Две системы: МТУ в КР и Махалля в РУз. Каковы особенности и можно ли сгенерировать обе в Бишкеке?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

26 июля в Бишкеке Фондом Ханнса Зайделя в Центральной Азии был проведен круглый стол на тему: «Система МТУ в КР, текущая ситуация и рекомендации по улучшению деятельности МТУ в КР, в сравнении с системой «Махалля» в Узбекистане».

На мероприятие были приглашены представители ЖК КР, правительства, столичного муниципалитета, представители посольства Узбекистана, а также эксперты и выпускники Фонда Ханнса Зайделя в ЦА.

Глава Фонда Доктор Макс Георг Майер отметил важность данной темы для обсуждения, указав на то, что целью Фонд является поддержка и развитие государственных и муниципальных органов власти. «Муниципальные территориальные управления городов Кыргызстана находятся на первичной ступени муниципального уровня и имеют большое местное значение для регионального развития. Сегодня для Вас с докладом на эту тему выступит специально приглашенный эксперт», - сказал в своей речи доктор Макс Георг Майер.

Глава Фонда добавил, что система, которая сегодня существует в Бишкеке когда-то существовала в столице Германии Берлине, но она не показала свою эффективность. В результате государственные округа были упразднены и интегрированы в город Берлин. Таким образом, Берлин превратился в город двенадцати муниципальных округов, где в каждом округе появились свои акимы и районные парламенты. Каждый из двенадцати округов был представлен в городском совете Берлина.

Эксперт Алмаз Болотов познакомил приглашенных гостей с текущей ситуацией и рекомендациями по улучшению деятельности МТУ в КР, а также наглядно показал отличие от системы «Махалля» в Узбекистане.

Рассказывая об общих положениях и правовых основах МТУ, эксперт обратил внимание на тот факт, что положение о Муниципальном территориальном управлении города Бишкек было утверждено 17 мая 2011 года. В нем был установлен общий порядок создания, деятельность МТУ и его правовой статус. Учредителем является столичная мэрия и муниципальные территориальные управления подотчетны районным муниципальным администрациям.

Стоит обратить внимание на то, что на сегодняшний день в столице функционируют 22 МТУ и МТУ Чон-Арык в Ленинском районе. В каждом МТУ работает 10 сотрудников, из которых 8 – это муниципальные служащие, 1 – МОП (младший обслуживающий персонал) и 1 – ТОП (технический обслуживающий персонал).

Немаловажным фактом является то, что МТУ в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами КР, иными правовыми актами и настоящим Положением.

Эксперт также обратил внимание на тот факт, что МТУ строит свои взаимоотношения с коммунальными службами и юридическими лицами различной формы собственности на договорной основе. Более того, свою деятельность МТУ осуществляет во взаимодействии с территориальными подразделениями органов государственной власти, структурными подразделениями мэрии города Бишкек, различными формами общественного самоуправления, юридическими лицами независимо от формы собственности и населением подведомственной территории, представляя интересы мэрии города Бишкек, районной администрации и населения закрепленной территории в пределах своей компетенции.

В своей презентации эксперт обратил внимание еще и на тот факт, что Муниципальное территориальное управление осуществляет свою деятельность согласно 5 следующим принципам:

  • разграничения функций и полномочий с иными структурными и территориальными подразделениями мэрии города Бишкек;
  • социальной справедливости, гласности и открытости в работе, тесной взаимосвязи с общественными организациями и с населением подведомственной территории;
  • содействия охране прав и интересов членов местного сообщества подведомственной территории;
  • привлечения членов местного сообщества закрепленной территории к активному участию в обсуждении вопросов местного значения на собраниях и сходах;
  • подотчетности перед мэрией и районной администрацией города Бишкек.

Тем не менее, основной задачей МТУ является организация решения вопросов местного значения.

По словам Алмаза Болотова, МТУ в праве составлять административные протокола с наложением административного штрафа по 13 статьям Кодекса о проступках КР.

«Хотелось бы, чтобы сотрудники МТУ имели соответствующее юридическое образование, поскольку на них возложено мэрией такое право», - говорит он.

Очень важно отметить проект реализации стимулирующего гранта, поскольку, по словам эксперта, на сегодняшний день МТУ содействуют формам общественного самоуправления привлечения средств стимулирующих, долевых грантов. «В данном направлении из местного бюджета г. Бишкек предусматривается по 5 млн сом ежегодно каждому району», - отмечает эксперт, подчеркивая, что в основном ремонтируются крыши многоэтажных домов, подъезды, проведение канализации в жилмасcивах и так далее.

При этом 50% средств собирают жители самих домов, а руководители МТУ являются членами грантовой комиссии где определяются приоритетные направления и размеры гранта.

В вопросах ЖКХ МТУ работают в вопросах увеличения абонентской базы «Тазалык», а также по вопросам взыскания абонентской задолженности населения.

