быть жизни, быть природе на земле.
Все редкостью становится на свете,
И чуткость стала редкостью теперь.
Мне б чистоту сердец облечь в бессмертье
От риска охранить и от потерь.
Честь берегите – ведь ее так мало! –
Чтобы сгубить бесчестьем не смогли.
Вы святость берегите, чтоб не стала
Редка, коронованные журавли.
Вы верность берегите, чтобы где-то
Смерть не нашла нас,
Как медведь больной,
Стыдливость берегите, ибо это
Птенец пред злою огненной стеной.
Вы берегите веру беспрестанно,
В ней всех стремлений человечьих кладь.
Пускай ее потомки вновь не станут
Как человека снежного искать.
Вы берегите совесть, как ребенка,
Как землю, что не отдали врагам.
Пускай дойдет сохранным до потомков
Дарь, что достался по наследству нам.
Пусть святость чувства сохранится долго –
Сове не доверяйте соловья.
Чем отличить жестокого подонка
От хищного и злобного зверья?
Но справедливость – вам за все награда.
Мать бытия, единственный судья.
Как заповедник, что беречь нам надо –
Сердца людей и вся земля моя».

Чингиз Айтматов борется не только за сохранение гуманистических ценностей забытых цивилизаций, но и он выступает за восстановление этих ценностей. Писатель считает, что множество ценных и добрых человеческих качеств можно наблюдать в поведениях детей. Поэтому детские образы Айтматова всегда добрые, отзывчивые, милосердные и простодушные. В книгах Чингиза Айтматова, «Белый пароход» (1970) «Сказки» (1997). «Детство в Киргизии» (1998) и «Когда падают горы» («Вечная невеста») (2006) весьма красочно разрисовано гуманистические ценности устами детей.

Сегодня, когда сильно выдвигаются идеи о столкновении цивилизаций, которая ведёт к их разделению и противоборству, произведения Чингиза Айтматова дадут ценные и верные ответы для предотвращения этих разрушений с целью сохранения целостности мировой цивилизации ради будущего поколения.

Справка: Тураев Бахтиёр Оманович родился 12 марта 1950 году в Пайарыкском районе Самаркандской области. В 1973 году окончил с отличием философское отделение исторического факультета Ташкентского Государственного университета им. В.И. Ленина.
Свою трудовую деятельность начал в 1973 году как младший научный сотрудник института философии и права им. И. Муминова Академии наук Узбекистана. Работал в системе высшего образования и имеет 40 летний опыт педагогической работы.
В 1979 году защитил кандидатскую, а в 1994 году докторскую диссертацию. Он в своих исследованиях философски обосновал пространственно-временные связи как великие, фундаментальные, универсальные связи в мире, а также доказал соответствие этой закономерности с общефилософским законом взаимного превращения количественных и качественных изменений. Научные идеи и концепции Б.Тураева отражены в более чем 500 научных публикациях. Часть из них были опубликованы в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и в Турции.

Б.Тураев в настоящее время работает над исследованием по созданию концептуальных основ национальной философии узбекского народа и философскому обоснованию основных принципов синергетической картины мира.

Он с 2008 года преподает основы философии для религиозных работников на Международном Центре Имам Бухари в городе Самарканд, является советником директора этого центра.

ИАЦ “Кабар”
Толонбай Курбанов

Комментарии

Оставить комментарий