Если в 2018 году было порядка 31 тысячи абонентов, то в 2019 году база составляла уже 33 тыс. абонентов. Говоря о задолженности стоит сказать, что благодаря усилиям работников МТУ задолженность за вывоз мусора в 2017 году в размере 710076 сомов была сокращена в 2018 году до 564396 сомов.

Основное направление политики мэрии по управлению в многоквартирных домах – это создание ТСЖ, что по словам эксперта, является единственным выходом по управлению многоэтажными домами.

Для примера: Первомайский район начитывает 764 многоэтажных дома и только в 435 домах созданы ТСЖ.

«По всем районам города данная работа продолжается активно. Конечно есть и нюансы создания ТСЖ: где-то они создаются формально, где-то они не работают. Поэтому старые дома, построенные в союзные годы, находятся в плачевном состоянии. Учитывая это, нами были разработаны предложения по улучшению работы в этой сфере», - сказал в презентации своего доклада эксперт.

Рекомендации

Организовать на базе МТУ Центр обслуживания населения (ЦОН)

Что это даст? Во-первых, это позволит решить вопросы задолженности абонентов перед городскими службами, а также даст возможность выдавать справки о фактически проживающих и не проживающих людях по указанным адресам.

По словам эксперта, бывает так, что люди будучи хозяином квартиры, не проживают там, либо оформляют сделку купли-продажи имею огромную коммунальную задолженность.

Внести изменения и дополнения в положение об МТУ в сфере организации и управлении многоэтажными жилыми домами

Что это даст? Из-за того, что на сегодняшний день старые дома остались полностью без управления многие такие жилища находятся в плаченом состоянии. Дав возможность МТУ аккумулировать средства жителей на спецсчетах появится возможность начать ремонт, развивать эти дома и т.д.

Разработать единую базу данных для всех МТУ с целью учета фактически проживающих граждан в городе Бишкек

Что это даст? По словам эксперта, это позволит решить вопросы формы №2 при проведении выборов республиканского уровня. Болотов отметил, что в единой базе будет отражена информация о количестве фактически проживающих гражданах, их передвижении, а самое главное - будет виден уровень миграции. Кроме того, данное предложение решит вопрос увеличения абонентской базы коммунальных служб, а также улучшит качество работ по учету детей дошкольного и школьного возраста, решит вопрос реализации Электронной очереди в образовательных учреждениях, вопрос микроучастков в школы.

Обучить и повысить квалификацию сотрудников МТУ

Что это даст? При реализации системы, подобной Тундук, в рамках Цифровизации КР удалось бы облегчить жизнь многим гражданам страны и решить многие вопросы, говорит эксперт.

Пример: выделение 810 сом, в качестве пособия на одного ребенка. Многие семьи, особенно с юга страны не могут получить эту соцвыплату из-за того, что когда-то им был выделен земельный надел, и чтобы получить эту соцвыплату требуется, чтобы семья поехала к себе в район и сняла с себя этот надел. Но на это у многих семей нет средств.

Другой пример: Ввод ценза оседлости, который позволил бы при наличии указанной выше системы отслеживать живущих в жилмассивах граждан, даже в арендуемых домах, и по истечении примерно 10-летнего срока можно было бы включать их в список голосующих.

«Поэтому было бы хорошо ввести в систему МТУ программу подобную Тундук и подготовить для нас IT-специалистов, разбирающихся в вопросах цифровизации», - говорит эксперт.

И наконец в качестве еще одного предложения эксперт предложил рассмотреть вопрос улучшения материально-технической базы МТУ и укрупнения органов ТОС.

Система махалля

В качестве альтернативы работы МТУ эксперт привел пример системы «махалля» в Узбекистане, которая по словам Болотова, функционирует в рамках законодательства об органах самоуправления граждан Узбекистана, а также закреплена Конституцией и законами соседнего государства.

Эксперт отметил, что данный орган не относится ни к государственной, ни к муниципальной службе. «Жители района на собрании избирают главу и решают имеющиеся вопросы. Также на собрании избираются главы специальных комиссий, которые занимаются решением различных вопросов. Главы избираются согласно национальным обычаям, и они пользуются большим авторитетом. Как и у нас суд аксакалов, они также могут решать вопросы примирения сторон», - говорит эксперт, добавив, что эту систему он смог понять лучше во время работы в 13 МТУ, на территории которого проживают компактно дунгане, которые не прося никого, решают самостоятельно на собраниях имеющиеся на их районе проживания вопросы.

Что можно взять из узбекской системы Махалля для работы местных МТУ?

Алмаз Болотов отмечает, что в настоящее время у нас альтернативой этой системы являются домовые и квартальные комитеты. «Хотя мы избираем их глав на сходах и собраниях, но избираем их по другим критериям», - говорит он.

В Узбекистане, по его словам, это происходит по принципу наличия авторитета среди соседей и непоколебимой репутации, но в Кыргызстане не так.

«Поэтому в последнее время участились случаи того, что у квартальных и домовых низкий авторитет и они чрезмерно вовлечены в политику – выборы в ЖК КР и местные органы управления. Кроме того, мы стали приходить к выводу, что, как и в Узбекистане, таких людей не надо наделять возможностью выдачи справок или иных документов, поскольку, используя эти рычаги, у нас домовые или квартальные принуждают людей участвовать в выборах и голосовать так как им это нужно. Нельзя возводить одного человека над остальными: если в Узбекистане в комитете находятся 5 человек, то они имеют равные права и обязанность, и могут поднимать вопросы одной улицы на районном, городском или республиканском уровне. Вот тогда я думаю, что не будет никогда возвышения одного человека над другим», - отмечает Болотов.

Эксперт добавил, что система махалля работает как национальная система, пользующаяся всеобщей поддержкой и даже президент Узбекистана спокойно может принимать в ней участие и делится мнением. «Стимулирование происходит за счет работы самих людей», - подмечает эксперт.

Со своей стороны, 1-й секретарь посольства Узбекистана в КР Павел Саидов отметил, что в Узбекистане действительно с 2017 года активно реализовываются две программы – благоустроенная махалля и благоустроенный кишлак. «Эти программы начались именно с исконно кыргызского села Манас Джизакской области, где были реконструированы все дома и махалля стала показательной. Оттуда началась реализация по всей стране, даже в отдаленных уголках страны», - сообщил представитель посольства Узбекистана в Кыргызстане.

Саидов подчеркнул, что запланировать – это одно, но совсем другое дело, когда наступает практическая реализация самого проекта. «В прошлом году мы столкнулись с проблемой сноса ветхих частных строений. Этот вопрос всегда должен быть согласован и взаимокомпенсирован. И при реализации подобной системы в Кыргызстане необходимо обратить внимание на все те негативные моменты, с которыми столкнулись мы в Узбекистане», - сказал он, отметив, что в будущем он надеется на то, что в каждом районе и области, районы и кварталы будут благоустроены в лучшем виде.

Заместитель директора ГКС Олег Тарбинский напомнил об истории создания МТУ и их предназначении по примеру Джалал-Абада. Он также напомнил, что основная роль МТУ состояла в том, чтобы они снимали с районов проблемы местного характера и как показал последующий анализ, это оказалось возможным. Он также счел пример системы махали интересным для изучения.

В ходе обсуждения участники также смогли получить ответы на интересующие их вопросы о функционировании махали в Узбекистане от 1-го секретаря посольства Узбекистана в Кыргызстане.

Кроме того, были обсуждены вопросы, касающиеся увеличения юридических полномочий МТУ, законности взимания оплаты ТСЖ за справки, а также правомерности наложения определенных административных взысканий и общие функциональные обязанности МТУ на фоне полученной информации о функционировании махалли в Узбекистане.

Новая концепция и проект

Представители столичного муниципалитета рассказали участникам круглого стола о том, что уже имеется Концепция развития, в рамках которой заложена ликвидация МТУ с преобразованием в ЦОН. Однако из-за отмены выборов в БГК и отсутствия избранного мэра данная Концепция пока еще находится в муниципалитете.

Также представители муниципалитета осведомили участников круглого стола о том, что в настоящее время разрабатывается проект Муниципальной инспекции, куда будут входить сотрудники Санитарно-экологической инспекции и иные схожие по функциям органы, которые будут уполномочены налагать штрафы на квартальных и домовых. Как подчеркнули представители муниципалитета, есть хорошие законы и нормы, которые в настоящее время не могут быть рассмотрены в виду определенных причин. Тем не менее, местные законы и система работают отлично и адаптированы для Кыргызстана лучше остальных. Только, по их словам, необходимо подправить некоторые из них.

Заключение

Доктор Макс Георг Майер поделился, что неофициально недалеко от Бишкека есть один айылокмоту, глава которого работает с системой махалля. Это, по словам д-ра Майера, позволяет этому айылокмоту успешно решать вопросы на местах.

Депутат ЖК КР Аалы Карашев поделился своим мнением относительно систем МТУ и махалля, а также рассказал о том, что в различные годы различные главы муниципалитета принимали определенные решения по улучшению взаимосвязи муниципалитета и людей, живущих в районах, кварталах и улицах столицы. По его словам, зачастую цель заключалась в децентрализации власти, даже на местах поэтому принимались решения по созданию структур, способных решать вопросы на локальном уровне. Он также напомнил про исторический опыт работы органов МСУ и имеющиеся законы, которые необходимо привести немного в порядок, чтобы они стали работать эффективно.

В завершении круглого стола глава Фонда Зайделя в Центральной Азии доктор Макс Георг Майер отметил, что в сентябре планируется еще один круглый стол, на котором планируется обсудить работу столичной мэрии и взаимодействие 4 районов Бишкека. Кроме того, он выразил благодарность участникам круглого стола за участие в мероприятии и особо поблагодарил докладчика за его презентацию.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий